Голгофо-Распятский скит
- 1 year ago
- 0
- 0
Андреевский скит ( греч. Σκήτη Αγίου Ανδρέα ) — общежительный скит близ Карье — административного центра Афона , в Греции . Является зависимым от греческого монастыря Ватопед .
Основанием для скита послужила уединённая келия «Мониндрия» в честь преподобного Антония Великого, существовавшая с X века. В 1651 году патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий , удалившийся на покой, избрал келию для своего проживания, но вскоре вынужден был покинуть Афон сначала будучи восстановленным на константинопольской кафедре, а позднее вызванным в Москву для устроения церковных дел, где и скончался в 1654 году в Лубенском Преображенском монастыре Полтавской епархии. Личная келейная икона патриарха « В скорбех и печалех Утешение » позднее была передана в Ватопедский монастырь, а в 1849 году возвращена в скит, где почиталась в качестве святыни.
В 1761 году на Афон прибыл для проживания на покое другой константинопольский патриарх Серафим Анина , который приобрёл келию Антония Великого и воздвиг в ней красивый трёхэтажный дом, устроив в нём на первом этаже церковь святого Андрея Первозванного и преподобного Антония Великого, а на втором этаже — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Келия за свой величественный вид получила среди афонитов новое наименование — Серай («красивый дворец»). Патриарх Серафим так же как и его предшественник по политическим обстоятельствам выехал в Россию и по дороге также скончался в Лубенском монастыре. Оставшийся в келии после отъезда патриарха архидиакон, узнав о смерти святителя, переселился в Ватопедский монастырь и за дарование ему там приюта передал Серай в ведение Ватопеду . После этого Серайская келия пришла постепенно в запустение.
В 1830-х годах на Афон из России прибыли инок Виссарион (Толмачев) и Варсонофий (Вавилов) († 1850), которые первоначально поселились в Иверском монастыре , а позднее, ища уединения, проживали в Преображенской и Свято-Троицкой келиях, а также в Ильинском скиту . После рукоположения в сан иеромонахов и принятия схимы Виссарион и Варсонофий проявили желание устроить собственный скит. В 1841 году они приобрели у Ватопедского монастыря Серайскую келию, собрали в ней около 20 русских монахов и благоустроили скитское общежитие. В 1845 году, после посещения Афона Великим князем Константиноном Николаевичем , начались переговоры о получении разрешения на устройство русского скита.
В 1849 году на Афон прибыл известный ревнитель православия Андрей Николаевич Муравьёв . При его посредничестве келия была возведена в ранг скита, а Ватопедский монастырь при этом предоставил новому скиту право избирать собственного игумена и иметь скитскую печать. А. Н. Муравьёв получил титул ктитора скита. Торжественное открытие скита состоялось 22 октября 1849 года при участии проживающего на покое в Ватопеде адрианопольского митрополита , который во время литургии возвёл в сан игумена скита , вручив ему в качестве благословения икону « В скорбех и печалех Утешение ». После этого игумен Вассарион совершил визит к Константинопольскому патриарху Анфиму IV , который выдал ему грамоту на «вечное утверждение нового русского скита» . В том же году Андреевский скит получит от монастыря Ватопед устав (Омология), определяющий порядок внутренней жизни скита и его отношение к монастырю Ватопед. Игумен Виссарион сделал многое для благоустройства скита и скончался в 1862 году.
Его преемник по управлению скитом игумен Феодорит возглавлял обитель 25 лет, при нём был заложен Андреевский собор, построены величественные корпуса, открыты подворья, а монастырь Ватопед ходатайствовал о возведении игумена Феодорита в сан архимандрита. Патриарх Константинопольский Анфим Иоаннидис наградил архимандрита Феодорита золотым наперстным крестом с украшениями. В скиту было устроено четырнадцать храмов:
В ведении скита имелись обширные сельскохозяйственные угодья, учреждены подворья в Константинополе (с церковью в честь Андрея Первозванного), Салониках , Одессе (с церковью в честь Сергия Радонежского), Ростове на Дону и Санкт-Петербурге (с церковью Благовещения Пресвятой Богородицы ). Издавался ежемесячный журнал «Наставления и утешения святой веры христианской» (печатался в Одессе). На 1906 год в скиту проживало около 500 монахов и послушников.
В 1901 году в скиту был похоронен один из главных ктиторов — схимонах Иннокентий (Сибиряков) .