Interested Article - Зырянская Троица
- 2020-09-29
- 1
« Зырянская Троица » — икона Святой Троицы XIV века , согласно преданию, написанная святителем Стефаном Пермским , имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке , сделанную древнепермским письмом .
Описание
Икона представляет собой доску вертикального формата, склеенную из трёх частей, имеющую следы двух накладных шпонок . Ковчег отсутствует. Живописный слой — темпера на левкасе и паволоке .
В нижней части средника иконы на белом фоне помещена надпись на коми-зырянском языке , сделанная древнепермским письмом . Подписи на коми-зырянском языке имеются, в противоречие традиции, у изображений ангелов.
Иконография и стиль
Икона Зырянская Троица представляет собой своеобразную трактовку традиционной позднепалеологовской иконографии .
На иконе изображены три ангела ( Ветхозаветная Троица ), восседающие за столом на большой скамье-сопрестолии. Слева (от зрителя) представлен «Сын», в середине — «Отец», справа — «Дух». Слева внизу изображены Авраам и Сарра , внизу — , на фоне — строение с башенкой ( ) и дерево ( Мамврийский дуб ).
Выбор сюжета для этой иконы и для находившейся в той же церкви, а ныне утраченной, иконы Сошествия Святого Духа , которая также имела надпись на коми-зырянском языке, отражает миссионерские идеи святителя Стефана Пермского, пришедшего к язычникам, чтобы принести весть о едином Боге, и проповедовавшего на зырянском языке.
Особое место, которое уделено на иконе изображению Мамврийского дуба, заставляет вспомнить легенду о «прокудливой берёзе» — тотеме зырян, посечённом святителем Стефаном. Три больших ветви дуба символически и художественно соотносятся с идеей Триединства. Чаша на престоле, покрытом белой тканью, символизирует евхаристическую жертву .
-
Древнейшая надпись на коми-зырянском языке , сделанная древнепермским письмом
История
- Последняя четверть XIV века (после 1379 г.) — создание иконы. Икона являлась храмовым образом Троицкой церкви погоста Вожема Яренского уезда Вологодской губернии ;
- 1778 г. — икона обнаружена устюжским штабс-лекарем академиком Яковом Фризом, который обращает внимание на текст;
- 1790 г. — текст опубликован в Альманахе Академии Наук, икона входит в научный оборот;
- 1796—1801 гг. — икона перевезена в Софийский собор (Вологда) ;
- 1827 г. — широкое почитание, икону украшают богатым серебряным ризом;
- 1830-е гг. — хранится в алтаре собора среди обветшавшей утвари, оклад продан;
- 1841 г. — находится в кабинете епископа Иннокентия (Борисова) на Архиерейском дворе ;
- 1847 г. — икона поновлена местным иконописцем А. П. Поваровым — крестьянином села Коровничьего, вотчины Спасо-Прилуцкого монастыря , установлена в трапезной Воскресенского собора ;
- 1928 г. — поступила в Вологодский государственный музей-заповедник ;
- 1985 г. — находится в экспозиции древнерусского искусства художественного отдела Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника .
Авторство
Достоверно не установлено. Сведения об авторстве святителя Стефана Пермского относятся к концу XVIII века, и записаны Яковом Фризом со слов сельских прихожан. В подробном Житии святого, написанном через год после его преставления в 1396 году лично знавшим святителя иеродиаконом Епифанием Премудрым , сведений о том, что святой занимался иконописанием, нет. Паломничества к иконе во время её нахождения в Троицкой церкви не было. Святителю Стефану Пермскому приписывалось авторство нескольких икон и крестов с зырянскими надписями, часть из которых имела достоверно более позднее происхождение .
Некоторые исследователи предполагают, что икона была написана великоустюжским мастером . Однако отсутствие других икон этого периода с достоверным устюжским происхождением говорит против этой гипотезы. Некоторые стилистические признаки (например, колорит) могут указывать на ростовскую традицию.
Реставрация и современное состояние иконы
Точные сведения о реставрации иконы в 1930—1940-х годах отсутствуют, возможно, в это время были сделаны пробные расчистки. По сообщению Н. И. Федышина , раскрытие было крайне небрежно выполнено одним из учеников А. И. Брягина после 1945 года . В 1968—1973 годах икона реставрировалась в Е. М. Кристи.
По причине непрочности основания «Зырянская Троица» лишь однажды экспонировалась вне музея — на выставке «Живопись Вологодских земель» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в 1976 году.
Правительство Республики Коми неоднократно обращалось в ВГИАХМЗ с просьбами передать икону на постоянное хранение в Национальный музей республики, но эти ходатайства были отклонены по причине особой значимости иконы для вологодской культуры.
Списки
- Список, находившийся в церкви Симеона Столпника в Великом Устюге и, вероятно, созданный ещё до вывоза «Зырянской Троицы» в Вологду.
- Список, сделанный после вывоза древнего образа в Вологду, хранился в Вожемской церкви.
- Два списка были выполнены художниками-реставраторами ОАО «Купина» (Москва) и И. Н. Федышиным. Один из них, освящённый 25 апреля 1996 года в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II , передан в Сыктывкара . Второй находился в личных покоях архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана .
См. также
Примечания
- Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. ISBN 978-5-94431-232-7
- Дата обращения: 20 мая 2009. 12 июня 2012 года.
- Вздорнов Г. И. Вологда. — Л.: Аврора, 1972. С. 45-54
- Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 343, ил. 228—230
- Из истории реставрации, 1975. С. 115. Примеч. 7
- Е. Суворов, М. Сизов, С. Журавлёв от 7 февраля 2009 на Wayback Machine на сайте христианской газеты «Вера»-«Эском»
Литература
- Глебова А. А., Маймасов С. Б., Петрова Т. Г. Древнерусское искусство в собрании вологодского музея-заповедника. Путеводитель по экспозиции. — М., Северный паломник, 2004. — Стр. 11, 20-22, илл. 11, 12.
- Евгений (Болховитинов), еп. О древностях вологодских и зырянских. Вестник Европы. 1814. № 15, 16;
- Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII — начала XX века. Л., 1980. С. 12, ил. 4, 5, 228—230.
- Рыбаков А. А. Вологодская икона. М., 1995. С. 343, ил. 228—230.
- Виноградова Е. А. К истории иконы «Святая Троица Зырянская» в Вологде // Вестник церковной истории . 2007. № 4(8). С. 61-72.
- 2020-09-29
- 1