Interested Article - Справедливая война

Справедливая война ( лат. bellum iustum ) морально допустимая война , которая соответствует определенным критериям .

Те, кто придерживаются данных принципов, допускают войну лишь в определенных случаях, занимая промежуточное положение между милитаризмом и пацифизмом .

История

Основы теории справедливой войны были заложены ещё у Аристотеля и Цицерона . Аристотель в « Политике » указывал, что война является справедливой, если она ведется ради защиты своего государства, а также для установления господства над неразвитыми государствами. Он считал справедливой войну против варварских государств лишь в том случае, если они проявили свою неспособность к самоуправлению. Цицерон считал, что оправдана только война, которая ведется с целью отражения и наказания агрессора .

Евсевий Кесарийский в 9 кн. Церковной истории называет «справедливой войной» действия Константина по обузданию тирана Максенция .

Августин Блаженный настаивал на долге каждого человека и государства, следуя заповеди любви, защищать невинных от злодея, в том числе, если понадобится, вооруженными средствами. Согласно Августину, необходимость войны вытекает из греховности человека; и, люди, стремясь с Божьей помощью к избавлению от войн, должны со всей справедливостью противодействовать агрессору .

Фома Аквинский указывал на право пропорционального использования вооруженной силы, как для защиты третьих лиц, так и для самозащиты ( Summa theologiae , II—II, Q.64, A.7) . В частности, он утверждал, что «справедливую войну» ( bella iusta ) может объявлять законный правитель ради общего блага только в том случае, если преследуется справедливое намерение, а объявление войны имеет справедливую причину. Чаще всего к справедливым войнам можно отнести оборонительные войны или войны, которые ведутся во имя возмездия.

Святой Раймунд из Пентифорта в своей «Сумме случаев» ( Summa casibus ) сформулировал пять условий для признания войны справедливой:

  • целью войны должна быть защита «достояния»;
  • лицо, объявляющее войну, должно мыслить о том, как «добыть мир»;
  • объявляющее войну лицо должно быть светским, а не духовным;
  • война объявляется именем Церкви или Принца (то есть монарха);
  • война должна вестись бесстрастно, то есть, без ненависти и желания отомстить .

Плеханов указывал:

Чернышевский прямо ставит, между прочим, и вопрос о насилии. Он спрашивает: «пагубна или благотворна война?». «Вообще, — говорит он, — нельзя отвечать на это решительным образом; надобно знать, о какой войне идет дело, все зависит от обстоятельств, времени и места. Для диких народов вред войны менее чувствителен, польза ощутительнее; для образованных народов война приносит обыкновенно менее пользы и более вреда. Но, например, война 1812 года была спасительна для русского народа, марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества» .

Краткий курс истории ВКП(б) указывал, что война бывает двух родов:

  • война справедливая, незахватническая, освободительная, имеющая целью либо защиту народа от внешнего нападения и попыток его порабощения, либо освобождение народа от рабства капитализма , либо, наконец, освобождение колоний и зависимых стран от гнета империалистов ;
  • война несправедливая, захватническая, имеющая целью захват и порабощение чужих стран, чужих народов .

Д-р ист. наук Н. И. Басовская , исследовавшая восприятие войны и мира в западноевропейском средневековом обществе, выделяет постепенную эволюцию содержания термина «справедливая война» от начальной его трактовки как войны в защиту веры до применения к определению любого военного конфликта, получившего соответствующее юридическое и идеологическое обоснование (XII—XIII вв.), а затем — апелляции к мнению народа при обосновании категорий «справедливости» или «несправедливости» войны, получившей повсеместное распространение во второй половине XIV — начале XV вв.

В современной литературе принципы справедливой войны делятся на jus ad bellum («право» начала войны) и jus in bello («право» при ведении войны).

Принципы ius ad bellum

  • война должна начинаться по справедливым мотивам и ради морально оправданной цели (например, самообороны или помощи жертве агрессии в соответствии с заключенными договорами)
  • война должна вестись в соответствии с установленной справедливой целью и выражать «добрые, или правильные намерения»;
  • войну может начинать только легитимная власть;
  • начинаемая война действительно должна являться последним (крайним) средством;
  • военные операции должны начинаться при наличии разумных шансов на успех;
  • предполагаемое бремя войны должно быть адекватным целям войны .

Принципы ius in bello

  • гражданское население должно обладать правом неприкосновенности и следует соблюдать принцип различия в отношении к комбатантам и некомбатантам (гражданскому населению, военнопленным, раненым);
  • допустимо лишь пропорциональное использование насилия по отношению к противнику.

Иногда к правилам справедливой войны относят невовлечение гражданских лиц (на этом особенно настаивает Резолюция ООН № 2444 от 19 декабря 1968) , отказ от свержения правительства или разорения враждебной страны .

На этих основаниях некоторые христианские богословы считают, что ядерная война не может быть справедливой .

См. также

Примечания

  1. Aaron X. Fellmeth, Maurice Horwitz. (англ.) // Guide to Latin in International Law. — Oxford University Press, 2011. — ISBN 978-0-19-536938-0 . — doi : . 12 ноября 2022 года.
  2. О Граде Божьем 4:15
  3. (недоступная ссылка)
  4. . Дата обращения: 5 мая 2010. Архивировано из 19 декабря 2010 года.
  5. . Дата обращения: 14 сентября 2011. 14 января 2012 года.
  6. . Дата обращения: 30 мая 2014. 15 января 2015 года.
  7. . Дата обращения: 24 октября 2014. 24 октября 2014 года.
  8. . Дата обращения: 5 мая 2010. Архивировано из 16 июня 2008 года.
  9. . Дата обращения: 10 февраля 2009. Архивировано из 11 февраля 2009 года.
  10. Дата обращения: 5 мая 2010. 5 октября 2010 года.

Литература

  • Richard J. Regan. . , 1996.
  • Paul F. Robinson. . Ashgate Publishing, Ltd. , 2003.
  • Frederick H. Russell. . Cambridge University Press , 1977.
  • Николай Владимирович Ястребов. . // Этюды о Петре Хельчицком и его времени : (Из истории гуситской мысли). Записки историко-филологического факультета Императорского Санкт-Петербургского Университета. Часть LXXXIX. СПб. , 1908.
  • Фома Аквинский . Сумма теологии . Ч3.

Ссылки

  • от 19 декабря 2010 на Wayback Machine
  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 [3926 дней] — , )
Источник —

Same as Справедливая война