Ассистент (преподавательская должность)
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ссист ( лат. assisto — стоять рядом, присутствовать) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах, куполах, символизирующие присутствие Божественного света, заменяя .
Традиционно ассистом расписываются прежде всего одежды Христа , когда он изображается во славе: например, на иконах Воскресения , Вознесения , Преображения , Успения Пресвятой Богородицы , иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.
Ассист накладывался так: поверхность полностью завершённой живописи припудривалась тонко измельчённым порошком мела , чтобы листки сусального золота или серебра не приклеились к свежему красочному слою. Затем места под ассист промазывались специальным клеевым составом. Листочек золота или серебра осторожно брали хлебным мякишем и прижимали к подготовленной поверхности. После высыхания клея лишние кусочки металла осторожно смахивали, а ассист шлифовали для придания ему блеска «зубком» из агата (в древности вместо агата часто использовали зуб животного).
В отдельных случаях ассист наносился творёным (то есть растёртым в порошок и смешанным с клеем) золотом. Особенно широко творёное золото в иконописи употреблялось в XVII—XVIII веках. Им прописывали складки одежд, отдельные детали окружения и фона — например, траву или листья на деревьях, выполняли орнаменты. Тонкие штрихи творёного золота могли наноситься «в перо», «в щетинку» или «рогожкой».
Ассистом также называется клеевой состав под золочение — «золотить на ассист» . Готовится он из томлёного чесночного сока или пивного сусла .