Interested Article - Хесед

Сфирот в Каббале
Сфирот в Каббале Кетер Бина Хохма Даат Гвура Хесед Тиферет Ход Нецах Йесод Малхут
Сфирот в Каббале
View the image description page for this diagram Древо Жизни

Хесед , или Гедула́ ( др.-евр. חסד‎ ‏‎; ḥesed; ; « »; « Великодушие ») , — в учении каббалы о происхождении миров четвёртая из 10 объективных эманаций (прямые лучи божественного света) мироздания — так называемых « сфирот » или «сефирот» ( мн.ч. от «сефира»), также «цифр» или «сфер» , — первых излучений Божественной Сущности , которые в своей совокупности образуют космос .

Мыслимые как члены одного целого, сефироты образуют форму совершенного существа — первоначального человека ( Адам-Кадмон ). Для большей наглядности каббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частями человеческого тела: так Хесед (Гедула́) и Гвура́ (Гебура́) — это две руки Адам-Кадмона .

Триада «душевного мира»

Хесед рождается сфирой Бина́ , то есть «Милость» рождается «Разумом», который в своём тройном проявлении даёт начало противоположным принципам: мужскому принципу Хесед («Милость») и женскому принципу Гвура́ («Суд»), которые вместе производят новый принцип — Тиферет («Красота»).

Понятия «Суд» и «Милость» не следует, однако, понимать буквально, а как символическое обозначение для развёртывания и самоограничения воли ; сумма обоих — нравственный миропорядок — является в виде «Красоты» (Тиферет).

Триада Хесед («Милость»), Гвура́ («Суд») и Тиферет («Красота») — по своему существу — носит этический характер и представляет собой так называемый «душевный мир», или, по терминологии позднейших каббалистов, «чувствуемый мир» (עולם מורגש‎);

Лик Отца

Книга « Зогар » передаёт, что образуемый сефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира Хесед («Милость» или «Великодушие»), входя в тройку правых или мужских сефирот (вместе с Хохма и Нецах ), образует Длинное Лицо (Арик-Анпин), или Отца ( Аба ). Первая высшая сефира « Венец » иногда относится к Отцу, иногда же принимается за особый лик — Вечный Бог как таковой или « Ветхий денми » (Ветхий днями; Атик-Иомин).

Каббалистическое сочинение «Mehemnuta de-Kalla» Нехемии Хайона (ум. 1730) в весьма туманной форме, непонятной непосвящённым, проводит основной принцип саббатианства , что иудаизм есть вера в Триединого Бога . Согласно иудаизму, Бог воплощает в себе три « » (от греч. πρόσωπον — лицо): — Аттик («Ветхий Днями»), Малка Кадиша («Святой Царь») и Шехина .

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  3. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
Источник —

Same as Хесед