Поморские ответы
(официальное название
Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита
) — одно из главных апологетических произведений
староверов
всех согласий, опубликованное в
1723 году
. Авторство считается коллективным, но определённое первенство всё же принадлежит
Андрею Денисову
. Объём ответов составил 366 листов (732 с.).
Содержание
Предыстория
В
1722 году
в
Выговскую
старообрядческую
беспоповскую
общину для проведения диспутов о вере был отправлен иеромонах Российской Православной церкви
Неофит
, написавший сборник из 106 вопросов, составленных в полемической форме.
История написания и опубликования
Ответы на эти вопросы были составлены под руководством
братьев Андрея и Семёна Денисовых
(в основном,
Андрея Денисова
), основателей поморской
Выгорецкой пустыни
, около
1723 года
.
Два первых экземпляра рукописи «Ответов», очевидно, были готовы уже к
21 июня
1723 года и оба сданы в канцелярию Петровских заводов в
Олонце
: для «
господина присланного учителя иеромонаха Неофита
» и «
для хранения в Канцелярии заводов
». Оригинал подписан девятью уполномоченными:
Даниилом Викуловым
, Ипатия Ефремова, Петра Ануфриева, Михаила Андреева, Ильи Ефремова, Ивана Михайлова, Павла Дементиева, Севастьяна Савинова вместо Матвея Яковлева и Тита Евсевьева вместо Антония Лукина
.
Опровержение «Поморских ответов», по поручению Св. Синода, было составлено архиепископом Тверским
Феофилактом
под заглавием «Неправда раскольническая, которую на себя объявили выгорецкие пустосвяты в ответах на вопросы, поданные им от честного иером. Неофита» (сохранилось в рукописи)
. В 1745 году это сочинение было переработано
Арсением Мацеевичем
и издано под названием «Обличение неправды раскольнической»
.
Содержание
«Поморские ответы» представляют собой выдающееся для того времени полемическое сочинение, авторы показали способность подмечать слабые стороны оппонента, умело использовали приёмы критического анализа, использован огромный объём литературных, исторических и
иконографических
источников. В то же время произведение обладает несомненными достоинствами как литературная и богословская работа.
В «Поморских ответах» был проведён первый в русской истории
палеографический
анализ исторического документа: блестяще была доказана подложность так называемого
«Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина»
, приводимого Российской Православной церковью в качестве одного из центральных доказательств истинности и древности «новых обрядов» и относимого к XII веку.
1. (А) О православности веры древнероссийской церкви православной веры
2. (В) О всесоборном согласии древнероссийской церкви
3. (Г) О случившихся в России раздорах противников Восточной Церкви
4. (Д) О согласии древнероссийской церкви с восточною
5. (Е) О двуперстном сложении на крестное знамение и благословение, которое неизменно соблюдалось от крещения Руси до патриарха Никона
6-10. О новизне троеперстного сложения
11-13 (AI). Двумя перстами креститься есть обычай древний и православный.
14-15. О том, что два перста символизируют два естества во Христе.
16-20 (ЖI). О всесогласном в древнероссийской и восточной церкви пении сугубой
аллилуйи
.
21-24 (КА). О преподобном
Максиме Греке
, который был православным.
40 (М). О том, сколькими перстами повелел креститься
Феодорит
.
41 (МА). О том, сколькими перстами повелел креститься Мелетий.
42-47. О крестном знамении согласно Стоглавому собору.
48 (МИ). В православии ли ныне пребывает церковь великороссийская?
49-50. Новизна и изменения великороссийской церкви: об отказе от
двуперстного
крестного знамения, о порицании
арианством
,
македонианством
, арменством и
несторианством
, об отказе от
трёхчастной формы креста
, об изменении ангельской песни
аллилуйя
, об имени «Исус», о земных поклонах, о зачатии человечества, о воскресении мёртвых, об иконах, о пении, об изменении в чине крещения (об обливаемом крещении), об изменении хождения по солнцу.
51 (НА). О нововведениях («новостех») и спасении от них.
52 (НВ). Об императорском величии и Синоде.
53 (НГ). О том, почему Стоглавый собор трёхкратную аллилуйю латинством нарёк.
85-87. О Соборе после Никона и о низвержении Никона.
88 (ПИ). О государях Фёдоре и Иоанне Алексеевичах.
94-98. О нововведениях.
99. Об обещании Христа быть до скончания века.
101 (РА). О том, что вера православная и Церковь может и без священников и видимой церкви пребывать и спасать. «Кафолическая церковь не стенами и столпами утверждается, но православной верой и житием благочестивым»
102—103. О крещении по нужде, на основе Предания о совершении крещения иноками и дьяконами, которые не были возведёнными в сан.
105 (РЕ). О приемлющих попечение о спасении других. Примером для старообрядцев здесь становится
Антоний Великий
, который стал иноком и духовным учителем без особого рукоположения видимой церкви. «Вспоминаем
Пахомия Великого
, который стал пастырем, не имея священнического сана». В качестве возможности проведения исповеди мирянином старообрядцы ссылаются на слова
апостола Иакова
(
Иак.
)
106 (PS). О вере православной. Современная «Восточная церковь» Константинопольского патриархата, по мнению старообрядцев, «изнасилована агарянами», которые суть ученики
Мухаммеда
(
Моамефа
) — лжепророка и предтечи антихриста. Вера же
православнокафолическая
заключается в
двоеперстии
, полагании
восьмиконечного креста
на просфоры и пении сугубой аллилуйи.
Оригинал рукописи
Оригиналы рукописей «Поморских ответов», поданные
Петру I
и Неофиту, находились в собрании московского старовера Егора Егорова, которое ныне хранится в отделе рукописей
Российской государственной библиотеки
.
Издания
Поморские ответы. [Б.м.]: Издание Мануиловского Никольского монастыря, 1884. Нелегальное старообрядческое издание, осуществленное священноиноком Арсением (Швецовым), будущим епископом Уральским и Оренбургским. Текст на церковно-славянском языке. В 2016 г. Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии Московской и всея Руси Русской Православной старообрядческой Церкви эта книга переиздана репринтным способом, кроме того осуществлено её переложение на современный русский язык, составившее отдельный второй том. См.:
Поморские
ответы
[Текст] : [в 2 кн.] / [пер., подгот. текста к изд., примеч. В. В. Боченкова]. — Москва : Криница, 2016. — 21 см. — (Серия «Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей»).;
ISBN 978-5-9907762-0-3
(Кн. 1),
ISBN 978-5-99-07762-2-7
(Кн. 2).
Поморские ответы. М.: Типография П. П. Рябушинского, 1911
Поморские ответы. М.: Христианская типография при Преображенском богадельном доме, 1911
Поморские ответы : Русская православная старообрядческая церковь, Митрополия Московская и всея Руси, Архив, Библиотека редких книг и рукописей («Рогожское книгохранение»); [переложение на современный русский язык и вступительная статья В. Боченкова]. — Калуга : Фридгельм, 2022. — 318 с. — (Серия «Наследие старообрядческих апологетов, начетчиков, писателей»). —
ISBN 978-5-905756-67-2
Бубнов Н. Ю.
// «Поморский вестник»: изд. Старообрядческого общества Латвии. № 21, июнь. — Рига, 2008. — С. 4-5.
Парфений (Аггеев)
, игум.
Книга возобличение на поморские ответы Андрея Денисова с сотрудниками / Написана в Спасопреображенском Гуслицком монастыре настоятелем игуменом Парфением. — Москва : Синод. тип., 1867.
Антонов Е. А.
Замечания на ответы, данные поповцами австрийского согласия безпоповцам согласия поморского. — Москва : тип. г. Лисснера и А. Гешеля, преемн. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1897
Павел Прусский.
Замечания на книгу поморских ответов. — Москва : Братство св. Петра митр., 1890. — VIII, 552 с.
Старообрядческий церковный календарь на 1963 год.: Посвящается 240-летию «
Поморских
Ответов
». [Текст]. — Вильнюс : Высш. старообряд. совет в Лит. ССР ; Рига : Риж. гребенщиков. старообряд. община в Латв. ССР, [1963].
Юхименко Е. М.
Выго-Лексинское общежительство в начале XVIII в.: Предыстория «Поморских ответов» // Старообрядчество: История, культура, современность. Тезисы. — М., 1997. — С. 148—150.