Interested Article - Ревекка
- 2020-07-29
- 1
Реве́кка ( греч. Рεβεκκα , др.-евр. רִבְקָה , Ривка ) — персонаж Пятикнижия , одна из библейских праматерей, жена Исаака и мать братьев-близнецов Исава и Иакова .
В Священных Писаниях
В Ветхом Завете
Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама — Нахора ( Быт. , ). Она приходилась родной сестрой Лавану , дочери которого Лия и Рахиль стали впоследствии женами её сына Иакова.
Авраам, живший в Ханаане далеко от родных мест, решил найти жену своему сыну Исааку у себя на родине, в Харране . По его поручению его домоправитель, Элиезер , отправился в Месопотамию . Около Харрана у колодца он помолился Господу, попросив чёткие указания того, что его выбор невесты для Исаака угоден Богу: «девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] — вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» ( Быт. ). Ещё не перестал он говорить, как вышла Ревекка, и он попросил напиться из её кувшина. В ответ она спустила свой кувшин и напоила его и его верблюдов ( Быт. ). Тогда он попросил у её родителей руки Ревекки для сына своего господина и получил согласие . Они сразу отпустили её к Исааку ( Быт. ).
Исаак полюбил Ревекку и женился на ней. Ревекка оставалась бесплодной 20 лет, после чего родила близнецов Исава и Иакова. Будучи беременной, Ревекка узнала от Бога предназначение её сыновей, что они оба станут родоначальниками двух народов, причем потомки старшего будут в подчинении у младшего ( Быт. , ) .
Чувства родителей разделились, в то время как Исаак любил зверолова Исава, Ревекка любила пастуха Иакова. В Филистее Исаак, боясь, что местные жители его убьют, чтобы овладеть его женой, « так как она была прекрасна видом », выдал её за свою сестру. Когда Исаак, постарев и почувствовав приближение смерти, послал Исава наловить ему дичи и приготовить ему кушанье, « дабы благословила Исава его душа перед смертью », Ревекка побудила Иакова обманом предупредить брата и получить отцовское благословение. Она же, узнав, что Исав из мести замышляет убить брата, спасла своего любимца, послав его в Харан к своему брату Лавану .
О времени её смерти ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела .
Традиционные предания
Ревекка описывается как женщина красивая, приветливая, предупредительная даже к незнакомым, с сильными чувствами симпатии и антипатии ( ), с глубокой верой в Бога ( ). Характер её решительный ( , ); для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры ( ) .
В еврейской традиции
Согласно мидрашу Берешит Рабба , Ревекка родилась в день смерти Сарры .
Когда Исаак на ней женился, ей было 3 года . Однако, согласно мидраш Агаде, Ревекка была при выходе замуж взрослой . Согласно иудейской традиции и трактату Вавилонского Талмуда Нида , еврейская девочка достигшая возраста трёх лет может быть обручена путём полового акта .
Библейский рассказ о встрече слуги Авраама с Ревеккой у колодца приукрашен Агадой в свойственном ей стиле. Как только Ревекка приблизилась к источнику, вода поднялась . Подарки, которые преподнёс ей слуга Авраама при первой же встрече, принимают в Агаде символический смысл, 2 запястья — в предзнаменование двух скрижалей Завета; их вес в 10 сиклей символизировал Десять заповедей . Предупредительность Ревекки выразилась также в том, что на вопрос слуги, можно ли будет переночевать в доме её родителей одну ночь, Ревекка ему ответила, что можно найти у них приют на много ночей .
В первый раз Ревекка увидела Исаака, когда он в поле молился, и по выражению его молитвенного настроения она подумала, что это выдающийся человек, почему и спросила о нём своего провожатого, слугу Авраама . Исаак ревновал её к этому слуге, Элиэзеру, но Ревекке чудесным образом удалось вернуть ему его душевное спокойствие .
Когда Ревекка была введена Исааком в шатёр своей умершей матери, возобновились чудесные явления, наблюдавшиеся там при жизни Сарры, облако высилось над шатром, дверь можно было оставлять открытой настежь, благословение Господне почивало над хлебом; свеча, зажжённая при наступлении субботы, горела в продолжение всей недели .
Ревекка долгое время была бездетна, поскольку Бог желал слышать молитвы праведных людей . Исаак и Ρевекка молились о даровании потомства. Бог принял только молитву Исаака, но не Ревекки, так как она происходила от нечестивых родителей .
Боли во время беременности Ревекка чувствовала оттого, что, когда она проходила мимо домов молитвы и учения, принадлежавших поклонникам истинного Бога, Иаков рвался выйти на свет Божий, а когда она проходила мимо капищ идолопоклонников, то же самое повторялось с Исавом . За советом она обратилась к школе Сима (Шема), который был тогда ещё жив .
Ревекка любила Иакова за его праведную жизнь, за любовь к учению . Когда Ревекка посоветовала Иакову приготовить кушание для Исаака из двух козлят, она предоставила ему взять из тех стад, которые принадлежали ей, так как Исаак обязался в брачном контракте давать ей ежедневно по 2 козлёнка . Передав Иакову приготовленное ею кушанье, Ревекка сопровождала его только до двери, сказав, что её задача исполнена .
О замыслах Исава против Иакова Ревекка узнала по наитию свыше, так как она как одна из четырёх праматерей еврейского народа была одарена пророческим духом .
В искусстве и литературе
В изобразительном искусстве
- «Ревекка у колодца», Тициан Вечеллио. Около 1560 года. Холст, масло, 100×112, Дальневосточный художественный музей.
В кинематографе
- « » (ТВ), Германия, Италия, США, 1994 год, режиссёр Питер Холл . В роли Ревекки — Ирен Папас .
- « Красный шатёр » (мини-сериал), США, 2014 год, режиссёр Роджер Янг , в роли Ревекки — Дебра Уингер .
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Мидраш Берешит Рабба , 58:2
- Софрим , 21:9
- Мидраш Агада на Быт. 24, 57; см. Тосаф. Иеб., 61б
- Abodah Zarah 37a, Babylonian Talmud: Niddah 45
- Мидраш Берешит Рабба 60:6
- ↑ Мидраш Берешит Рабба 60:7
- Мидраш Берешит Рабба 60:14
- Мидраш Агада на Быт. 24:64, 67
- Мидраш Агада на Быт. 24:67
- ↑ Талмуд , Иебамот 64а
- ↑ Мидраш Агада на Быт. 25:21
- ↑ Мидраш Берешит Рабба 63:6
- Мидраш Агада на Быт. 25:27
- Мидраш Берешит Рабба 65:10
- Мидраш Берешит Рабба 65:13
- Мидраш Берешит Рабба 57:9
Литература
- // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
- 2020-07-29
- 1