Михаи́л Афана́сьевич По́льский
(
6
[18] ноября
1891
,
Новотроицкая
,
Кубанская область
—
21 мая
1960
,
Сан-Франциско
,
Калифорния
) —
священнослужитель
Русской православной церкви заграницей
,
протопресвитер
;
публицист
,
богослов
.
Биография
Родился 6 ноября 1891 года в семье
псаломщика
. В 1914 году окончил
Ставропольскую духовную семинарию
.
В 1918 года был назначен уездным противосектантским миссионером (Ставропольская епархия)
.
29 июля 1920 года рукоположён в сан
диакона
, а 1 августа того же года — рукоположён во
иерея
. Служил в
клире
Петропавловской церкви у Преображенской заставы
в Москве
.
В
1921 году
поступил в нелегальную
Московскую духовную академию
(занятия проходили частным образом у профессоров), которая вскоре была закрыта
.
7 мая 1922 года сослужил Патриарху
Тихону
в храме села Богородского под Москвой. Это была последняя
литургия
до его ареста
.
За борьбу с
обновленчеством
в 1923 года арестован и четыре с половиной месяца провёл в московской
Бутырской тюрьме
. Затем отправлен в
Соловецкий лагерь особого назначения
. В лагере работал сетевязальщиком и рыбаком на Филимоновой тоне вместе с архиепископом
Иларионом (Троицким)
. Подробности ареста и пребывания на Соловках были описаны в его «Очерке бежавшего из России священника»
.
В 1926 года вышел на свободу
. 20 декабря 1926 года приговорён к трём годам ссылки в
Коми автономную область
по статье 58-13 Уголовного кодекса РСФСР. Отбывал наказание в
Усть-Сысольске
.
Не признал «
Декларации
» митрополита
Сергия (Страгородского)
1927 года и впоследствии от него отделился. Служил как
катакомбный священник
, имея
антиминс
от епископа
Платона (Руднева)
.
В конце 1929 году бежал из ссылки в Коми. В 1930 году прожил несколько месяцев в Москве на нелегальном положении, был тесно связан с московскими
иосифлянами
, посетил в
Дивеевом монастыре
священника
, а затем при содействии иосифлянина архитектора
Владимира Максимова
навсегда покинул СССР
. В марте того же года нелегально он преодолел советско-
персидскую
границу
. При побеге из России взял с собой сведения о пострадавших священнослужителях Русской православной церкви, которые позднее использовал в своих сочинениях
.
В октябре того же года прибыл в
Палестину
в
Русскую духовную миссию
, бывшую тогда под контролем
Архиерейского синода Русской церкви
; служил в одном из заиорданских монастырей
.
С
1934 года
был настоятелем общины
Русской православной церкви заграницей
(РПЦЗ) в
Бейруте
.
28 апреля 1935 года возведён в сан
протоиерея
.
Был участником II Всезарубежного церковного собора в
1938 году
; прочитанный им доклад «О духовном состоянии Русского народа под властью безбожников» был издан отдельно в Соборных деяниях (Белград, 1938)
.
В 1938 году переехал в Великобританию, где до 1948 года был настоятелем прихода в Лондоне в юрисдикции РПЦЗ
. 26 ноября 1945 года
Архиерейский Синод РПЦЗ
протоиерея Михаила наградил наперсным крестом с украшениями за сохранение верности РПЦЗ после перехода в Московский Патриархат митрополита Западно-Европейского
Серафима (Лукьянова)
.
В 1948 году переехал в США, причислен к кафедральному
собору во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско
. 14 декабря того же года возведён в сан
протопресвитера
.
На «Лос-Анджелесском процессе» (1948—1949) — судебном споре об имуществе
Преображенской церкви
в
Лос-Анджелесе
— успешно выступал как эксперт-канонист, отстаивая позиции РПЦЗ от посягательств «
Северо-Американской митрополии
», возглавляемой тогда митрополитом
Феофилом (Пашковским)
. Обстоятельства этого дела описал в работе «Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода», изданной в Джорданвилле в 1952 году
.
С 1952 года служил старшим кафедральным протоиереем Радосте-Скорбященского собора в Сан-Франциско. Ушёл на покой в 1959 году.
Скончался
21 мая
1960 года
в Сан-Франциско.
Труды
В 1931 году в Иерусалиме напечатал труд «Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника».
Иван Ильин
, посвятивший немало строк его книге, писал об отце Михаиле и его труде: «Его разрывающая душу искренность, поразительная ясность его взглядов, касающихся суждений о православной церкви и её путях, его неброское религиозное мужество, его описание церковной борьбы — стоят того, чтобы довериться его слову»
. Священник
Александр Мазырин
, признавая за книгой литературные достоинства, отмечает её особую полемическую заострённость. И приводит слова её автора: «Митрополит Сергий и его Церковь — не величина. Они — как ничто»
.
В 1948 году в Джорданвилле вышел его труд «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей», в котором в том числе он доказывал каноничность Русской православной церкви заграницей и неканоничность
Московской патриархии
после Декларации митрополита Сергия 1927 года, а также обособившейся от РПЦЗ в конце 1947 года
Северо-Американской митрополии
. Данная публикация ознаменовала возобновление полемики в среде русской церковной эмиграции о том, какое из существовавших канонических устройств являлось наиболее отвечающим церковному сознанию. На эту публикацию в частности ответил Александр Шмеман
. В 1960 году в Париже была издана работа
Сергея Троицкого
«О неправде Карловацкого раскола. Разбор книги прот. М. Польского „Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и заграницей“». Начиная разбор книги, Троицкий подчеркнул, что она «является самой подробной апологией
Карловацкого раскола
, пользуется у карловчан-
анастасиевцев
большим авторитетом, как своего рода их
»
. Историк
Андрей Кострюков
пишет об этой работе: «Он постарался детально изложить обстоятельства возникновения РПЦЗ, её разделения с московской церковной властью и внутренние конфликты. Однако принадлежность автора к Зарубежной Церкви <…> дала о себе знать умалчиванием некоторых „невыгодных“ для неё фактов»
.
На основе собранного им архива, личных воспоминаний и свидетельств очевидцев написал книгу «
Новые мученики Российские
», первый том которой вышел в 1949 году в Джорданвилле
. В 1957 году вышел второй том этой книги
. После выхода второго тома своей книги приступил к работе над третьей частью. Этот труд не был издан
.
Публикации
-
книги и отдельные издания
-
/ Михаил Священник. Иерусалим, 1931. 122 с.
-
О духовном состоянии русского народа под властью безбожников. (Доклад Собору Православной Русской Зарубежной Церкви с участием клира и мирян 7/20 августа 1938 года) / Протоиерей Михаил Польский. Белград, 1938. 23 с.
-
О духовном состоянии русского народа под властью большевизма. — Белград, 1938.
-
Современное состояние Православной Церкви в СССР. [Б. м.], 1946. 34 с.
-
Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей]. — [Джорданвилль], 1948. — 194, [2] с.
-
Американская митрополия и процесс в Лос Анжелосе. — Jordanville, 1949. — 41 с.
-
/ Сост. протопресвитер М. Польский. Jordanville, 1949. 228 с., [21] л.
-
(недоступная ссылка)
. Jordanville, 1950. 12 с.
-
«К 25-летию со дня кончины Святейшего Патриарха Тихона» // День русского ребёнка. San Francisco, 1950. Вып. 17. С. 75—79.
-
Четвероевангелие. Текст четырёх Евангелий, поставленный параллельно в хронологическом порядке / Сопоставил текст А. С. Ананьин; ред., предисл. и примечания Протопресвитера М. Польского. Jordanville, 1950. 486 с.
-
Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода. — Джорданвилль, 1952.
-
Очерк положения Русского Экзархата Вселенской юрисдикции. — Джорданвилль.: Свято-Троицкий монастырь. — 1952. — 32 С.
-
«Письмо в редакцию : О положении Западно-Европейского Экзархата» // Православная Русь. 1952. № 20. С. 7-8
-
Теософия и Христианство. Сан-Франциско, 1956. 14 с.
-
/ Сост. протопресвитер М. Польский. Jordanville, 1957. 287, [2] c., [14] л.
-
The new martyrs of Russia. — Montreal, 1972. 137 p. (Сокращённое английское издание)
-
статьи
-
«Познание Бога» // На Страже Православия. Лондон, 1939. — № 1. — С. 1-16
-
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10-11. Рец. на кн.: Философия техники : Техника и новое миросозерцание / П. Боранецкий. Париж, 1947. 222 с.
-
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10. Рец. на кн.: К познанию Православия / Священ. К. Зайцев. Ч. 1. Шанхай, 1948. 218 с.
-
[Рецензия] // Православная Русь. 1948. — № 15. — С. 10. Рец. на ст.: «Бытие определяет сознание» / Еп. Иоанн (Шаховской) //
Новое русское слово
. 1948. 13 июня
-
«Церковный дневник еп. Иоанна (Шаховского)» // Православная Русь. 1948. — № 10. — С. 10-11
-
«К устройству женской обители в Нью-Джерзи» // Православная Русь. 1949. — № 7/8. — С. 22
-
«В защиту Православия» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 3-4
-
«Духовные помышления» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 4
-
«Источник любви к ближним» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 11. — С. 3-4
-
«Книга Песнь Песней Соломоновых» // Православный путь. 1953. — С. 84-95
-
«Крещение Господне» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 1-2
-
«Наш Спаситель» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 2. — С. 2-3
-
«Свет Великий» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 7. — С. 7-8
-
Чудотворные иконы. К пребыванию «Курской-Коренной» Чудотворной иконы Богоматери в г. Сан-Франциско // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 7. — С. 1-4
-
«Помощь Неба» // Церковность. Сан-Франциско, 1953. — № 11. — С. 1-3
-
«Земля и Небо» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 1. — С. 1-4
-
«Наука жизни» : О преподавании Закона Божия // Православная Русь. 1954. — № 19. — С. 4-7
-
По поводу одного заговора. Римо-католики и мы // Наше время. Сан-Франциско, 1954. 12-13 марта
-
"Почитание святы"х // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 6-7
-
«Предмет пререканий» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 2. — С. 1-4
-
«Великий раскол 1054 года» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 1-2 (Прил.)
-
«Христос Воскресе! Пасха — Христос, Избавитель» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 4. — С. 1-4
-
«Соловецкий лагерь. Первые впечатления» // День русского ребёнка. Вып. 18. San Francisco, 1951. — С. 252—260
-
«Спасительный путь» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 6. — С. 1-5
-
«Троице Святая, слава Тебе!» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. — № 5. — С. 1-4
-
«Христос Воскресе! Да празднует же мир..: Христос бо возста, веселие вечное» // Церковность. Сан-Франциско, 1955. — № 2. — С. 1-3
-
Американский раскол // «Православная Русь». — 1955 — № 11. — С. 8-11
-
«Церковная и личная политика. По поводу рецензии Еп. Иоанна (Шаховского)» // Владимирский Православный Русский календарь на 1957 г. Нью-Йорк, [1956]. — С. 119—123
-
«Мученическая кончина архиеп. Иоанна : к 25-летию её : Из готовящегося к печати третьего тома „Новомучеников“ протопр. М. Польского» // Православная Русь. 1959. — № 19. — С. 5-6
-
[Рецензия] / Прот. М. П. // Православная Русь. 1970. — № 24. — С. 15. Рец. на кн.: Православно-христианское учение об истинной вере и жизни, в обличение атеизма и в опровержение доктрины неверия. Луч света на вековые тайны / Сост. Архимандрит Пантелеимон. [Б. м.], 1970. 400, 480 с.
-
Патриарх Тихон: («Новые Мученики Российские» прот. М. Польского) // Владимирский Православный русский календарь на 1975 год. N. Y., 1974. — С. 1-42
Литература
-
Иларионова М.
К юбилею о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1955. — №. 19. — С. 6
-
Последний земной путь о. прот. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 11. — С. 11
-
Андреев И. М.
Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 11. — С. 4-7
-
Константин
, архимандрит
. Памяти о. Михаила Польского // «Православная Русь». — 1960. — № 10. — С. 14
-
Отзыв митрополита Виталия, Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви, об исключительной важности труда протоиерея Михаила Польского «Положение Церкви в Советской России» // «Православный вестник». — 1995. — № 86. — С. 7-8
-
Польский Михаил //
Иванян Э. А.
Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII—XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. —
ISBN 5-7133-1045-0
.
-
Псарёв А. В.
, диак.
//
Православная энциклопедия
. —
М.
, 2020. — Т. LVII : «Погановская икона Божьей Матери — Православное обозрение». — С. 285-287. — 752 с. —
39 000 экз.
—
ISBN 978-5-89572-064-6
.
Примечания
-
↑
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
в Базе данных «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
-
↑
-
.
-
↑
от 24 сентября 2015 на
Wayback Machine
. Воспоминания о ГУЛАГе.
-
Шкаровский М. В.
от 7 августа 2019 на
Wayback Machine
//
Христианское чтение
. 2015 — № 6, стр. 219—272
-
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 31 августа 2015.
6 марта 2016 года.
-
Мазырин А. В.
, свящ.
/ Науч. ред. прот. Владимир Воробьев. —
М.
:
Издательство ПСТГУ
, 2006. — С. 35—36. — 442 с.
25 августа 2021 года.
-
(неопр.)
. ROCOR Studies (13 ноября 2017). Дата обращения: 14 ноября 2017.
14 ноября 2017 года.
-
Елисеев А. Б.
от 14 ноября 2017 на
Wayback Machine
// Проблемы отечественной истории: Источники, историография, исследования. Сборник научных статей / Редколлегия: М. Н. Барышников, А. В. Голубев и др.; отв. ред. М. В. Друзин. — СПб.; К.; Мн.: Санкт-Петербургский институт истории РАН; Институт истории Украины НАНУкраины; Белорусский гос. ун-т, 2008. — С. 191. — 682 c.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 27 июля 2017.
8 августа 2017 года.
-
от 15 декабря 2017 на
Wayback Machine
, с. 16.
Ссылки