Interested Article - Иосифо-Волоцкий монастырь
- 2020-12-31
- 1
Ио́сифово-Во́лоцкий монасты́рь , или Ио́сифо-Волокола́мский Успе́нский монасты́рь , — православный мужской ставропигиальный общежительный монастырь. Расположен в селе Теряево Волоколамского района Московской области , в 16 километрах к северо-востоку от города Волоколамска .
История
Монастырь основан в 1479 году преподобным Иосифом во имя Успения Божией Матери. Принадлежал Новгородской епархии .
Средства на постройку монастыря дал князь Борис Васильевич Волоцкий (1449—1494). После смерти Бориса Васильевича князем стал его сын Фёдор Борисович , с которым у Иосифа возникли разногласия. В феврале 1507 года Иосиф, лично знакомый с Великим князем Василием III , обратился к нему и к митрополиту Московскому Симону с просьбой о переходе монастыря в Московскую епархию . Это вылилось в конфликт с архиепископом Новгородским и Псковским Серапионом .
В XV веке был построен Первый каменный собор. На его месте сейчас находится соборный храм во имя Успения Божией Матери (1688—1696 годы), выстроенный в стиле московского барокко .
В год основания монастыря в нём появилась первая деревянная церковь, которую уже в 1486 году сменил каменный собор. Его расписывал живописец Дионисий. В 1490 году рядом с собором была сооружена восьмигранная колокольня — прообраз колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. В её нижнем ярусе находился храм Смоленской Одигитрии (1495 год).
Основные сохранившиеся постройки относятся к XVI—XVII векам. Из других сооружений: Трапезная палата с церковью Богоявления (1504 год), надвратная церковь Святых Апостолов Петра и Павла (1679 год), скит с храмом Всех Святых (1856—1860 годы). Над созданием изразцовых украшений работал Степан Полубес , известный по работам в Новоиерусалимском и Солотчинском монастырях.
В 1543 году игуменом обители стал Гурий . Он управлял братией в течение девяти лет, при нём в монастыре принял постриг святитель Герман . После покорения Казани в 1552 году и учреждения там архиерейской кафедры, Гурий по жребию был избран на неё архиепископом.
В XVI веке в монастырь стали ездить на моление цари. Монастырь стал также местом заточения врагов государевых и еретиков , в нём были заточены инок Вассиан Косой (в миру князь Василий Иванович Патрикеев-Косой ), Максим Грек , царь Василий Иванович Шуйский , еретики Матвей Башкин и Василий Курицын; здесь провёл свои последние годы видный деятель раскола Герасим (Фирсов) .
Смутное время
В Смутное время Иосифо-Волоцкий монастырь поддерживал правительство Василия Шуйского . В 1606 году монастырь был осаждён войсками Болотникова .
В 1609—1610 годах монастырь был осаждён польскими отрядами. В 1610 году монастырь занял отряд полковника Рожинского , сподвижника Лжедмитрия II — «тушинского вора» . В марте 1610 года в монастыре случилась небольшая стычка поляков с монастырскими служками и крестьянами. Отбиваясь от них, Рожинский неудачно упал на простреленный под Москвой бок. Раны открылись, и спустя несколько дней Рожинский умер. Его отряд, оставшийся под началом ротмистра Руцкого, выбили из монастыря русско-шведские войска во главе с воеводой Валуевым и генералом Горном . В память об этом событии монастырю были оставлены пушки, отбитые у поляков, из которых в праздничные дни производился салют.
Поражение войск Дмитрия Шуйского под Клушином от армии Сигизмунда 24 июня ( 4 июля ) 1610 и восстание в Москве привели к падению Василия Шуйского. 17 (27) июля 1610 частью боярства, столичного и провинциального дворянства (см. Семибоярщина ) Василий IV Иоаннович был свергнут с престола и насильственно пострижен в монахи, причём отказался сам произносить монашеские обеты. Бояре отправили бывшего царя в Иосифо-Волоцкий монастырь, где он какое-то время содержался под стражей в Германовой башне, а его братьев — в крепость Белую, откуда удобнее было переправить их в Польшу .
В сентябре 1610 Василий Шуйский был выдан (не как монах, а в мирской одежде) польскому гетману Жолкевскому , который вывез его и его братьев Дмитрия и Ивана в октябре под Смоленск , а позднее в Польшу.
Поздняя история
Во время русско-польской войны в начале XVII века здесь содержались польские военнопленные, в годы Отечественной войны 1812 года — пленные французы. С 1777 года по 1823 год в монастыре существовала школа для детей священников.
В монастыре покоятся мощи преподобного Иосифа ; также погребены князья Иоанн и Феодор Борисовичи Волоцкие; митрополит Даниил , сосланный сюда Иоанном Грозным ; архиепископ Новгородский Феодосий ; глава опричников Малюта Скуратов (Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский); помещица села Ярополец Н. И. Гончарова (тёща А. С. Пушкина ).
В монастыре имелась большая библиотека, содержавшая книги, рукописи, жалованные грамоты , акты и другие документы с XV века. В ризнице хранились древние предметы.
В феврале-марте 1858 года в центральных губерниях в связи со слухами о «воле» начались крестьянские волнения. Весной 1859 года начались трезвенные волнения — массовый протест в 1858—1859 годах податного населения России против откупной системы в связи с повышением косвенного налога на водку . Так, 31 мая 1859 года в Волоколамском уезде Московской губернии трёхтысячная толпа разгромила питейные заведения на ярмарке близ Иосифо-Волоколамского монастыря.
1895 год — настоятель архимандрит Сергий.
1903 год — настоятель архимандрит Геронтий, казначей и эконом — иеромонах Ираклий.
1907 год — настоятель архимандрит Нифонт, казначей — иеромонах Ираклий, исполняющий должность эконома — иеродиакон Мелетий, благочинный монастыря — иеромонах Павел. Число братии — 65 монахов.
1908 год — те же, но казначей — иеромонах Пафнутий.
До 1917 года монастырь был местом проведения ярмарок Калеевской волости Волоколамского уезда.
После Октябрьской революции 1917 года монастырь был преобразован в «Иосифовскую сельскохозяйственную трудовую коммуну». Председателем коммуны монахи единогласно избрали своего казначея иеромонаха Пафнутия.
В 1922 году коммуна была ликвидирована, монастырь был закрыт. Старинные рукописи, документы и книги монастыря большей частью перевезены в Москву и в настоящее время находятся в РГАДА , ГИМ , РГБ , а также в Санкт-Петербурге — в архиве Санкт-Петербургского отделения Института российской истории РАН .
До 1929 года монастырь территориально находился в Буйгородской волости Волоколамского уезда Московской губернии. После 1929 года монастырь находится на территории Волоколамского района Московской области. Ныне — территория Волоколамского городского округа.
После закрытия монастыря на его территории расположился детский дом, в братском корпусе разместилась Детгородковская средняя школа. Успенский собор был приспособлен под кинозал. Иконостас с древними иконами был загорожен киноэкраном.
Великая Отечественная война
В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована, многие дети погибли в пути.
30 сентября 1941 года группа армий «Центр» начала наступление на Москву (операция «Тайфун») . Им противостояли войска Западного фронта РККА . К середине октября 1941 года на Волоколамском направлении шли бои. Его оборона была возложена на 16-ю армию генерал-лейтенанта К. К. Рокоссовского . Территория монастыря была занята войсками Красной армии .
К концу октября 1941 года немецким войска 4-й армии и 4-й танковой группы сбили соединения Западного фронта с Можайской линии обороны практически на всём её протяжении и постепенно оттеснять их к Москве.
Согласно приказу Ставки Верховного главнокомандования от 17 ноября оперативно-инженерной группе № 2 была поставлена задача создать противотанковые и противопехотные заграждения по основным направлениям: Теряева Слобода , Клин , Рогачево , Дмитров и Истра , Солнечногорск , Яхрома .
При отступлении Красной армии была взорвана колокольня с находящимся в её нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии (1495 год), с которой в ясную погоду можно было увидеть Москву. Исполнителем взрыва был Михаил Коряков , журналист и впоследствии писатель, который описал этот взрыв в своих книгах.
В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни.
18 декабря 1941 года территория монастыря освобождена бойцами 84-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной армии Западного фронта в ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции . После освобождения в монастырь вернулся детский дом. (Здесь, в частности, выросла Ирина Васильевна Поздеева .)
Монастырь реставрировался, однако не полностью. До сих пор не восстановлена уникальная колокольня.
Новый монастырь
Возвращён Русской православной церкви 15 мая 1989 года; с 1999 года имеет статус ставропигиального . До ноября 2003 года настоятелем обители был митрополит Питирим (Нечаев) .
12 июня 2003 года в Иосифо-Волоцком монастыре открыты мощи преподобного Иосифа Волоцкого и положены в раку в нижнем храме Успенского собора. Погребение вскрыто археологами Ю. А. Смирновым, М. В. Фроловым и П. Е. Русаковым на глубине 225 см — где, по преданию, похоронен преподобный Иосиф Волоцкий. Детальное медико-криминалистическое исследование мощей по благословению митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима провели заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор В. Н. Звягин; судмедэксперты М. Е. Березовский, Н. В. Нарина, С. А. Аунапу; антрополог М. А. Григорьева и другие научные сотрудники.
12 июня 2004 года в Иосифо-Волоцкий монастырь переданы вериги преподобного Иосифа Волоцкого, которые до того хранились сначала в историко-архитектурном и художественном музее « Новый Иерусалим » в Истре, а затем — в музейно-выставочном комплексе «Волоколамский кремль». В настоящее время вериги находятся в Успенском соборе монастыря, у южной стены и доступны для поклонения.
14 июня 2004 года монастырь, отмечавший 525-летие со дня основания, посетил патриарх Алексий II и совершил Божественную литургию в Успенском соборе .
14 июня 2009 года около монастыря (с южной стороны) открыт памятник преподобному Иосифу — бронзовая скульптура в полный рост трёхметровой высоты на двухметровом каменном постаменте. Скульптор — Сергей Исаков.
13 октября 2009 монастырь посетил патриарх Кирилл и совершил Божественную литургию в Успенском соборе.
C декабря 2004 года наместник монастыря — архимандрит .
При монастыре действует гостиница на 120 человек.
Волоколамская икона Божией Матери и монастырь
В настоящее время принята версия, впервые высказанная кандидатом искусствоведения Валентиной Антоновой , в соответствии с которой Волоколамская икона Божией Матери (имеющий значительные иконографические отличия от оригинала список с почитаемого Русской православной церковью образа « Владимирской иконы Божией Матери », выполненного в Византии в XII веке) была исполнена в Москве в 1572 по заказу Малюты Скуратова для ещё не построенной к тому времени надвратной церкви монастыря. Эта икона находится в коллекции Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и представлена в его постоянной экспозиции, располагающейся в церкви Михаила Архангела Спасо-Андроникова монастыря . Пожертвование иконы в 1572 году и другие вклады в монастырь Малюты Скуратова Валентина Антонова объясняла предчувствием отмены опричнины и страхом Малюты за собственную судьбу . Ещё одной причиной щедрых вкладов Малюты Антонова называет попытку опричника отмолить свои грехи перед Господом .
Волоколамская икона Божией Матери на протяжении веков почитается верующими как чудотворная, день принесения её в монастырь стал общецерковным праздником (3 марта), верующие приходят к образу в поисках утешения, исцеления и вразумления. В Успенском соборе монастыря находится почитаемый как чудотворный список иконы, выполненный в 2007 году .
Архитектура XVI—XVII веков
-
Угловая башня
-
Трапезная 1504 года
-
Успенский собор (1682―1696)
-
Надвратная церковь
-
Германова башня (колокольня)
Настоятели
- Игумены
- Иосиф Волоцкий (1479—1515)
- Даниил Рязанец (1515—1522)
- (1522) после двух месяцев оставил игуменство
- Нифонт (Кормилицын) (1522—1543)
- Гурий (Руготин) (1544—1551)
- Галактион (1552—1558)
- (1558—1561)
- Вавила (1562)
- Леонид (Протасьев) (1563—1566)
- Лаврентий (1566—1568)
- Леонид (Протасьев) (1568—1573)
- Тихон (Хворостинин) (1573—1575)
- (1575—1587)
- Варлаам (Белковский) (1587) 3,5 месяца
- (1587) 5 месяцев
- Левкий (1587—1590)
- Иоасаф (1590—1592)
- Вассиан (1593—1595, 1599—1601)
- Геласий (1595—1599)
- Нил (1602—1604)
- Арсений (1605—1623)
- Мисаил (1623—1624)
- Левкий (1625—1634)
- Макарий (1634—1641)
- Зосима (1642—1652)
- Архимандриты
- Иов (1652—1654)
- Тихон (1654—1661)
- Корнилий (1661—1666)
- Савватий (1666—1668)
- Гермоген (1668)
- Герасим (1668—1673)
- Корнилий (1673—1681)
- Александр (1682—1685)
- Тимофей (1685—1687)
- Иоасаф (1687—1688)
- Ефрем (1689—1690)
- Николай (1690—1694)
- Алексий (1695—1702)
- Герман (1702—1722 )
- Иоаким (Чудовский) (1722—1723), (1728—1738)
- (1723—1727)
- (1727—1728)
- Варлаам (1739—1745)
- епископ Серапион (Лятошевич) (1745—1753) имел пребывание в монастыре и управлял им; архимандрита не было
- Панкратий (Чарныйский) (1753)
- Пахомий (Симанский) (1753—1758)
- Геннадий (Драницын) (1758—1760)
- Адриан (1761—1766)
- (1767—1773)
- (1773—1775)
- Вонифатий (1775—1778)
- (1778—1789)
- Евгений (Романов) (1789)
- (1794)
- Виктор (Прокопович-Антонский) (1794—1799)
- Иустин (Вишневский) (1799)
- (1800)
- Ираклий (Евреинов) (1800—1804)
- Евграф (Музалевский-Платонов) (1804—1808)
- Геннадий (Челноков) (1808—1810)
- Владимир (1810—1811)
- Иона (Васильевский) (1811—1812)
- Леонид (Зарецкий) (1812—1813)
- Филарет (Амфитеатров) (1813—1817)
- Григорий (Постников) (29 июля 1817—1822)
- Геннадий (Баранович) (1822—1825)
- Гавриил (Игнатьев) (18 марта 1825 — 4 апреля 1839)
- Агапит (Введенский) (1839—1852)
- Гедеон (октябрь 1852—1883 )
- Сергий (Свешников) (1883—1896)
- Михей (Алексеев) (1897—1901)
- Геронтий (Кургановский) (март 1902 — 26 ноября 1903)
- Нифонт (1907—1908)
- Иннокентий (Бобцов) (11 декабря 1915—1920)
- наместники
- митрополит Питирим (Нечаев) (1989 — 4 ноября 2003)
- (2003—2004) временный управляющий
- (с 24 декабря 2004)
См. также
Примечания
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- . Русская линия, 14.06.2004.
- , с. 304.
- , с. 70.
- , с. 72.
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь. Дата обращения: 24 августа 2023. 16 марта 2023 года.
- Шереметевский В. В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
- // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. — М. , 1896—1918.
Литература
- Алексеев А. И., Васильева Е. А., Масиель Санчес Л. К. , Шевченко Э. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2011. — Т. XXVI : « Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин ». — С. 91—122. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-048-6 .
- Анохин Д. // Журнал Московской патриархии. — № 10. — Октябрь 2017.
- Антонова В. И. Волоколамская Богоматерь // Очерки по русскому и советскому искусству. Государственная Третьяковская галерея. — Л. : Художник РСФСР , 1974. — Т. [5]. — С. 53—77. — 414 с. — 10 000 экз.
- Баранкова Г. С. Сочинения Кирилла Туровского в собрании Иосифо-Волоколамского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2011. — № 1 (43). — С. 61—75.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Кавельмахер В. В. // Материалы научно-практической конференции. Архитектурный ансамбль Иосифо-Волоколамского монастыря. Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. 30—31 октября 1986 г. — М. , 1989. — С. 11—15.
- Мельник А. Г. // XIII научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой : сб. ст. — Ярославль, 2009. — С. 38—43 .
- Мельник А. Г. // Вестник истории, литературы, искусства. — М. , 2012. — Т. 8 . — С. 125—135 . — ISBN 978-5-9606-0117-7 .
- Мельник А. Г. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 8 (58): в 3 ч. Ч. III . — С. 137—141 . — ISSN .
- Пигин А. В. О литературных контактах Иосифо-Волоколамского и Павлова-Обнорского монастырей в 1-й половине XVI века // Вестник церковной истории . — 2006. — № 1. — С. 99—107.
- Смирнова Э. С. 184. Богоматерь Волоколамская, с избранными святыми на полях // Московская икона XIV—XVII веков. Альбом. 2-е изд.. — СПб. : Аврора, 1991. — С. 304. — 23 000 экз. — ISBN 5-7300-0545-8 .
- Усачёв А. С. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2012. — № 2 (48). — С. 61—75.
- Усачев А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Русской церкви XVI в.? / А. С. Усачев // Исторические записки. — М. : Наука, 2014. — Вып. 15 (133). — С. 151—169.
Ссылки
- .
- на сайте Русское Православие (недоступная ссылка с 25-10-2017 [2313 дней])
- (недоступная ссылка с 25-10-2017 [2313 дней])
- (недоступная ссылка с 25-10-2017 [2313 дней])
- 2020-12-31
- 1