Interested Article - Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди

Абу́-ль-Ка́сим Муха́ммад ибн аль-Хаса́н аль-Махди́ ( араб. محمد بن الحسن المهدي ‎; 29 июля 869 , Самарра , совр. Ирак неизвестно ) — двенадцатый имам шиитов-двунадесятников . Отождествляется ими с махди — мессией, который должен появиться перед концом света.

Титулатура

Абу-ль-Касим Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Аскари, являясь в доктрине шиитов-имамитов главной эсхатологической фигурой, обладает множеством почётных титулов, главным из которых является аль-Махди, то есть «праведный». Другими его титулами являются аль-Каим (см. далее), аль-Мунтазар («долгожданный»), Сахиб аз-Заман («правитель века»), аль-Гаиб (« сокрытый »), аль-Ходжа («доказательство Бога »), Сахиб аль-Амр («повелитель дел»), Сахиб аль-Хакк («повелитель правды») и Бадиятуллах («оставшийся от Бога») . Второй из них, аль-Каим, обычно оценивается как подразумевающий его ключевую роль в будущем «восстании против тирании», хотя известный хадис шестого шиитского имама Джафара ас-Садика связывает этот титул с «возвышением» его носителя после смерти. Согласно Маджлиси , одному из наиболее авторитетных шиитских учёных-мыслителей, этот хадис не рассматривается как достоверный. Он отмечает и то, что такая трактовка противоречит самой доктрине двунадесятников о том, что Земля не может находится без имама ни секунды поскольку он является «аль-Ходжа», то есть «доказательством Бога». Однако Маджлиси не исключает, что смерть и «возвышение» в этом хадисе могут быть образным выражением, которое отсылает к потерянной памяти Мухаммада после его долгого затворничества и сокрытия . Этот титул, как и титул Сахиб аль-Амр, имеют больше политический, нежели эсхатологический окрас . При этом титул «аль-Ходжа» как раз подчёркивает эсхатологическую функцию его носителя . Этим титулом обладал не только Абу-ль-Касим, но и все шиитские имамы, которых двунадесятники рассматривают как «высшее доказательство божественного», то есть в первую очередь как человека, который делает доступными внутренние и непонятные многим смыслы Корана легко доступными. Впрочем, у Абу-ль-Касима этот титул носит самый ярко выраженный характер .

Биография

Родился в 869 году в Самарре, в семье 11-го имама шиитов-двунадесятников Хасана аль-Аскари . Пропал в 941 году (по версии имамитов — « скрылся »).

В шиитской догматике

Шиитское учение об имаме аль-Махди было разработано Мухаммадом ибн Ибрахимом ан-Ну‘мани (середина X века) . Шииты-иснаашариты («двунадесятники») считают Мухаммада ибн аль-Хасана двенадцатым непогрешимым имамом и ожидаемым «сокрывшимся» имамом аль-Махди . Они верят, что он жил под покровительством своего отца — аль-Хасана аль-Аскари и был скрыт от взоров других людей. После смерти своего отца, с 874 по 941 год, Мухаммад общался с шиитами только посредством своих особых представителей. Это период в шиизме называется «малым сокрытием» имама ( аль-гайба ас-сагира ). После 941 года начался период « великого сокрытия » ( аль-гайба аль-кабира ), продолжающийся до настоящего времени.

Согласно шиитской догматике имам аль-Махди прибудет на землю по приказу Аллаха и объявится в Мекке, где к нему присоединятся его сторонники, а праведники одновременно с этим восстанут из могил. Все они пойдут воевать с Даджжалем Антихристом ») и установят на земле Царство справедливости . После второго пришествия пророка Исы ( Иисуса Христа ), он будет молиться за имамом аль-Махди. Этот факт не поднимал теологической проблемы подобной той, которая была в суннизме , поскольку аль-Махди, как и все другие имамы, согласно распространённому учению иснаашаритов, превосходят в религиозном ранге всех пророков , кроме пророка Мухаммада . Аль-Махди также заставит всех мусульман принять шиизм .

Суннитское большинство мусульман отвергает большую часть аспектов шиитской веры, касающихся имама аль-Махди .

Примечание

  1. , pp. 575—581; , p. 165.
  2. , pp. 60—61.
  3. , pp. 59 & 69.
  4. , p. 68.
  5. , p. 67.
  6. .
  7. .

Литература

Первичные источники

  • al-Gand̲j̲ī, al-Bayān fī ak̲h̲bār ṣāḥib al-zamān , ed. Muḥammad Hādī al-Amīnī, Nad̲j̲af 1970
  • Ḳundūzī, Yanābīʿ al-mawadda , Nad̲j̲af 1384/1965, esp. 536-97.
  • al-Irbilī, Kas̲h̲f al-g̲h̲umma , Ḳumm 1381/1961, iii, 227—343.
  • Nad̲j̲m al-Dīn D̲j̲aʿfar b. Muḥammad al-ʿAskarī, al-Mahdī al-mawʿūd al-muntaẓar ʿinda ʿulamāʾ ahl al-sunna wa ’l-Imāmiyya , Beirut 1977.

Литература

Книги
Статьи
Источник —

Same as Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди