Interested Article - Великое сокрытие

Великое сокрытие — основополагающий термин шиитского направления ислама . Означает период жизни последнего, двенадцатого имама Махди, в наличие которого в мире верят шииты-двунадесятники , с 941 года н. э. по настоящее время. Великому сокрытию предшествовало , продолжавшееся с 874 по 941 год.

Концепция

Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Махди признаётся шиитами последним из двенадцати имамов, который, в отличие от первых одиннадцати, не умер, но скрывается и явится в конце времён.

Предыстория

Кайсаниты впервые в истории ислама ввели понятие сокрытия в религиозный обиход.

Причины сокрытия

Шариф аль-Муртаза утверждал, что двенадцатый имам в начале сокрытия скрывался только от врагов и лишь с увеличением опасности для своей жизни стал также избегать сторонников . При этом существует множество историй о том, что он «проявлял себя» перед теми или иными лицами, «открываясь» им . Когда Джабир ибн Абдалла спросил Мухаммада о пользе от сокрытого имама, пророк ответил, что люди получают от него такую же пользу, как от солнца, когда оно скрыто за тучами .

Высказывается мнение о сокрытии по приказу Бога в целях сохранения жизни в условиях опасности . Также упоминают следующие причины: в условиях сокрытия верующие получают награду за приверженность имаму, который сокрыт от них, а сам он получает возможность не приносить присягу жестоким правителям .

В шиитской традиции упоминаются следующие причины: безопасность имама, независимость от текущих властей, испытание верующих и тайная причина, которая останется таковой до конца времён . Согласно хадису , настоящая причина выяснится, когда имам вернётся .

Критика

С началом Сокрытия роль имама как главы общины осталась вакантной. Вначале это не имело большого значения, так как шииты в то время не имели политической власти. Однако с появлением шиитских государств данное обстоятельство начало играть роль, так как, если имам существует, управлять шиитами должен он . Такая ситуация вызывала и вызывает трения между властями и верующими .

Доктрина сокрытия до начала сокрытия

Исследователи ислама считают, что представления о сокрытом имаме были уже хорошо известны к X веку и не представляли собой что-то новое или невиданное ранее. Ранее они применялись к другим исламским религиозным деятелям. Во время кризиса наследования, связанного с обстоятельствами жизни бездетного (как минимум, по мнению его противников) одиннадцатого имама, эти идеи вызрели и была сформирована концепция великого сокрытия. Она могла быть дополнена и представлениями ранних шиитов о том, что Махди придёт как реформатор и исправитель дома (семейства) Мухаммада .

Физическое существование

Шииты верят, что двенадцатый имам живёт именно в физическом теле. В качестве одного из аргументов в пользу возможности подобного они используют отсылки к необыкновенно (по человеческим меркам) долгой жизни некоторых библейских пророков.

Разделение шиитов во время Сокрытия

Знаки явления

Существуют как принятые в шиитской традиции, так и общие для суннитов и шиитов знаки (признаки, знамения), которые будут, по мнению верующих, предшествовать явлению Махди или сопровождать его.

Шиитские признаки

  • Появление , тирана и противника Махди.
  • Возвышение Ямани .
  • Голос с неба.
  • «Проглатывание» землёй армии Суфьяни в месте между городами Мекка и Медина .

Общие для суннитов и шиитов признаки

Суннитский взгляд

У шиитов и суннитов разные взгляды в отношении личности Махди. Сунниты не признают таковым сына Хасана аль-Аскари , а значит, не верят и в его сокрытие . Однако они верят, что Махди будет происходить из семейства Мухаммада . Сунниты считают, что Махди ещё не родился, а его личность доподлинно известна одному Аллаху .

См. также

Пояснения

  1. см. Majlesi, LI, pp. 49-54, and Arjomand 1998, p. 252, for further references.

Примечания

  1. Kohlberg, Etan. From Imāmiyya to Ithnā-'ashariyya (англ.) // Bulletin of the School of Oriental and African Studies. — University of London, 1976. — Vol. 39 , no. 3 . — P. 521, 528 . — doi : .
  2. , p. 199
  3. , p. 105
  4. , p. 23
  5. , p. 104
  6. Amir-Moezzi, Mohammad Ali (2012). Дата обращения: 9 февраля 2018. 21 июня 2012 года.
  7. , pp. 113–114
  8. , pp. 161–170
  9. Arjomand, Said Amir . Encyclopædia Iranica . Дата обращения: 9 февраля 2018. 21 июня 2012 года.
  10. , p. 118
  11. Arjomand, Said Amir . Encyclopedia Iranica . Дата обращения: 2015. 17 ноября 2012 года.
  12. . Дата обращения: 8 октября 2017. 4 марта 2016 года.

Литература

  • (англ.) . Islamic Messianism: The Idea of Mahdī in Twelver Shīʻism (англ.) . — Suny press, 1981. — ISBN 9780873954426 .
  • Qazvini, Muhammad Kazim. Imam Mahdi from Veladat ta Zohur (англ.) . — Qom: al-Hadi, 2009. — ISBN 9789644000126 .
  • Mohammad Ali Amir-Moezzi. The Divine Guide in Early Shi'ism: The Sources of Esotericism in Islam (англ.) . — SUNY Press, 1994. — ISBN 9780791421222 .
  • Momen, Moojan. (англ.) . — Yale University Press , 1985. — ISBN 978-0-300-03531-5 .
Источник —

Same as Великое сокрытие