Interested Article - Закхей
- 2021-09-06
- 2
Закхе́й ( греч. Ζακχαῖος , др.-евр. זכי — достойный , чистый ) — начальник мытарей (сборщик налогов ), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа ( Лк. ) . Православная церковь почитает Закхея в лике святых , память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю) . В честь Закхея названа Неделя о Закхее — последнее воскресенье перед подготовкой к Великому посту в Православных церквях.
Упоминание в Библии
История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки . Согласно Библии , Закхей — богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне . Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу . Там его заметил Христос, и сказал:
Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме
— Лк.
Закхей поспешно сошёл и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:
Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
— Лк. ,
По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской .
На месте, где по преданию находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии в Иерусалиме Русской православной церкви .
Христианское толкование
В святоотеческой литературе толкование истории Закхея ведётся двумя основными путями. Первый — буквалистское толкование, второй — аллегорическое или нравственное по мнению Феофилакта Болгарского . При буквалистском толковании более подробно разбирается жизнь Закхея, его действия, к примеру, разбирается вопрос — почему Закхей обещал воздать тем, кого обидел именно вчетверо? Согласно закону Моисееву, так должен поступать человек совершивший воровство ( Исх. ), а Закхей, вероятно, при сборе налогов брал с людей больше, чем должен был . Аллегорическое толкование истории о Закхее — своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:
- Закхей был богат — так же как и все люди богаты грехами ;
- толпа народа — это суетные заботы, наши грехи, страсти , мечты, прежние привычки;
- Закхей ростом был мал — это значит то, что хотя человек и называет себя христианином , но всё же он духовный карлик , и поэтому не может видеть Христа, будучи подавлен своими грехами;
- Подняться на дерево — значит начать молиться;
- После слов Христа Закхей спустился с дерева — это означает покаяние ;
- Дом — это сердце; двери, которые могут быть открыты для Господа, — двери покаяния
Святитель Григорий Богослов призывает: «Будь Закхеем, который вчера был мытарем, а сегодня стал щедрым; всё принеси в дар Христову Пришествию, чтобы и тебе оказаться великим, хорошо увидеть Христа, хотя ты мал ростом» .
В « Толковой Библии преемников А. П. Лопухина » примечателен акцент, сделанный на том эпизоде, где Иисус Христос обращается к Закхею по имени. В Толковой Библии написано, что неизвестно, знал ли Иисус Христос Закхея ранее, и что, возможно, Христос услышал имя мытаря из толпы, удивившейся необычному положению Закхея на дереве .
Смоковница Закхея
Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей, сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона . « Смоковница Закхея» представляет собой сикомору , имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоёв древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.
Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко. Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с Иерусалимским патриархом, и он был вынужден срочно покинуть Палестину. Перед отъездом он подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу . Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича . На участке остался разведённый отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий. Однако до конца этот участок не был освоен и постепенно пришёл в запустение. После 1917 года внимания к этому, как и к другим объектам российской недвижимости в Палестине, практически не было. В 1995 году глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России. 18 января 2011 года был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации.
Под патронажем Императорского православного палестинского общества проводятся специальные агромероприятия по улучшению состояния Смоковницы, а также поиск её достойной молодой преемницы. Возможная преемница — молодое дерево, которое расположено в центре музейно-паркового комплекса и имеет возраст около 500 лет. С целью установления родственных связей между Смоковницей Закхея и молодой смоковницей группой исследователей (академик РАН Куликов И. М. , член-корреспондент РАН Упадышев М. Т. и [др]) был проведён молекулярный анализ, который показал, что с достаточно высокой долей вероятности смоковницу Закхея и молодую смоковницу можно признать идентичными .
По греческому преданию, дерево Закхея находится на территории греческого православного монастыря пророка Елисея в Иерихине, примыкающего к русскому участку. Дерево, от которого остались элементы ствола и ветвей, расположено в отдельном помещении за стеклом .
Упоминание истории о Закхее в современности
История о Закхее фигурировала в эпизоде с фреской «Входа Господня в Иерусалим» в Иоанно-Богословском кафедральном соборе города Рудного . На фреске среди людей, встречающих Иисуса можно было обнаружить человека, похожего на Сергея Кулагина . Отец Иоанн, протоиерей рудненского собора, пояснил, что Кулагина на фреске можно сравнить с Закхеем , видимо имея в виду глубочайшее смирение Закхея.
Протодиакон Андрей Кураев заметил, что параллель между Закхеем и Сергеем Кулагиным весьма смелая , так как, если сопоставить Закхея с Кулагиным, то придётся последнего обвинить в воровстве (Закхей обещал воздать тем, кого обидел вчетверо, а вчетверо, согласно закону Моисееву ( Исх. ), воздают именно те, кто совершил воровство).
Примечания
- (недоступная ссылка)
- ↑ . Дата обращения: 17 августа 2020. 29 сентября 2020 года.
- // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- . Дата обращения: 29 июля 2009. 5 августа 2017 года.
- арх. Никифор. Закхей // Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . — 1891.
- ↑ . Дата обращения: 24 ноября 2012. 10 ноября 2013 года.
- от 20 ноября 2007 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 6 февраля 2011. 16 апреля 2012 года.
- от 14 октября 2013 на Wayback Machine
- (недоступная ссылка)
- . jerusalem-ippo.org. Дата обращения: 3 февраля 2017. 3 февраля 2017 года.
- . Дата обращения: 17 августа 2020. 21 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2012. 2 декабря 2014 года.
- . Дата обращения: 7 февраля 2012. 7 декабря 2016 года.
Литература
- Лопухин А. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-09-06
- 2