Вечерняя Москва
- 1 year ago
- 0
- 0
Великопо́стная вече́рня — первое в суточном круге богослужение , совершаемое, преимущественно, в будничные дни Великого поста православной церкви . Великопостная вечерня служится только когда на Утрени особым образом поётся Аллилуиа . От вседневной вечерни, от малой вечерни и от великой вечерни, великопостная вечерня отличается, прежде всего, скорбными покаянными напевами , и своим окончанием с земными поклонами при произнесении молитвы Ефрема Сирина .
Великопостная вечерня начинается как обычная вседневная вечерня после 9-го часа :
« Го́споди воззва́х… » и продолжение псалмов 140, 141, 129 и 116. Из них берутся отдельные стихи в качестве припевов перед каждой стихирой на « Господи воззвах… ».
Богослужебные книги: |
В
воскресенье
вечером
поётся
10 стихир: |
Перед
Литургией преждеосвященных Даров
10 стихир: |
В остальных случаях
6 стихир: |
---|---|---|---|
Октоих : |
4
«покая́нны»:
две из стиховных стихир Недели вечера, и две из стиховных стихир утрени понедельника |
— | — |
Триодь : | 3 | 6 | 3 |
Минея : |
3
Если случится две службы святым, то поются стихиры первого святого, а стихиры второго святого с « Господи воззвах » переносятся на хвалитные стихиры утрени |
4
первая стихира поётся дважды |
3 |
«
Слава и ныне…
»
Богородичен
Если в Минее есть « сла́вник », то Богородичен по гласу « Славы » от меньших из приложения |
«Слава и ныне» Богородичен |
«Слава и ныне» Богородичен
или Крестобогородичен накануне среды и пятницы |
На Крестопоклонной седмице и на отдание Благовещения порядок пения стихир может быть особым.
Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма .
Вход с кадилом . « Све́те Ти́хий … ». Диакон или священник возглашает: « Проки́мен вели́кий, глас осмы́й… »
В Неделю Сыропустную , а также во 2-ю и в 4-ю Недели поста. | В Торжество православия , а также в 3-ю и в 5-ю Недели Великого поста | |
---|---|---|
Прокимен: | « Не отврати́ лица́ Твоего́ от о́трока Твоего́, я́ко скорблю́; ско́ро услы́ши мя, вонми́ души́ мое́й и изба́ви ю. » | « Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди. » |
стих 1-й: | « Спасе́ние Твое́, Бо́же, да прии́мет мя. » | « От коне́ц земли́ к Тебе́ воззва́х. » |
стих 2-й: | « Да у́зрят ни́щии и возвеселя́тся. » | « Покры́юся в кро́ве крил Твои́х. » |
стих 3-й: | « Взыщи́те Бо́га, и жива́ бу́дет душа́ ва́ша. » | « Та́ко воспою́ и́мени Твоему́ во ве́ки. » |
Хор за диаконом повторяет соответствующий прокимен, также повторяет его и после каждого стиха , возглашённого диаконом. Закрываются царские врата . « Сподо́би, Го́споди… ». Священнослужители переодеваются в темные облачения . Диакон [или иерей в епитрахили (в приходских храмах — и в фелони , если он служит один без диакона)] выходит для произношения просительной ектении на солею перед царскими вратами, певцы поют эту ектению и последующие не обычным, но печальным великопостным напевом .
Входа нет:
Вход с кадилом (или с Евангелием , если полагается чтение Евангелия в полиелейный или храмовый праздник , и в первые три дня Страстно́й седмицы ).
« Све́те Ти́хий… ». По окончании первой паремии священник, крестообразно осеняя народ, воздвигает свечу с кадилом, возглашая:
Свет Христо́в просвеща́ет всех.
По окончании второй паремии царские врата отверзаются. Трио и хор попеременно поют великий прокимен со стихами:
Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, воздея́ние руку́ мое́ю – же́ртва вече́рняя.
Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя: вонми́ гла́су моле́ния моего́, внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.
Положи́, Го́споди, хране́ние усто́м мои́м, и дверь огражде́ния о устна́х мои́х.
Не уклони́ се́рдце мое́ в словеса́ лука́вствия, непщева́ти вины́ о гресе́х.
Да испра́вится моли́тва моя́, я́ко кади́ло пред Тобо́ю...
Сослужащие предстоятелю иереи и все молящиеся во время пения Да исправится молитва моя… становятся на колени и стоят так до окончания всех четырёх стихов. Священник во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение. При пении на клиросе «Да исправится…» после стиха: «Не уклони́ сердце…» иерей переходит к жертвеннику и кадит жертвенник. Затем отдает кадило диакону и отходит к престолу, преклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения, после чего предстоятель произносит молитву Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
Далее следует сама Литургия преждеосвященных Даров .
После « Сподо́би, Го́споди… » и просительной ектении, певцы поют из Триоди стихиры на стиховне с обычными припевами . « Сла́ва, и ны́не… » — Богородичен там же.
На « Сла́ва, и ны́не… » поется стихира Великого Пятка : « Тебе́, оде́ющагося… ». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналой перед большим Распятием , и совершается полное каждение храма.
Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым , причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры « Тебе́, оде́ющагося… ». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.
По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й:
Раздели́ша ризы Моя́ себе́, и о оде́жди Мое́й мета́ша жре́бий.
Хор повторяет прокимен, диакон возглашает стих:
Бо́же, Бо́же Мой! Вонми́ Ми, вску́ю оста́вил Мя еси́?
Читается одно из четырёх Евангелий о Страданиях Христовых.
После пения антифона « Днесь ви́сит на Дре́ве… » или по отпусте вечерни произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Ами́нь.
Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю:/ благослове́нна Ты в жена́х, и благослове́н Плод чре́ва Твоего́,// я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Крести́телю Христо́в, всех нас помяни́,/ да изба́вимся от беззако́ний на́ших:// тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́те за ны святи́и апо́столи, святи́и вси,/ да изба́вимся от бед и скорбе́й:// вас бо те́плыя предста́тели ко Спа́су стяжа́хом.
Под Твое́ благоутро́бие прибега́ем, Богоро́дице,/ моле́ния на́ша не пре́зри во обстоя́нии;// но от бед изба́ви ны, Еди́на Чи́стая, Еди́на Благослове́нная.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Сый благослове́н Христо́с Бог наш, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Ами́нь.
Небе́сный Царю́, ве́ру утверди́, язы́ки укроти́, мир умири́, святы́й храм сей (святу́ю оби́тель сию́) до́бре сохрани́; пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу в селе́ниих пра́ведных учини́, и нас в покая́нии и испове́дании приими́, я́ко Благи́й и Человеколю́бец
Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми.
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́.
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко Благослове́н еси́ во ве́ки веко́в.
В Прощёное воскресенье и Недели поста, когда нет Пассии | В дни Великого поста, когда нет Литургии преждеосвященных Даров |
---|---|
* Чтец: «
Аминь
.
»
* Возглас священника « Сла́ва Тебе́ Христе́ Бо́же, Упова́ние на́ше, сла́ва Тебе́ ». * Отпуст . * Хор поет многолетны: « Вели́каго Господи́на… ». |
Священник: 12 малых поклонов с молитвой: «
Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго
», и ещё раз молитву Ефрема Сирина целиком с одним поклоном, и возвращается в алтарь.
После окончания Вечерни совершается заупокойная лития в притворе храма. |