Interested Article - Нерсес IV Шнорали

Нерсе́с IV Шнорали́ (Благодатный) , также Нерсе́с IV Клаеци́ (Клаэнский), Ергецо́х ( арм. Ներսես Շնորհալի ; около 1100 замок Цовк, область Цопк 13 августа 1173 ) — армянский поэт и общественный деятель , католикос (1166—1173) Армянской апостольской церкви . Один из наиболее значимых армянских поэтов , В. Брюсов сравнивал его творчество с Верленом . Святой Армянской Апостольской и Римско-католической церквей.

Биография

Родился в семье владетельного князя замка . Правнук знаменитого церковного писателя Григория Магистроса , младший брат и преемник католикоса Григора III Пахлавуни . Получил основательное образование в школе при монастыре Кармир , у епископа Степаноса Манука. С 1150 года жил в основном в Ромкле

В 1170 году в городе Ромкла, местопребывании католикосов, произошёл диспут между Нерсесом и уполномоченным императора Мануила, богословом Феорианом; второй диспут состоялся в 1172 году. «Изложение веры» Нерсеса, в которой приведена приемлемая для Армянской церкви формула Халкидонского символа веры, написано было до первого диспута и представляет род программы, на основании которой могло бы состояться соглашение. Император Мануил и Патриарх Константиноольский Лука, обсудив «Изложение Веры», нашли, что оно может послужить основой к началу объединения Армянской и Византийской Церквей.

Нерсес отправил императору послание, уточнив, что объединение должно происходить не по примеру хозяина и слуги, а как равного с равным, на основе Священного Писания и Священного Предания. Где бы ни обнаружились богословские и обрядовые отклонения, будь то у армян или у византийцев, они должны быть исправлены.

На это послание Нерсеса Шнорали император и Патриарх Михаил III ответили в 1172 году, предлагая армянам для объединения принять ряд условий: исповедовать, что в Христе не только одно лицо, два естества, как истолковал Нерсес, не порицая в то же время прежние толкования своей церкви, так как «два естества» его церковь не отрицала, а объясняя, что они не противоречили оросу Халкидонского собора, но и две воли и два воздействия, признать Халкидонский и все последующие соборы византийской церкви не поместными, как полагал Нерсес, а вселенскими.

Разочарованный Нерсес ответил Феориану, посланнику императора и патриарха, что сам он не вправе решать столь серьёзные вопросы и что он ответит на них после созыва Собора Армянской Церкви. В этом Соборе участвовали епископы Армении , Киликии с прилегающими землями, Алуанка . Собор, с одной стороны, опять осудил монофизитство , с другой — снова подтвердил учение Кирилла Александрийского о единой природе Бога Слово воплощенного. Но ещё до того, как в Константинополе узнали о решении Собора, в 1180 году умер император Мануил, а его последователи каких-либо признаков заинтересованности в объединении с Армянской Церковью не проявили.

Творчество

Нерсес Шнорали известен как поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец. Писал в сложный исторический период, когда армянский народ вынужденно эмигрировал в Сирию и Киликию ведя борьбу за свою самостоятельность от византийских и местных правителей . В поэтическом творчестве развивал светскую литературу, армянскую метрику и жанр поэмы . Считается значительным явлением армянской поэзии XII века . Ему принадлежит много произведений как духовных, так и исторических, написанных в стихотворной форме; из последних особенно известны аллегорическая поэма «Элегия на взятие Эдессы» написанный в 1145 году и «Сказ в стиле Гомера о гайканском народе » написанный в 1121 году. В последнем поэтически изложена история Армении. Из духовных произведений сохранились поэма 1152 года «Исус сын», заключающая в себе краткое изложение всей Библии и сокращенное изложение четырёх Евангелий. Шедевром Шнорали считается поэма «Элегия на взятие Эдессы» . В нем нашли своё отражение национальные и духовные проблемы армян . Написал около 300 загадок , некоторые из которых были изданы в 1513 году в Венеции.

В прозе имеются два произведения Нерсеса: соборное послание к армянскому народу , написанное при восшествии на патриарший престол в 1166 году, и изложение веры церкви армянской, составленное Нерсесом по требованию византийского императора Мануила I Комнина .

Его творчество оказало влияние на последующих авторов Грогира Тга , Степаноса Орбеляна , Аракела Багишеци и других .

Собрание поэтических произведений Нерсеса изданы в Венеции 1830 году, «Элегия на взятие Едессы» издана много раз отдельно, между прочим в Тифлисе в 1829 году; латинский перевод её в Венеции в 1833 году; первая половина элегии (1358 стихов из 2114), с французским переводом, напечатал в его «Recueil des Croisades» (т. I, стр. 226—268). Стихотворные произведения публиковались в переводах В. Брюсова и Н. Гребнева .

Примечания

  1. // Армянская советская энциклопедия. — Ер. , 1982. — Т. 8 . — С. 254 . 2 апреля 2015 года.
  2. / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. , 1968. — Т. 5. — С. 242—243. 13 августа 2014 года.
  3. Stephen Cushman, Clare Cavanagh, Jahan Ramazani, Paul Rouzer. The Princeton Encyclopedia of Poetry and Poetics: Fourth Edition. — 4. — Princeton University Press, 2012. — P. 83.
  4. . — М. : Наука, 1984. — Т. 2. — С. 299—308. 23 февраля 2014 года.
  5. // Армянская советская энциклопедия. — Ер. , 1982. — Т. 8 . — С. 255 . 2 апреля 2015 года.
  6. Исторические памятники вероучения армянской церкви, относящиеся к XII столетию. Перевод с армянского Александра Худобашева, СПб., 1847
  7. «Изложение веры Армянской Церкви» в 2-х частях

Литература

  • Патканов , «Библиографический очерк армянской исторической литературы», СПб., 1880 г.
  • Троицкий, «Изложение веры церкви армянской, начертанное Нерсесом, католикосом армянским» (СПб.,1875).

См. также

Ссылки

Источник —

Same as Нерсес IV Шнорали