Interested Article - Встреча Марии и Елизаветы

Якоб Стрюб. «Встреча Марии и Елизаветы» , ок. 1505 . Во чревах обеих женщин обозначены плоды — Иоанн Креститель и Иисус Христос
Церковь Посещения в Эйн Кареме
Монастырский дворик перед Церковью Посещения в Эйн Кареме

Встреча Марии и Елизаветы , Посещение Марии ( лат. Visitatio Mariae ) — встреча Девы Марии и Праведной Елизаветы , состоявшаяся несколько дней спустя после Благовещения ; описана в Евангелии от Луки ( Лк. ).

В Католической церкви это событие вспоминается на празднике Посещения Пресвятой Девы Марии 31 мая (ранее до 1969 года — 2 июля ).

Рассказ евангелиста Луки

Согласно Евангелию от Луки , узнав при Благовещении от архангела Гавриила о том, что её немолодая бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то беременна, Дева Мария немедленно отправилась из Назарета навестить её в «город Иудин» ( Лк. ). Евангелие описывает встречу так:

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

Таким образом, Елизавета стала первым человеком , провозгласившим Богоматери её будущее. Слова приветствия Елизаветы вошли в состав известной христианской молитвы, называемой в православии Песнь Пресвятой Богородицы , а в католицизме Радуйся, Мария . В ответ Дева Мария произнесла величественный благодарственный гимн, начинающийся со слов «Величит душа Моя Господа» ( Лк. ), известный в западной традиции как Магнификат . В Русской Церкви эта Песнь поется почти всегда во время утрени перед пением 9-й песни канона праздника. Исключение составляют только Двунадесятые праздники , во время которых вместо этой Песни поются особые припевы (обычно начинаемые словами «Величай, душе моя…»).

Согласно Евангелию, Мария прожила в доме Захарии и Елизаветы около трех месяцев и вернулась в Назарет незадолго до рождения Иоанна Крестителя .

В Русской Православной Церкви Евангельский рассказ об этом событии читается каждый раз на всенощном бдении при праздновании Богородичных праздников.

Место встречи

Согласно православному и католическому преданию местом встречи был дом Захарии и Елизаветы в селении, которое сейчас называется Эйн Карем и является западным пригородом Иерусалима . На месте этого дома построена католическая Церковь Посещения и основан францисканский монастырь. Чуть выше по склону, примерно в двадцати метрах от Церкви Посещения, за оградой, располагается подземный храм в честь Иоанна Крестителя русского Горненского монастыря .

В изобразительном искусстве

Этот сюжет, достаточно простой по иконографии, встречается как в католическом, так и в православном искусстве. Известен с V века (равеннский саркофаг) — женщины просто разговаривают. Позже сцена чуть усложняется и наполняется знаками: женщины могут обниматься, усложняются интерьеры, вводятся служанки, святой Захарий или Иосиф.

Интересный момент — так как Елизавета замужняя женщина, а Мария — Дева (Её обручение с Иосифом состоялось, но сам брак ещё не был заключён), то в большинстве изображений Елизавета изображена в головном уборе, полностью закрывающем волосы, а волосы Марии могут быть распущены, как знак её незамужнего статуса.

В миниатюрах православных рукописей младенцы Иоанн и Иисус могут быть изображены в чревах матерей в медальонах. Иконография этого сюжета необычайно устойчива: сложившись в основных чертах в VI веке, она сохранилась в России до XIX века. Эпизод встречи Марии и Елизаветы — сюжет обязательный для богородичных циклов и потому частый в стенных росписях.

Праздник

Престольный праздник Посещения в одноимённой церкви в городе Серембан , Малайзия
Фреска под куполом Нижней Церкви Посещения в Эйн-Кареме , посвящённая этому событию

Празднование дня Встречи (чаще используется термин «Посещение») имеет средневековое происхождение. Он отмечался францисканским орденом ещё до 1263 г., когда он был письменно рекомендован Святым Бонавентурой . Благодаря влиянию ордена он распространился, но всецерковное одобрение он получил только в 1389 г., по приказу Урбана VI .

Ранее отмечался 2 июля , потом дата была уточнена и перенесена на 31 мая , чтобы попасть между Благовещением и рождением Иоанна. Тем не менее, в некоторых Церквях она осталась фиксированной на прежней дате.

В честь праздника Посещения была названа женская монашеская конгрегация визитанток , созданная в 1610 году святым Франциском Сальским и святой Иоанной де Шанталь .

В Горненском монастыре

По просьбе архимандрита Антонина (Капустина) , Святейший Синод Русской православной церкви указом от 5 августа 1883 года благословил совершать в Горненском монастыре праздник — «Целование Мариино, или Прихождение Божией Матери в Горний град Иудов». Он празднуется через пять дней после Благовещения — 30 марта ( 12 апреля ), если только этот день не попадает на Страстную неделю , тогда он переносится на четверг или пятницу Светлой седмицы . Богослужебное последование праздника включено в месячные минеи , изданные Издательским Советом Русской Православной Церкви в 2002 году .

См. также

Примечания

  1. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. Спб., 1995, стр. 71-72
  2. от 16 ноября 2009 на Wayback Machine
  3. . Дата обращения: 31 августа 2016. 24 сентября 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Встреча Марии и Елизаветы