Деревенский, Борис Георгиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Георгиевич Дереве́нский (родился 30 июня 1962 ) — русский писатель . Известен главным образом по изданному им популярному сборнику « Иисус Христос в документах истории », выдержавшему несколько изданий (СПб.: « Алетейя », 1-е изд.: 1998; 6-е изд.: 2013). Публикуется также в литературных журналах и коллективных сборниках.
Родился в Южном Казахстане в семье инженера-электрика; старший из двух сыновей. После учёбы в КазПИ им. Абая ( Алма-Ата ) по специальностям «история» и «советское право» работал штатным корреспондентом в газетах «Кентауская правда», «Панорама Шымкента», а также ведущим новостей на телестудии «Икар» ( Кентау ). К этому же времени относятся первые литературные опыты.
Писательский дебют состоялся в 1991 году в Шымкенте , где вышла его брошюра «Загробная жизнь: Предания. Свидетельства. Факты». В то же время увлекается историей Древнего мира . В 1996 году в « Лениздате » были изданы его романы «Ирод и Клеопатра» и «Фатале монструм», посвящённые знаменитой египетской царице Клеопатре VII . В приложении к романам опубликовано его историческое эссе «Женщины в судьбе Марка Антония ».
Тогда же начал заниматься евангельской историей, написал повесть «Пилат» (1996 г.), которую «Новый журнал» признал одной из лучших своих публикаций . Однако главным своим делом писатель считал издание сборника исторических документов, посвящённых Иисусу Христу . После кропотливой работы по сбору и переводу материалов (частью нигде ранее не публиковавшихся) сборник «Иисус Христос в документах истории» вышел в свет в 1998 году в санкт-петербургском издательстве « Алетейя ». С беспристрастностью независимого исследователя Б. Г. Деревенский опубликовал и снабдил подробными комментариями самые разнообразные документы: свидетельства еврейских, греческих и римских писателей I—II вв., выдержки из трудов раннехристианских авторов, рассказы апокрифических Евангелий (см.: Апокриф ), сообщения Талмуда и Мидрашей . Отдельный раздел посвящён мусульманской литературе, повествующей о пророке ‘Исе ибн Марйам (см.: Иисус в исламе ) . Нашли своё место в сборнике и многочисленные фабрикации на евангельскую тематику (см.: Псевдо-Белецкий ).
Сборник этот был с интересом встречен широкой читательской аудиторией . В Вестнике древней истории был опубликован подробный разбор этого труда . Но книга вызвала также активный протест тех, кто был недоволен, что апологетические цитаты соседствуют с враждебными христианству выдержками из талмудических источников, также оказывающимися историческими документами. В сборнике впервые в России был опубликован перевод еврейского анти-Евангелия « Толедот Йешу » в трёх вариантах (см. также: Иисус бен Пантира ). Пятое, дополненное и переработанное издание сборника (2007 г.) учитывает практически все критические замечания и предложения, прозвучавшие в научной литературе.
«Учение об Антихристе в древности и средневековье» (2000 г.) — другая работа Б. Г. Деревенского, на которую также обратили внимание историки и богословы . В 2007 году в санкт-петербургском издательстве « Амфора » вышел переработанный вариант этого труда — «Книга об Антихристе» .
В 2009 году в том же издательстве вышел в свет ещё один сборник документов: «Мусульманский Иисус» . В обстановке обострения отношений между Западной и Восточной цивилизациями, когда ислам стал представляться на Западе как враждебная, агрессивная религия, Б. Г. Деревенский попытался показать, насколько ислам близок к христианству на самом деле («близок как никакая другая религия»), сколь многое мусульмане восприняли из евангельских сказаний и насколько прониклись учением о Мессии-Христе.
В монографии «Тайны евангельской истории» (2014) появилась особенная работа: «Сын Пантеры» . Впервые на русском языке издано довольно подробное исследование происхождения и истории этого оскорбительного прозвища Иисуса Христа, употреблявшегося его недругами и противниками христианства на протяжении веков. Хотя на Западе учёные занимаются этой темой уже почти два века, в России ничего внятного по этому поводу до сих пор не писалось и не публиковалось.