Interested Article - История христианства в Центральной Азии

Христианство
Библия
Бог , Троица
История христианства
Христианское богословие
Христианское богослужение
Направления в христианстве
Критика христианства
Другое
Портал:Христианство

Христианство в Центральной Азии имеет длительную историю. Первые упоминания о среднеазиатском христианстве относятся к III веку. В Раннее Средневековье христианство несторианского толка становится одной из ведущих религий региона наряду с зороастризмом и буддизмом . Закат христианства начинается с арабским завоеванием , после которого христианское население перешло в ислам. Ко времени Высокого Средневековья относится миссионерская деятельность католической церкви в регионе. Возрождение христианства в Средней Азии относится к XIX веку и связано с покорением Средней Азии Россией .

Античность и Средние Века

Появление христианства в Центральной Азии

Главным путем проникновения христианства в Среднюю Азию являлся сухопутный путь из Персии. Его носителями являлись как сироязычные подданные персидского шаха, так и христиане Римской империи, бежавшие от гонений. Одним из самых ранних свидетелей присутствия христиан на территории современной Средней Азии является сирийский автор Бардесан . В своем тексте, датируемом 196 годом, он перечисляет различные группы христиан, которые отказались во имя религии от обычаев своих народов, и в числе их упоминает христиан Парфии и Бактрии . Бируни , персоязычный географ XI века, сообщает о появлении в Хорасане христиан в III веке :

Двадцать первого [дня месяца Хазиран] — поминовение Барахии — священника, который принес в Мерв христианство приблизительно через двести лет после смерти Мессии.

Христианство в доисламской Средней Азии было неоднородным – здесь сосуществовали приверженцы различных конфессий: несториане, яковиты, мелькиты, «протокатолики», армяне-халкидониты и др.

Христианство во владениях Сасанидов

В начале нашей эры значительные части Средней Азии находились под властью Сассанидского Ирана. В этот момент в Иране существовало многочисленное христианское сообщество, которое по большей части было сироязычным. В IV веке шах Шапур II организовывает притеснения христиан и тем вынуждает их мигрировать на Восток.

На Халкидонском соборе в 451 монофизитство окончательно осуждается, монофизиты оказываются в Римской империи вне закона. В результате они ищут убежища в Сасанидском Иране, как ранее их противники — сторонники Нестория . Епископат Селевкия - Ктесифон откалывается от западных церквей и становится независимым патриархатом . Шахи Ирана противопоставляют местную церковь официальному римскому христианству и начинают активно поддерживать этот патриархат. Основным богослужебным языком в Персии и Средней Азии становится сирийский . Миссионерскую деятельность в основном ведёт Селевкийский партриархат, хотя в этом деле участвуют яковиты и, в меньшей степени, православные сирийцы .

Мерв

Первым епископом Мерва значится Бар Шаба. Он, согласно собственной хронике, излечил от болезни Шираран, сестру царя Шапура , она обратилась в христианство и за это была сослана царём в Мерв. Там она начала миссионерскую деятельность, построила храм и призывает в Мерв Бар Шабу, который прибывает туда с другими священниками и необходимым инвентарем.

Достаточно долгое время в Мерве выпускали монеты с изображением креста на обратной стороне.

Мервский некрополь

На городище Мерва найден христианский некрополь, функционировавший до VI века.

Хароба Кошук

В 50 км севернее Мерва была обнаружена церковь Хароба Кошук, предположительно использовавшаяся несторианами.

Овальный дом

На городище Гяур-кала в Мерве обнаружен так называемый «Овальный дом» — крупное сооружение, представляющее собой прямоугольный двор 16 на 20 метров, по периметру которого расположены одинаковые помещения шириной 2,5 метра. В центре двора находятся три построенных позже помещения. Посуда, найденная в «Овальном доме», относится к 5-6 векам н. э., в платформе здания найдена монета Бахрама IV (399—399 года н. э.) Кроме того, на раскопках были обнаружены различные предметы с христианской символикой. Ученые считают, что овальный дом служил мужским несторианским монастырем.

Бактрия

Появление христиан в Бактрии относятся к эпохе Кушанского царства . В 549 году христиане из государства Эфталитов отправляют посла ко двору Хосрова Ануширвана с просьбой назначить им епископа. В том же веке государство эфталитов уничтожают тюрки и Иран, в результате христианство получает определённое распространение среди тюрков, о чем сообщает Филоксен Маббугский в своем письме, говоря. что тюркские христиане не уступают в набожности сирийцам, а на собраниях переводят священные книги на родной язык .

Экспансия на Восток

Патриарху Йешуябу приписывается создание митрополий в Самарканде , Герате , Индии и Китае . О присутствии несториан в VII в. в Китае свидетельствует камень с китайско-сирийской надписью , датируемый 781 годом.

Согдиана

В Согде в раннее средневековье существовало крупное несторианское сообщество, на согдианском языке написано большое количество христианских документов из Турфана , на городище Пенджикента был найден остракон с фрагментом из сирийской Библии . О существовании христианского храма в Бухаре свидетельствует Наршахи .

В 796 году после основания Багдада калифом Аль-Мансуром , мелькиты Ктесифона во главе с католикосом были перемещены в Чач .

Многочисленные христианские оссуарии обнаружены на городище Афрасиаб , а на развалинах Пенджикента был обнаружен остракон с сирийским текстом псалмов.

В 1995 г. были обнаружены развалины христианской церкви в Ургуте в окрестностях Самарканда. По свидетельству Ибн-Хаукаля , там в X веке существовала христианская община:

В Савадаре есть христианская церковь, где они собираются. Я застал в них христиан, выходцев из Ирака.
Они прибыли сюда из-за благоприятного географического положения и из-за здорового климата и уединённости.
В нём есть места. где можно остановиться (вакуфы); там некоторые из них устраиваются на длительное пребывание.

Местность эта доминирует над большею частью Согда и носит название Вазкерд.

Марко Поло свидетельствовал, что якобы уже после монгольского завоевания в Самарканде была значительная христианская популяция:

Санмаркан — город большой, знатный; живут там христиане и сарацины, подданные племянника великого хана…

…не так давно кровный брат великого хана Жагатай обратился в христианство и владел и этою страною, и многими другими.

Христиане в Самарканде тому, что царь их стал христианином, очень радовались и выстроили большую церковь во имя Иоанна Крестителя, так её и назвали.

Семиречье

Зелёным цветом выделены монгольские племена, которые приняли несторианство. Крестом отмечены центры митрополий. 600—1400 гг.

В Суябе , перевалочном пункте Великого Шёлкового пути, основанном согдийскими купцами, тоже была обнаружена христианская церковь. Некоторые исследователи причисляют к христианским сооружениям крепость Таш-Рабат в Киргизии. Карлуки , появившиеся в VIII веке в Семиречье, возможно позже обратились в христианство.

Восточный Туркестан

В Турфанском оазисе в Булайыке существовала христианская община. В Безеклике обнаружены развалины христианского монастыря, в котором сохранилась обширная библиотека на сирийском, согдийском и уйгурском языках, тексты датируются IX—XII веками.

Христианская церковь с хорошо сохранившимися фресками обнаружена в Гаочане .

Обнаружено произведение «Поклонение волхвов» на уйгурском языке.

Монгольские племена

Процессия несторианских священников, уйгурская настенная живопись X в. из Гаочана , Синьцзян-Уйгурский автономный район , Китай

В 1007 г. христианство принял народ кереитов в Монголии . в XII в. была учреждена митрополия в Кашгаре, которой была подчинена также южная часть Семиречья. К XIII—XIV вв. относятся христианские кладбища с сирийскими надписями, открытые в 1886 г. в Семиречье (около Токмака и Пишпека ) и в 1902 г. в Кульджинском крае; несторианские селения существовали в ΧIIΙ в. и в сев. части Семиречья . В начале XIII в. было много христиан среди кочевых найманов (в западной части Монголии) и оседлых уйгуров . Есть много свидетельств о христианстве хана Золотой Орды Сартака , побратима Александра Невского. Христианские кераиты , найманы и уйгуры имели значительное влияние при дворе Чингисхана и его преемников в Китае, Средней Азии и Персии; о быте несториан в Монголии подробно говорит путешественник Гийом де Рубрук (1253 г.).

Слухи о распространении христианства на дальнем Востоке вызвали в Европе представление, что нашествия с Востока, которым подвергался мусульманский мир в XII и XIII вв., были делом христиан; получила широкое распространение легенда «о священнике Иоанне» , будто бы соединявшем в себе достоинства царя и первосвященника.

Католическое миссионерство и исчезновение несторианских церквей

В XIV в. с несторианством вступила в борьбу католическая пропаганда ; возникли католические епархии в Пекине , Алмалыке (около современной Алма-Аты ) и Самарканде ; вследствие развития торговли в Среднюю Азию проникли христиане и других исповеданий; на берегу оз. Иссык-Куль был армянский монастырь, в котором показывали мощи св. апостола Матфея.

Успехи ислама и буддизма в XIV в. прекратили деятельность как несторианских, так и других христианских миссионеров. Кровавое гонение на христиан упоминается в 1338 г. (в Семиречье и Кульджинском крае), но оно продолжалось недолго; предание о насильственном истреблении остатков христианства Тимуром не подтверждается письменными источниками. Христианство исчезло постепенно, вследствие прекращения связей со странами христианской культуры, не оставив по себе никаких существенных следов, кроме алфавита сирийского происхождения , перешедшего от уйгуров к монголам и маньчжурам, и некоторых культурных слов.

См. также

Примечания

  1. Francis Crawford Burkitt. . — J. Murray, 1904. — С. 184. — 259 с.
  2. Бируни Абурейхан. // Памятники минувших поколений. — Ташкент: Издательство УзбССР, 1957. — С. С. 330.
  3. 39. Дата обращения: 18 декабря 2019. 5 октября 2019 года.
  4. А. Бадер, В. Гаибов, Г. Кошеленко. от 7 июля 2012 на Wayback Machine //Традиции и наследие Христианского Востока. Материалы международной конференции. Москва: Индрик, 1996.
  5. Loginov S. D., Nikitin A. B., Sasanian Coins of the late 4-7th Centuries from Merv // Mesopotamia, XXVIII, 1993, p. 271—272.
  6. Пугаченкова Г. А. Хароба Кошук. — ИАН ТуркмССР. 1954, № 3.
  7. Дресвянская Г. Я., Овальный дом христианской общины в Старом Мерве // Труды ЮТАКЭ, т. XV, Ашхабад, 1974
  8. Mark Dickens. (англ.) . 15 апреля 2007 года.
  9. H. Zayat, «Vie du patriarche melkite d’Antioche Christophore . . . ,» Proche-orient chrétien 2, 1952, pp. 11-38, 333-66.
  10. . Дата обращения: 25 июня 2012. 7 мая 2013 года.
  11. . Дата обращения: 25 июня 2012. 10 апреля 2016 года.
  12. Дата обращения: 25 июня 2012. 31 декабря 2010 года.
  13. . Дата обращения: 25 июня 2012. 7 июня 2017 года.
  14. (недоступная ссылка)
  15. . Дата обращения: 25 июня 2012. 11 июня 2012 года.
  16. . Дата обращения: 26 июня 2012. 12 июля 2012 года.
  17. Малов С. Е. М.-Л.: 1951. 451 с.
  18. Бартольд В. В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine

Литература

  • Зелинский Ф. Ф. , Мелиоранский Б. М. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • . — Ташкент: Главная редакция энциклопедий, 1994. — 121 с. (недоступная ссылка)
  • Кычанов Е. И. // Палестинский сборник. Вып. 26 (89). Филология и история. Л.: 1978. С. 76-85.
  • Никитин А. Б . // Восточный Туркестан и Средняя Азия. История. Культура. Связи. М.: 1984. С. 121—137.
  • Hansen O . Ober die verschiedene Quellen der christlichen Literatur der Sogder. — AO. 30. 1966.
  • Hansen O . Die buddhistische und christliche Literatur der Sogder. — Handbuch der Orientalistik. Bd 4. Abschn. 2. 1968.

Ссылки

Источник —

Same as История христианства в Центральной Азии