Interested Article - Саторнилиане

Ириней Лионский в книге « Обличение и опровержение лжеименного знания » об учении саторнилиан. Латинская рукопись 9 века . Берлинская государственная библиотека

Саторнилиа́не или сатурнилиа́не ( др.-греч. σατορνιλιανοί ; лат. saturniniani ; ст.‑слав. сатоурънилиꙗне ) — еретики I века , названные по имени основателя их учения — Сатурнила .

Саторнилиане описаны Епифанием в Панарионе в числе 80 ересей и Иоанном Дамаскиным в книге О ста ересях вкратце , у обоих авторов это 23-я ересь. Саторнилиане описаны Августином в книге « De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus » и безымянным автором трактата « Предестинат » ( лат. Praedestinatus ); у обоих авторов это 3-я ересь. Филастрий в книге « Liber de Haeresibus » посвятил Сатурнилу 31-ю главу. Саторнил учился вместе с Василидом у Менандра , но создал своё учение, отличное от учения Менандра.

Учение Сатурнила — это одно из направлений гностицизма . Согласно Саторнилу, существовал один никому « неведомый Отец » ( др.-греч. Πατὴρ ἄγνωστος ), он сотворил ангелов , архангелов , силы и власти . Семь ангелов создали мир и всё, что в нём существует. Человек — также творение ангелов, которые не могли удержать светлого образа, явившегося от высшей силы, так как он опять вознёсся, советовались друг с другом и говорили: « Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему » ( Быт. ).

Когда человек был сотворён, то его тело по слабости ангелов не могло стоять прямо, но он как червь ползал; в это время высшая сила сжалилась над человеком и послала искру жизни, так как он сотворён по Его подобию. Искра жизни выпрямила человека, сделала подвижным и оживила. Эта искра жизни возвращается после смерти к тому, что единородно с нею; прочее же разлагается на свои первоначальные составные части.

Спаситель не рождён, бестелесный, не имеет вида, и только призрачно казался человеком. Бог иудеев есть один из ангелов. Все князья хотели уничтожить Отца Христа. Спаситель, которого Саторнил называет эоном или разумом ( др.-греч. νοῦς ), явился для уничтожения Бога иудейского — Демиурга и для спасения верующих в него, для тех, кто имеет ту искру жизни.

Саторнил — первый, кто учил, что ангелами сотворены два вида людей, добрые и злые. Демоны помогали злым людям, а Спаситель пришёл для уничтожения злых людей и демонов и для спасения добрых.

Брак и рождение детей — от сатаны. Иисус Христос открыл добрым душам путь к Богу Отцу, желающие возвратиться к Богу должны отказаться от супружества и рождения детей, так как они от сатаны . Некоторые саторнилиане воздерживались от мяса животных.

Согласно Саторнилу, некоторые пророчества произошли от ангелов, сотворивших мир, а другие от сатаны — Бога иудейского — противника миросоздателей.

Ссылки

  • М. Э. Поснов. Гностицизм II века: 2. Саторнил // .
  • John Henry Blunt . . — Rivingtons, 1903. — 518 с.
  • (англ.) . The Cyclopedia of Biblical, Theological, and Ecclesiastical Literature . N.Y.: Haper and Brothers (1880).
  • Епифаний Кипрский . // На восемьдесят ересей Панарий, или Ковчег.
  • Иоанн Дамаскин . // О ста ересях вкратце.
  • Аврелий Августин . = De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus.
  • Минь, Жак Поль . III // (лат.) . — 1847. — Т. 53. — Стб. 587.
  • Минь, Жак Поль. . — Garnier fratres, 1845. — Т. XII. — Стб. 1142.
  • П. А. Алексеев . Часть 4. Р–С // . — 4-е; Вновь пересмотренное, исправленное и противу прежних трех изданий весьма знатным количеством слов и речений преумноженное. — СПб. : Типография Ивана Глазунова, 1819. — Т. IV. — С. 57.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Булгаков С. В. . 17 октября 2013 года.
  • Бенешевич В. Н. . — 1906. — Т. I. — С. 654. — 870 с.
  • Ὠριγένους . Τόμος πέμπτος. 62 // (др.-греч.) .
  • Христианские ереси и секты I—XXI веков. Словарь. — 2003.
  • Hippolytus . (англ.) . Католическая энциклопедия «New Advent» .
  • Ириней Лионский . // Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
  • Феодорит Кирский . . — Стб. 348.
Источник —

Same as Саторнилиане