Interested Article - Колорвасеи

Praedestinatus. Глава XV. Колорвасеи. Рукопись IX века . Национальная библиотека Франции

Колорвасе́и ( др.-греч. κολορβασαῖοι ; лат. colorbasii ; ст.‑слав. колоръвасѣꙗне ) — еретики II века , названные по имени одного из основателей их учения — .

Колорвасеи описаны Епифанием в Панарионе в числе 80 ересей и Иоанном Дамаскиным в книге О ста ересях вкратце , у обоих авторов это 35-я ересь. Колорвасеи описаны Августином в книге « De Haeresibus ad Quodvultdeum Liber Unus » и безымянным автором трактата « Предестинат » ( лат. Praedestinatus ); у обоих авторов это 15-я ересь. У Филастрия колорвасеи в его книге « Liber de Haeresibus » — 43-я ересь.

Учение Колорваса это одно из направлений гностицизма . Одно из наиболее ранних описаний учения колорвасеев у Иринея Лионского в 12-й главе первой книги сочинения Обличение и опровержение лжеименного знания . Ириней называет данную ересь учением последователей Птолемея и Колорваса.

Епифаний Кипрский в Панарионе персказывает сказанное Иринеем, но называет эту ересь учением Колорваса от Птолемеева корня. Епифаний сообщает, что Колорвас был в единомыслии с гностиком , а затем создал своё учение.

Колорвасеи взяли у Валентина учение о первой осмерице — восьми эонах . Согласно Валентину осмерица произошла последовательно; в начале была первая двоица: Неизреченное и Молчание; от них произошла вторая двоица: Отец и Истина. Эта четверица произвела: Слово и Жизнь, Человек и Церковь. Неизреченное и Молчание, Отец и Истина, Слово и Жизнь, Человек и Церковь являются первой осмерицей. В отличие от Валентина колорвасеи считали, что первая осмерица произошла не постепенно, но все они вместе и сразу были произведены Первоотцем и его Мыслию.

О происхождении Спасителя среди колорвасеев не было единого мнения. Одни считали, что он произошел от всех, почему и называется Благоволенный ( др.-греч. Ευδοκητος ), потому что вся Плерома благоволила чрез него прославить Отца. Другие считали, что он произведён одними теми десятью эонами, которые произошли от Слова и Жизни, и сохраняет прародительские имена.

Иные же считали, что он произведён двенадцатью эонами, происшедшими от Человека и Церкви, и поэтому исповедует себя Сыном Человеческим, как ведущий род от Человека.

Третьи же считали, что он произведён в бытие Христом и Святым Духом , которые были произведены для укрепления Плеромы, и посему он называется Христом, сохраняя название Отца , которым произведён.

Четвёртые, что он Первоотец всего, Первоначало и Недомыслимое, называется Человеком, и в этом состоит великое и сокровенное таинство, что наивысшая всего и всё содержащая Сила называется Человеком, и поэтому-то Спаситель называет себя Сыном Человеческим.

Ссылки

Источник —

Same as Колорвасеи