Interested Article - Гносимахи
- 2020-12-19
- 1
Гносима́хи ( др.-греч. γνωσιμάχοι ← др.-греч. γνωσῐ-μᾰχέω — « борюсь с знанием » от др.-греч. γνῶσις — « познавание, знание » + др.-греч. μάχομαι — « бороться, сражаться »; лат. gnosimachi ; ст.‑слав. раӡѹмьници ) — еретики, описанные Иоанном Дамаскиным в книге «О ста ересях вкратце», 88 ересь: «они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях , ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию» . Какая численность этих еретиков и как долго они существовали, Иоанн Дамаскин не сообщает.
Никита Хониат (XIII век) в книге др.-греч. «Θησαυρὸς ὀρθοδοξίας» («Сокровище православия») повествует об гносимахах, повторяя написанное Иоанном Дамаскиным .
Уже в XX веке протоиерей Георгий Флоровский ввёл термин «Гносеомахия» . Так в своём программном сочинении « Пути русского богословия » он писал: «всего болезненнее был этот странный разрыв между богословием и благочестием, между богословской ученостью и молитвенным богомыслием, между богословской школой и церковной жизнью. <…> У многих верующих создавалась опасная привычка обходиться без всякого богословия вообще, заменяя его кто чем — Книгой правил , или Типиконом , или преданием старины, бытовым обрядом, или лирикой души. Рождалось какое-то тёмное воздержание или уклонение от знания, своего рода богословская афазия, неожиданный адогматизм и даже агностицизм , мнимого благочестия ради, — ересь новых гносимахов. И худо было не то только, что при этом оставались и оставлялись под спудом духовные богатства, накопленные и собранные в умном бдении и молитвенном искусе, — иногда и сокрывались, утаивались нарочито. Но эта гносимахия угрожала и самому духовному здоровью» . Его активно использовал в своих лекциях и книгах протодиакон Андрей Кураев .
Примечания
- Иоанн Дамаскин от 20 ноября 2015 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 января 2016. 27 января 2016 года.
- А. П. Лебедев .
- в « Книгах Google ». — С. 227
- Пути русского богословия ; глава IX: «Разрывы и связи»; раздел 2: «Ересь новых гносимахов. Ненужное богословие»
- . Дата обращения: 29 мая 2016. 5 августа 2016 года.
Литература
- Батурин Д. А. // Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи. Материалы V Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. — 2018. — С. 479—484 .
- 2020-12-19
- 1