Первый Никейский собор
- 1 year ago
- 0
- 0
Первый Двинский собор ( арм. Դվինի առաջին ժողով ) — поместный собор Армянской апостольской церкви , состоявшийся в Двине . Предположительно в 505 или 506 году католикос Бабкен I Вотмсеци (490–516) созвал собор, для обсуждения догматических вопросов, в частности отношения Армянской церкви к несторианству . Собор выразил веру Армянской церкви в единую богочеловеческую природу Христа . Собор продемонстрировал высокий авторитет Армянской церкви среди восточных церквей в начале VI века .
Книга посланий , армянский сборник церковных документов VII века, указывает, что собор был созван в «восемнадцатом году царствования Кавада » (488–531), то есть в 505 и 506 году, в Двине .
В соборе приняли участие 20 епископов, монахи, священники, 14 нахараров во главе с марзпаном (наместником Персидской Армении ) Вааном Мамиконяном , представители Церкви Сюника , Грузинской и Албанской церквей. Среди принятых на соборе документов сохранилось первое «Послание армян к православным в Персии», написанное в ответ на письмо . В своём письме Симеон просил армян помочь христианам в Персии , преследуемым несторианами , а также опровергнуть утверждение несториан, будто армяне, греки, грузины и албаны (алуанцы) придерживаются единого с ними вероучения. В данном послании католикос Бабкен I от имени собора утверждает, что Армянская церковь отрицает и анафематствует учение Нестория .
Собор утвердил учение о единой природе во Христе как христологическое исповедание Армянской церкви . По мнению архиепископа ААЦ Месропа Григоряна во время патриаршества католикоса Бабкена I, на заседании национально-церковного собора в Двине, было отвергнуто и предано анафеме халкидонское вероучение как своего рода разновидность несторианства. С тех пор христологическая позиция Армянской церкви не претерпела никаких фундаментальных или официальных изменений . По мнению католикоса Гарегина I (1995–1999) отвержение Халкидонского собора Армянской церковью произошло в 506—508 годах :
«Первый Двинский собор являлся первым официальным и формальным непринятием Халкидонского собора Армянской церковью» .
Однако большинство исследователей считают, что непосредственное отвержение Халкидона произошло на Втором Двинском соборе (554/555) , поскольку во время Первого Двинского собора, и церковь Византийской империи и Армянская церковь придерживались Энотикона и находились в единстве . В « Послании » (IX век) патриарха Фотия сообщается, что единство между церквами (Армянской и Византийской) «поддерживалось начиная с Халкидонского собора до [второго] собора в Двине» .