Interested Article - Техом

Хаос , Вацлав Холлар

Техом ( др.-евр. תְּהוֹם ‏‎ təhôm ; также теом , устар. тегом ) — древнееврейское слово, означающее «бездна». Используется для описания первобытного океана и вод земли после сотворения мира . Происходит от семитского корня, который обозначал море как неперсонифицированную сущность .

Бытие

Теом упоминается в книге Быт. , где он переводится как «бездна»:

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

То же слово используется для обозначения источника Ноева потопа в Быт. :

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.

Гностицизм

Гностики использовали Бытие 1:2, для обоснования положения, что первоначальный Бог-Творец, называемый « Плерома » или «Битос» (от греческого «Глубокий»), существовал ранее Элохима и дал начало таким более поздним божествам и духам посредством эманаций, всё более отдаленных от первоначальной формы.

В мандейской космологии (или Море Супа) является изначальным морем в Мире Тьмы .

Каббала

В еврейской каббалистической традиции Теом упоминается как первое из семи «Адских обиталищ», которые соответствуют десяти клипот (буквально «скорлупам»), часто вместо Шеола .

Санхуниатон

Роберт Р. Стиглиц считает, что эблаитские тексты отражают отождествление богини Бераут в мифологии Санхуниатона с угаритским thmt и аккадской Тиамат через bʾrôt («фонтаны») .

Теория панвавилонизма

В Новое время теоретики панвавилонизма связывали некоторые библейские тексты с месопотамским мифом о сотворении мира , согласно которому ещё до сотворения видимого мира существовал обширный мир богов. В те времена Мать богов Тиамат (слово схоже с библейским Техом и угаритским Têmtum ) возмутилась против богов, однако Мардук , предводитель богов, рассёк Тиамат пополам, из одной половины её тела сотворил небо, а из другой землю, так как во всех месопотамских мифах демиург перед началом творения должен был сразиться с водой, воплощающей в себе изначальный хаос.

Согласно (англ.) , в Быт . 1 повествование, опуская борьбу, начинается после того, как победа над морской стихией уже одержана. Кроме того, автор этого позднего жреческого текста перерабатывает материал, объявляя морских чудовищ не противниками бога, а его творениями. Однако, 73-й псалом сообщает « Ты расторг силою Твоею море [ yam ], Ты сокрушил головы змиев [ tanninim ] в воде; Ты сокрушил голову левиафана [liwyatan], отдал его в пищу людям пустыни …», а 103-й псалом говорит о победе бога над бездной (тэхом) и водами, упоминаемыми в Быт. 1 и 2.

Таким образом, согласно этой теории, в стихах Исаии II «роды давние» должны представить времена первобытные до сотворения мира, а «воды великой бездны» (Теом) — саму «Тиамат» (или, точнее, ед. число тамту ).

См. также

Примечания

  1. « от 26 апреля 2023 на Wayback Machine » — Библиологический словарь прот. Александра Меня .
  2. , pp. 91–92
  3. Aldihisi, Sabah (2008). (PhD). University College London. из оригинала 3 апреля 2023 . Дата обращения: 19 апреля 2023 .
  4. Al-Saadi, Qais Mughashghash. / Qais Mughashghash Al-Saadi, Hamed Mughashghash Al-Saadi. — Drabsha, 2012. от 4 апреля 2023 на Wayback Machine
  5. Gelbert, Carlos. . — Sydney : Living Water Books, 2011. — ISBN 9780958034630 . от 16 марта 2022 на Wayback Machine
  6. Stieglitz, Robert R. Ebla and the Gods of Canaan // / Cyrus Herzl Gordon ; Gary Rendsburg. — Eisenbrauns, 1990. — P. 79–90 (p.88). — ISBN 978-0-931464-49-2 .
  7. « » (תנין) в ЕЭБЕ .
  8. Скворцов-Степанов И. И. — «Происхождение нашего Бога: по Г. Кунову» // от 26 апреля 2023 на Wayback Machine , М. : Издательство Академии Наук СССР, 1950. стр. 84.

Литература

  • Ringgren, Helmer. Yam // Theological Dictionary of the Old Testament. — Eerdmans, 1990. — ISBN 9780802823304 .
Источник —

Same as Техом