Interested Article - Полонский, Пинхас
- 2020-10-04
- 2
Пинхас Поло́нский (при рождении Пётр Ефи́мович Поло́нский ; род. 11 февраля 1958 , Москва ) — израильский исследователь иудаизма , популяризатор иудаизма в среде русскоязычных евреев . Опубликовал несколько оригинальных работ, много популяризаторских книг, для других был главным редактором.
В годы своей подпольной еврейской деятельности в Москве (1977—1987) был преподавателем иудаизма, одним из основателей организации « Маханаим ». Сегодня в Израиле является активным участником процессов «ортодоксальной модернизации иудаизма», исследователем учения рава Кука . Автор комментария к Торе «Библейская динамика». Постоянно публикуется в прессе и издаёт книги.
Биография
В советское время
Родился в Москве в 1958 году в нерелигиозной ассимилированной еврейской семье .
В школьные годы интересовался математикой , учился в московской физико-математической школе № 7. В 1973 году получил диплом первой степени на VII Всесоюзной олимпиаде школьников по математике .
С момента окончания школы ( 1975 год ) принял решение уехать в Израиль, начал изучать (подпольно) иврит , и далее Тору и иудаизм прежде всего у Михаила Шнейдера и Аврома Миллера . Постепенно пришёл к соблюдению заповедей иудаизма .
В 1975—1980 годах учился на математическом факультете МГПИ , получив степень магистра (MA) по математике и педагогике .
С 1979 года — один из основателей подпольной сети изучения Торы в Москве. Издавал в « самиздате » фотографическим способом пособия по иудаизму — вышли серии книг по еврейским праздникам и комментариев к Торе .
После подачи заявления на выезд в Израиль 7 лет находился в « отказе » .
В Израиле
В 1987 году в связи с началом « Перестройки » получил разрешение на выезд из СССР и репатриировался в Израиль .
В Израиле в 1988 году вместе с группой « Маханаим » поселился в Маале-Адумим , затем с 1991 и по 2018 год жил в Бейт-Эле , в настоящее время (2022) проживает в Иерусалиме .
Учёба и преподавание
Сразу по приезде в 1987 году был одним из инициаторов создания « Маханаим » в Израиле, и до 2012 года работал там старшим преподавателем и главным редактором.
В 1989—1990 годах учился в иешиве «Институт Гарри Фишеля по исследованию Талмуда» (Harry Fischel Institute for Talmudic Research) в Иерусалиме, став сертифицированным преподавателем иудаизма.
В 1994—1997 годах учился в академической иешиве «Бейт Мораша» (Beit Morasha) в Иерусалиме (направление — еврейская философия ).
В 1995—1999 годах учился на факультете иудаизма в университете имени Бар-Илана в Рамат-Гане , получив вторую академическую степень (MA) по изучению Талмуда и еврейской традиции.
С 1998 по 2002 годы окончил аспирантуру при факультете философии и социологии в Белорусском государственном университете . В 2002 году Полонскому была присуждена учёная степень кандидата социологических наук , тема диссертации «Социологическая концепция рава А.-И. Кука», специальность «22.00.01 — Теория, методология и история социологии». Официальным оппонентом при защите диссертации был доктор исторических наук Эммануил Иоффе . Впоследствии диссертация была признана в Израиле (PhD in Sociology of Religion), переведена и издана на английском языке и на иврите.
В период с 1991 до 2012 года преподавал тему «Еврейское наследие» на русском языке в университете имени Бар-Илана.
С 2012 по 2013 год — старший научный сотрудник в Ариэльском университете в Самарии .
Серия комментированных молитвенников «Врата молитвы»
Издание Полонским комментированных литургических текстов началось с подпольного издания Пасхальной Агады с комментарием в 1980 году в Москве. Агада была издана фотографическим способом и расходилась во многих сотнях экземпляров по Москве и другим городам Советского Союза. Это издание Пасхальной Агады давало возможность даже недостаточно подготовленному еврейскому активисту провести интересный Пасхальный седер .
В Израиле Полонский в сотрудничестве с Меиром Левиновым, Мирьям Китросской и другими сотрудниками «Маханаима» подготовил и издал молитвенник ( сиддур ) с русским переводом и комментарием «Врата Молитвы» (на сегодня — наиболее популярный молитвенник с переводом на русский язык, издан для нусахов ашкеназ и сфарад, имеется также издание нусаха ашкеназ с транслитерацией), махзор «Врата раскаяния» на Рош а-Шана и Йом Кипур , Пасхальная Агада с комментарием, книга «Долг живых» о законах траура, а также серия книг о еврейских праздниках и другие .
Исследование учения рава Кука
С момента приезда в Израиль начал активное изучение философии рава Кука . В 1991 году начал сотрудничество с Домом-музеем рава Кука в Иерусалиме, включавшее индивидуальную программу изучения наследия рава Кука с признанными знатоками этого наследия (рав. , рав. , рав. Йохай Родик, рав. Шломо Авинер , рав. Яир Драйфус, рав. Ури Шерки , проф. Шалом Розенберг, д-р Тамар Росс, д-р Хаги Бен-Арци, д-р Реувен Мамо,). В процессе учёбы перевел на русский язык классическую книгу по философии рава Кука «Песнь жизни» профессора Йосефа Бен-Шломо , и подготовил для издания сборник «Толерантность в учении рава Кука» .
В ходе исследования сформировал собственную концепцию философии рава Кука, которая легла в основу его диссертации, которая далее в 2006 году была издана книгой на русском языке «Рав Авраам-Ицхак Кук. Личность и учение» , в 2009 году основные главы были переведены и изданы на английском языке , а в 2013 году — на иврите . Это стало первым случаем, когда книга по еврейской философии была переведена с русского языка на иврит . Книга получила поддержку нескольких выдающихся раввинов и специалистов по раву Куку, которые рекомендовали включить её в учебную программу религиозно-сионистских учебных заведений , и не менее острую критику со стороны других раввинов.
Комментарий к Торе «Библейская динамика»
Серия книг, являющихся новым комментарием к Торе, основанным на каббалистической концепции рава («Маниту») и разработках рава Ури Шерки, с добавлением собственных концепций.
В начале 2020 года закончено издание комментариев на всю Тору (11 томов) — на книги Бытие , Исход , Левит , Числа и Второзаконие . Также начался перевод этих комментариев на английский и украинский языки, и к настоящему времени уже изданы первые тома на этих языках . Готовятся переводы на испанском, румынском и немецком языках.
Другая деятельность
Полонский является создателем проекта « ». Целью проекта является публикация качественной, академически-достоверной и квалифицированной информации об еврействе, иудаизме и Израиле.
Полонский является инициатором и ведущим проекта «Сохранение памяти», целью которого является сохранение памяти о еврейском и сионистском подпольном движении в СССР , а также проекта «Борьба с „интеллектуальным антисемитизмом “» .
Занимается вопросами науки и религии. Регулярно пишет статьи в русскоязычные израильские газеты. Участвует в работах по рациональной теологии и теории парадигм , инициированных Борисом Шапиро .
В 2022 году подготовил и издал новый сидур, в котором впервые соединил дословный русский перевод, транслитерацию и аудио .
Религиозно-философские взгляды
Пинхас Полонский относит себя к радикально-модернистскому крылу религиозного сионизма, суть которого — «ортодоксальная модернизация» иудаизма, то есть проведение активной модернизации религии при сохранении ортодоксального подхода . В этом он является последователем подхода р. Кука и р. Соловейчика , и сотрудничает с р. Ури Шерки.
Придерживается позиции интеграции в религию универсалистских ценностей, за что подвергается критике как со стороны ультраортодоксального сообщества, так и стороны харедимной части религиозного сионизма. Выступил за интеграцию в иудаизм празднования гражданского нового года как универсального праздника «Дня Адама» , за что подвергся критике со всех сторон.
Продвигает концепцию рава И. Л. Ашкенази (Маниту) о восприятии персоналий Танаха как динамических личностей, за что подвергается критике ультраортодоксального сообщества.
Полонский придерживается весьма радикальных взглядов на многие современные проблемы религии:
- рассматривает модернизацию религии как религиозную необходимость ;
- считает религиозно ценными науку, искусство, демократию и другие светские ценности, сторонник введения в религиозных школах «дня науки» для интеграции научной и религиозной позиций;
- поддерживает вызов женщин к чтению Торы и их выступление с комментариями в синагоге;
- позитивно относится к диалогу и взаимопониманию с христианством ;
- активно участвует в продвижении концепции Бней Ноах ;
- является сторонником подъёма и молитв евреев на Храмовой горе ;
- автор концепции «Трёх стадий прихода мессии » вместо признанной сегодня в религиозном сионизме концепции «Двух стадий прихода мессии»;
- придерживается концепции «эволюционистского креационизма » — то есть считает эволюционную концепцию Дарвина важнейшей позитивной вехой в развитии духовного уровня человечества, при этом считает, что принятие концепций эволюции не противоречит Божественному Сотворению Мира , но эволюция является «процессом, запущенным Богом при Сотворении, и далее направляемом Свыше».
- выдвинул концепцию религиозного антифундаментализма — то есть противостояния фундаментализму на основе концепции «продолжающегося естественного Откровения » ;
- считает главным критерием монотеизма не только (и не сколько) «веру в единого Бога», но, прежде всего, личностный характер Высшей силы и ощущение жизни как диалога с Богом — что открывает новые возможности для взаимопонимания различных видов монотеизма, прежде всего иудаизма и христианства .
Взаимоотношение с христианством
В книге «Иудаизм и христианство: несовместимость двух подходов к миру» (1995 год) Полонский изложил базовое понимание взаимоотношения иудаизма и христианства .
В дальнейшем, в книге «Две тысячи лет вместе» (2008 год), имеющей подзаголовок «Невозможность совмещения и необходимость взаимодополнения», ставится задача духовного взаимоосмысления и сотрудничества между христианством и иудаизмом (не отказываясь от понимания того, что христианство является неприемлемым для евреев).
Затем в книге «Храм Моисея и Храм Аарона» (2014 год, далее вошло в «Библейская Динамика, комментарий к Торе»; том 2, на книгу Исход, М. 2018 г.) П. Полонский рассматривает отношения между иудаизмом и христианством внутри человечества как аналог отношений Моисея и Аарона внутри еврейского народа.
Таким образом, не отказываясь от принципа неприемлемости христианства для евреев, концепция П. Полонского прокладывает путь к сотрудничеству и взаимопониманию иудаизма и христианства на основе концепции общего совместного библейского наследия .
Отзывы
Положительные отзывы
- « Я был в восторге от вашей превосходной работы о развитии иудаизма в соответствии с философией рава Кука. Ваша брошюра раскрывает читателям измерение новизны в школе мысли рава Кука не в виде апологетики религии, а как цельный продуманный план радикальных изменений в человеческом видении различных культур. Вы делали всё это не предвзято, а исходя из подлинного поиска истины и из любви к еврейскому народу и всему человечеству. Эта любовь возвышает вас до уровня тех идеалистов, которые знают, как построить новый мир, изменив преходящий мировой порядок. Ваши слова достойны размышления со стороны любого, кто желает доброго и честного ». Раввин Ури Шерки , председатель всемирного центра Brit Olam Noahide , старший преподаватель Центра еврейских исследований , автор множества трудов по еврейской философии .
- « Хотел бы выразить восхищение вашим стилем письма. Вы преуспели там, где многие потерпели неудачу, — а именно, сумели перевести глубокую философию рава Авраама Ицхака Кука на ясный и простой (в самом лучшем смысле слова) язык ». Раввин иешиве в Маале Адумим . , старший преподаватель кафедры в
- « Среди обширной литературы об учении рава Кука произведения величайшего значения — это те, которые делают его философию доступной для обычного читателя. Работа Пинхаса Полонского „Религиозный сионизм Рав Кука“ является единственной в своем роде, поскольку она не только приближает идеи рава Кука к широкой публике, но также объясняет, как его философия может помочь решить некоторые из проблем современного израильского общества ». Раввин Яков Галеви Филбер, старший преподаватель в иешиве Мерказ ха-Рав .
- « Я считаю, что книга Пинхаса Полонского „Религиозный сионизм рава Кука“ представляет большой интерес, и полагаю, что она должна быть доступна студентам бакалаврам и магистрантам в курсе изучения еврейской философии ». Доктор Яир Баркай, директор религиозного академического в Иерусалиме .
- « Работа Пинхаса Полонского „Религиозный сионизм Рава Кука“ небольшая по объёму, но не по качеству. Мне повезло изучить философию рава Кука вместе с Пинхасом и другими друзьями ». Раввин Яир Дрейфус, ведущий ученый в области философии рава Авраама Ицхака Кука, автор книг и статей, основатель и глава иешивы Siach Yitzhak в Гуш-Эционе .
- « Самый авангардный из преподавателей иудаизма на русском языке, предпочитает жить в эпицентре землетрясения » .
Критика
Лекции Полонского о связи религии и науки, проходившие в рамках программы обучения евреев из диаспоры МАСА , были раскритикованы популяризатором науки Асей Казанцевой за сообщение ложной, по её мнению, информации о современной эволюционной теории и степени её признания среди биологов и за пропаганду идей « разумного замысла » . Полонский, со своей стороны, заявил, что получившая российское академическое образование Казанцева « оказалась просто не готова воспринимать что-то новое » , и что в ходе лекции она настаивала на том, что концепция Дарвина — « это не теория, а доказанный научный факт, и всякое сомнение в этом является лженаукой ». Тем не менее, он предоставил Казанцевой возможность высказать свою точку зрения в ходе лекции, а затем она ещё « получила возможность прочесть для желающих студентов подробную лекцию про теорию Дарвина » . Инцидент вызвал оживленное обсуждение в блогосфере, в ходе которого одни поддержали критику Казанцевой, другие, включая и участников программы «Маса» — позицию Полонского.
Публикации
( Более полный список основных публикаций П. Полонского находится и )
на русском
- П. Полонский. . — Маханаим -Бейт аРав, 2006. — 570 с.
- на сайте
- П. Полонский. . — Иерусалим: Маханаим , 2008. — Т. 1. — 191 с.
- П. Полонский. . — Россия, переиздание: Феникс, Неоглори; Маханаим , 2009. — Т. 1. — 234 с. — ISBN 978-5-222-14491-6 .
- П. Полонский. . — Иерусалим: Маханаим , 2009. — 229 с.
- П. Полонский. . — Иерусалим: Маханаим , 2011. — 254 с.
- П. Полонский. . — Иерусалим: Маханаим , 2012. — 251 с.
- П. Полонский. . — Иерусалим: Маханаим , 2012. — 175 с.
- П. Полонский (по материалам раввина Ури Шерки). . — Иерусалим: Маханаим , 2010. — Т. 1. — 254 с.
- ;
- Креативное проведение Пасхального седера . « Пасхальная Хаггада » с комментарием и пособием для начинающих, с приложением «видео» и «аудио» седера на CD и DVD;
- Молитвенник — наиболее популярный из еврейских молитвенников с русским переводом — новый перевод, комментарий, руководство для начинающих;
- Молитвенник
- Видео и аудио-курсы по различным современным проблемам иудаизма;
- « »
- — по большей части в израильской русскоязычной прессе, в основном в газете «Вести»;
- от 16 февраля 2017 на Wayback Machine на новостном сайте cursorinfo.co.il.
на английском
- Пинхас Полонский. = англ. Religious Zionism of Rav Kook . — Маханаим , 2009. — Т. 1. — 93 с. — ISBN 978-965-91446-0-0 .
- . Conversations: A Journal of the Institute for Jewish Ideas and Ideals, issue 4, Spring 2009, NY.
- (with Galina Zolotusky, Gregory Yashgur, and Raphael BenLevil). Conversations: a journal of the Institute for Jewish Ideas and Ideals, issue 31, Spring 2018, NY. Pages 54-79
- Pinchas Polonsky, Golda Akhiezer . (англ.) (анализ истории, общих принципов и практики ноахидского движения)
на иврите
Примечания
- ↑ «Восемнадцать», составитель З. Вагнер, издательство «Шамир», Иерусалим, 1989, с. 202—217 ISBN 965-293-010-5
- Дата обращения: 23 октября 2011. 21 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 22 июля 2022. 18 июня 2021 года.
- Стрелец М. В., Птичкина С. А. "Э. Г. Иоффе: портрет учёного и педагога". — Брест: Альтернатива, 2009. — С. 158. — 160 с. — 99 экз. — ISBN 9789855210451 .
- ↑ . Дата обращения: 4 февраля 2015. 14 октября 2019 года.
- « Маханаим ». от 20 октября 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 4 февраля 2015. 12 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 4 февраля 2015. 21 октября 2019 года.
- (англ.)
- от 1 ноября 2019 на Wayback Machine (иврит)
- П. Полонский. от 6 ноября 2019 на Wayback Machine
- от 26 марта 2019 на Wayback Machine Reviewed by Israel Drazin (англ.)
- от 27 октября 2019 на Wayback Machine (иврит)
- от 7 сентября 2019 на Wayback Machine (иврит)
- . Дата обращения: 4 февраля 2015. 4 февраля 2015 года.
- P. Polonsky.
- П. Полонский. от 14 октября 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 15 февраля 2023. 10 февраля 2023 года.
- П. Полонский. 3 февраля 2015 года.
- П. Полонский. от 27 октября 2019 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 26 июля 2022. 9 июня 2021 года.
- П. Полонский. от 9 сентября 2019 на Wayback Machine
- П. Полонский. от 9 сентября 2019 на Wayback Machine
- П. Полонский. от 9 сентября 2019 на Wayback Machine
- С. Андросенко. от 11 мая 2020 на Wayback Machine
- ↑ от 27 декабря 2017 на Wayback Machine (англ.)
- от 23 мая 2018 на Wayback Machine (англ.) (иврит)
- . Дата обращения: 3 сентября 2017. Архивировано из 12 сентября 2017 года.
- ↑ Георгий Олисашвили. . Первый канал (30 мая 2014). Дата обращения: 18 февраля 2017. 18 февраля 2017 года.
- Ася Казанцева. . Живой Журнал (25 октября 2013). — « Суть истории заключается в том, что я поехала поучиться в Ариэльский университет, где обнаружился человек, который, пользуясь своим авторитетом лектора, рассказывал студентам-небиологам, что научное сообщество: а) испытывает резкий недостаток доказательств эволюции, б) склоняется к теории разумного замысла. ». Дата обращения: 18 февраля 2017. 30 ноября 2016 года.
- Александр Коган. . izrus.co.il (25 октября 2013). — « Она заявила, что концепция Дарвина "это не теория, а доказанный научный факт, и всякое сомнение в этом является лженаукой". Ввиду принципа академической свободы и моего запредельного педагогического либерализма я дал ей дважды по десять минут возможность выйти на кафедру и изложить классу свою позицию, после чего она еще дополнительно (вне учебной программы) получила возможность прочесть для желающих студентов подробную лекцию про теорию Дарвина" ». 3 декабря 2013 года.
См. также
Ссылки
- на сайте Маханаимa
- от 16 февраля 2017 на Wayback Machine на сайте
- (недоступная ссылка) «This book is of vital importance to Russian-speaking Jewry’s search for spirituality» ( Щаранский, Натан )
- Dr. Israel Drazin.
- А. Бульштейн.
- Е. Кравчик.
- 2020-10-04
- 2