Interested Article - Сентенции в четырёх книгах

Сентенции в четырёх книгах или просто Сентенции ( лат. Sententiae in quatuor IV libris distinctae ) — богословский трактат французского схоласта Петра Ломбардского (ум. 1160). На протяжении нескольких столетий «Сентенции» были основным учебником для изучающих богословие , пока в XVI века не были вытеснены « Суммой теологии » Фомы Аквинского . В силу особого положения «Сентенций» в системе средневекового образования , практически каждый заметный богослов оставил на них комментарии — по состоянию на середину XX века их было известно 1407, больше, чем комментариев для любой другой христианской книги, за исключения Священного писания . Одним из последних значительных комментаторов, использовавших «Сентенции» в учебном процессе, был молодой Мартин Лютер .

Широкую популярность «Сентенции» приобрели в начале XIII века. В системе обучения богословию двухлетний лекционный курс по ним был необходим для получения звания baccalaureus sententiarius , предшествовавшего магистерскому . Трактат Петра Ломбардского, именовавшегося также просто «Магистром сентенций», является наиболее важным учебником систематического богословия . Одним из первых использовать «Сентенции» в учебной программе, вместо непосредственно книг Библии , стал Александр Гэльский (ум. 1245), установивший тем самым академический прецедент. Формальным основанием для это стало объявление труда Ломбардца источником ортодоксального учения Четвёртым Латеранским собором в 1215 году .

«Сентенции» были завершены между 1155 и 1158 годами . К тому времени Пётр уже был известным богословом, которого папа Евгений III пригласил в качестве эксперта на 1148 года . В прологе Ломбардец обозначил целью своего труда продолжение сбора сентенций , начатого ранними схоластами. Под «сентенциями» понимались «имеющие основания в вечности свидетельства истины» и «примеры учения наших предков». Таким образом, использование данного труда делало излишним обращение к первоисточникам, а энциклопедический принцип распределения материала делал использование учебника крайне удобным. Также заявлялась апологетическая направленность «Сентенций», призванных оказать помощь в борьбе против всех ошибок и ересей . Непосредственными предшественниками и источниками «Сентенций» были De sacramentis christianae fidei Гуго Сен-Викторского (ум. 1141) и Theologia Scholarium и Summa Sententiarum Пьера Абеляра (ум. 1142). Также оказали влияние труды Иво Шартрского (ум. 1115) и Декрет Грациана . Пётр был одним из первых западных богословов, изучивших сочинение византийского Отца церкви Иоанна Дамаскина « Источник знания » в латинском переводе .

Немецкий специалист по истории схоластики Мартин Грабман достаточно низко оценивает достоинства «Сентенций». По его мнению, De sacramentis Гуго Сен-Викторского отличаются большей систематичностью и цельностью изложения, тогда как Ломбардец не идёт дальше классификации отдельных утверждений. Успех «Сентенций» Грабман приписывает «счастливому стечению исторических обстоятельств» . После выхода монументального исследования ( Marcia L. Colish , 1993) получил обоснование более положительный взгляд на magnum opus Ломбардца. По мнению немецкого философа , убедительно показать превосходство «Сентенций» над конкурентами ей не удалось, но её исследование стимулировало интерес к данной проблематике .

Примечания

  1. , p. 3.
  2. , pp. 98—99.
  3. , p. 25.
  4. , p. 21.
  5. , p. 22.
  6. , pp. 99—100.
  7. , p. 5.
  8. , p. 6.

Литература

  • Colish M. L. Peter Lombard. — E. J. Brill, 1994. — 893 p. — ISBN 9004098593 .
  • Leinsle U. G. Introduction to Scholastic Theology. — The Catholic University of America Press, 2010. — 392 p. — ISBN 978-0-8132-1792-5 .
  • Rosemann P. W. Peter Lombard. — Oxford University Press, 2004. — 272 p. — ISBN 0-19-515544-0 .
Источник —

Same as Сентенции в четырёх книгах