Мейендорф, Егор Фёдорович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ива́н ( Иоанн ) Феофи́лович Мейендо́рф ( 17 февраля 1926 , Нёйи-сюр-Сен , Третья французская республика — 22 июля 1992 , Монреаль , Канада ) — протопресвитер Православной церкви в Америке , богослов , патролог , византинист и церковный историк . До 30 июня 1992 года работал деканом Свято-Владимирской духовной семинарии в предместье Крествуд, Йонкерс , штат Нью-Йорк .
Принадлежал к аристократическому роду Мейендорфов (Майендорфов), имел титул барона. Отец, Феофил Феофилович , в эмиграции стал художником-портретистом; мать была дочерью видного религиозного деятеля русского зарубежья — Николая Илиодоровича Шидловского . Жена — Мария Алексеевна, урождённая Можайская.
«По рассказам, Иван Мейендорф в детстве был тихим, ученым мальчиком, очень вдумчивым и рассудительным. Его выдающиеся способности отмечали все, кто его знал» . В детстве был пономарём православной церкви, затем иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского) в Свято-Александро-Невском соборе в Париже .
Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже ( 1949 ), историко-филологический факультет Сорбонны и Высшую школу социальных наук . Доктор богословия ( 1958 ; диссертация посвящена святому Григорию Паламе и защищена в Школе практического богословия Сорбонны). Член-корреспондент Британской академии ( 1977 ), почётный доктор университета Нотр-Дам ( Индиана , США ), Богословского института Епископальной церкви в Нью-Йорке и Санкт-Петербургской духовной академии .
В 1950—1959 годах — преподаватель греческого языка и истории церкви в Свято-Сергиевском православном богословском институте.
В 1953 году был одним из организаторов Всемирной федерации православной молодежи « Синдесмос », в том же году был избран её секретарём, в 1954—1964 годах являлся президентом «Синдесмоса».
С 1959 года — диакон , с 22 марта 1959 года — священник , с 1964-го — протоиерей .
В 1959—1992 годах — профессор патрологии в Свято-Владимирской духовной семинарии , которая первоначально располагалась в здании Объединенной богословской семинарии, но в 1962 году она переместилась в пригород Нью-Йорка — Крествуд . Преподавал также в Колумбийском и Фордамском университетах и в Объединённой богословской семинарии, работал в центре византийских исследований Гарвардского университета « Дамбартон Оукс ».
Вместе с отцом Александром Шмеманом был активным участником процесса предоставления Северо-Американской митрополии статуса автокефалии , повлёкшего за собой её преобразование в Православную церковь в Америке , в которой отец Иоанн был председателем отдела внешних сношений и членом Митрополичьего совета. Являлся редактором газеты The Orthodox Church . Активный сторонник экуменического движения, был членом центрального комитета Всемирного совета церквей (ВСЦ), в 1968—1976 годах — модератором комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство» ( Faith and Order ). Был президентом Православного богословского общества Америки, президентом Американской патристической ассоциации, членом Исполнительного комитета США по византийским исследованиям.
В 1976—1984 годах — настоятель церкви Христа Спасителя в Нью-Йорке.
В 1979 году посетил СССР по приглашению Академии наук СССР для участия в симпозиуме византологов в Тбилиси и с 2 по 11 июня был гостем Московской патриархии . В Москве встретился со священниками Дмитрием Дудко , Александром Менем , Глебом Якуниным , обсуждая с ними, в частности, вопрос о создании в СССР подпольной духовной семинарии (сам отец Иоанн к подобным проектам относился скептически). Отцу Иоанну на длительное время был запрещён въезд в СССР, а его участие в этой встрече стало предметом резкой критики в советской газете « Труд » 10 и 11 апреля 1986 года.
В мае 1984 года после смерти Александра Шмемана назначен деканом Свято-Владимирской духовной семинарии . Так как должность ректора семинарии была скорее номинальной, то реальное руководство осуществлял декан.
В марте 1990 года был возведён в сан протопресвитера .
1 июля 1992 года ушёл в отставку с поста декана , намереваясь посвятить себя только научно-педагогической деятельности. После этого отправился в Россию. «Перед самым отъездом в Нью-Йорк, во время встречи с молодыми священниками на частной квартире, отец Иоанн совсем просто рассказал, что он теперь свободен от прежних должностей в Америке и намерен вернуться работать в сентябре» . По воспоминаниям протоиерея Владимира Воробьёва «Общение с отцом Иоанном Мейендорфом было таким прекрасным, теплым, замечательным — это трудно передать словами! В последний день пребывания его в Москве мы собрались у нас дома, приехали молодые священники, была незабываемая беседа с отцом Иоанном» .
Однако ещё находясь в России, он почувствовал недомогание. По возвращении в США, у него был диагностирован рак. Скончался 22 июля 1992 года, похоронен на кладбище в городе Крествуд (США), недалеко от Свято-Владимирской духовной семинарии.
Известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском , французском , русском , итальянском , немецком . Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы» (2 тт., Лувен, 1959). Значительное влияние на его становление как учёного оказали архимандрит Киприан (Керн) и протоиерей Георгий Флоровский . Полагал, что
для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас — носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, — нам необходимо изучать историю.
Главной темой его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы. По словам епископа Илариона (Алфеева) ,
В своих книгах отец Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Основные вехи этой многовековой традиции: умная молитва Евагрия Понтийского , мистицизм сердца Макария Египетского , учение об обожении святых Григория Нисского и Максима Исповедника , учение о боговидении преподобного Симеона Нового Богослова , византийский исихазм XI—XIV веков, средневековое русское монашество, преподобный Серафим Саровский и святой праведный Иоанн Кронштадтский в XIX—XX столетиях. Под православной мистикой (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) отец Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».
— Иларион (Алфеев) . Православное богословие на рубеже эпох. Православная традиция. Наследие византийского исихазма.
По мнению отца Иоанна Мейендорфа,
мистическая направленность является главным отличием восточной богословской традиции от западной: в истории восточного христианства мистическое созерцание Бога и богословие всегда находились в тесном соотношении, никогда не упраздняя друг друга. Поэтому и богословие на Востоке не превратилось в сухую науку, в то время как западное богословие постепенно приобрело схоластический характер.
Также отец Иоанн изучал проблемы византийской христологии, придя к выводу, что христология современных нехалкидонских церквей является продолжением и развитием христологии святого Кирилла Александрийского . В связи с этим он активно участвовал в диалоге между православной церковью и восточными православными (дохалкидонскими) церквами, считая, что «божественная истина может часто выражаться по-разному без нарушения этим разнообразием единства во Христе».
По воспоминаниям митрополита Илариона (Алфеева) ,
духовная связь с Россией не прерывалась у отца Иоанна никогда. Однако лишь в последние несколько лет, уже будучи ректором Свято-Владимирской семинарии, он получил возможность регулярно бывать в России, встречаться со священниками и богословами, с учёными и представителями культурной интеллигенции. Он читал лекции в духовных академиях, университетах, проповедовал в храмах, выступал по телевидению. Особенно радовали отца Иоанна встречи с верующей молодёжью, на которую он возлагал главные надежды в «чаемом всеми нами православном возрождении».
Один из его учеников, профессор Александр Дворкин вспоминал, что отец Иоанн
был не только одним из крупнейших патрологов XX века, учёным с мировым именем. Он был исключительным, редким пастырем, душу свою полагавшим за своих овец. Для меня он был в некотором роде эталоном Православия. Он всегда придерживался, как сам то называл, «срединного золотого пути», то есть никогда не уклонялся ни в размытое экуменическое богословие, ни в сектантство, ни в бездумное охранительство, ни в безудержный либерализм, но всегда призывал к трезвению и рассуждению. Это и были главные черты его напряжённой духовной жизни. И при всей его мягкости и деликатности на главном отец Иоанн стоял очень твёрдо и в вопросах принципиальных не уступал никогда. Всегда он был ровным и спокойно-доброжелательным. Раздражённым я видел его лишь несколько раз. И всякий раз его раздражение было вызвано столкновением с ханжеством и лицемерием, которые он действительно не мог выносить.
9—11 февраля 2012 года в Свято-Сергиевском институте в Париже прошла Международная конференция «Наследие протопресвитера Иоанна Мейендорфа — учёного и церковного деятеля (1926—1992)», проведённый чтобы почтить 20-ю годовщину кончины протопресвитера Иоанна Мейендорфа .