Аполлинарий Лаодикийский
- 1 year ago
- 0
- 0
Аполлина́рий Лаодики́йский ( греч. Απολλινάριος Λαοδικείας , Аполлинарий Младший ; ок. 310 — ок. 390 ) — епископ Лаодикии Сирийской (совр. Латакия , Сирия ), один из самых ярых противников арианства , богослов , экзегет , предшественник монофизитства . Сочинения Аполлинария включены в 33-й том Patrologia Graeca .
Аполинарий родился в Лаодикеи на Лике в семье пресвитера , получил классическое образование. В 360 году был рукоположён в епископы родного города, преследовался местными арианами. Аполлинарий был представителем александрийской богословской школы и учеником Афанасия Великого , состоял в переписке с Василием Великим . Аполлинарий принадлежал к числу ревностных сторонников решений Никейского собора . Церковный историк А. В. Карташёв пишет о нём:
Он был столь строгий, непримиримый «староникеец» на Востоке, что не признавал иерархической власти даже Мелетия Антиохийского , не говоря уже ο маленьком Павлине . Под предлогом этих арианских смут он просто объявил себя здесь главой автономной церкви. Как талантливый писатель и профессор, он имел достаточно выдающихся сторонников и приверженцев, и св. Василий Великий в молодости почтительно дружил с ним, и сам великий Афанасий ценил Аполлинария за ревность по никейской вере.
— Карташёв А.В. « Вселенские соборы »
Патрологи пишут, что Аполлинарий « по чистоте жизни… представлял одно из светлых явлений на Востоке, поэтому и православные долго оставались в дружеских отношениях с ним, хотя чистота догматических воззрений его была уже омрачена ».
Аполлинарий писал свои сочинения, подражая греческим классикам. Исторические сюжеты Ветхого Завета послужили основой для его героических песен и трагедий (сохранились лишь его стихотворное переложение Псалтыри , Созомен сообщает, что им в стихотворной форме, по образцу поэм Гомера , была изложена Священная история от сотворения мира до времён Саула ). Новый Завет он передал в форме платоновых «Диалогов».
Аполлинарий известен своим оригинальным учением о личности Христа , которое церковь объявила еретическим. Исходя из того положения, что совершенный человек и совершенное Божество не могут соединиться в одно лицо и что, далее, Христос как совершенный человек был бы греховен и, следовательно, неспособен к искуплению, Аполлинарий учил, что Христос имел только две части человеческого существа — тело и душу, третью же часть, ум, занимал в нём Божественный Логос. Аполлинарий писал: « Если бы Господь принял всё, то, без сомнения, имел и человеческие помыслы; в человеческих же помыслах невозможно не быть греху ». Этим он посягнул на традиционное учение о богочеловечности Христа.
Также Аполлинарий учил:
Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мёртвым в продолжении трёх дней
Феодорит Кирский пишет о нём:
Аполлинарий Лаодикийский явился главою ещё новой секты. Прикрываясь сперва личиною благочестия и показывая вид, будто защищает апостольские догматы, он вскоре потом оказался явным врагом их, потому что о Божием естестве говорил нечисто, придумав какие-то степени достоинств, и дерзнул утверждать, что тайна домостроительства несовершенна, и что разумная душа, которой вверено управление тела, лишена бывшего спасения.
Из своих приверженцев Аполлинарий образовал в Антиохии особую общину и назначил епископом Виталия. Аполлинаристы быстро распространились в Сирии и прилежащих странах. В Константинополе и других местах они образовали много общин со своими особыми епископами. После смерти Аполлинария они распались на две партии, из которых одна, виталианцы , осталась верною учению Аполлинария, а другая, полемианцы , утверждала, что божественное и человеческое слилось во Христе в одну сущность и что поэтому нужно поклоняться телу его (их называли также поэтому саркола́тры ( от др.-греч. σάρξ, σαρκός — «мясо, плоть, тело» + др.-греч. λατρεία — «служение, почитание, культ») или антропола́тры ( от др.-греч. ἄνθρωπος — «человек» + др.-греч. λατρεία — «служение, почитание, культ»), а также синузи́асты ( др.-греч. σύν-εσις — «соединение, встреча, слияние»), потому что они соединяли в одно — божественную и человеческую сторону.
Другое название аполлинаристов — димири́ты ( др.-греч. διμοιρΐται от др.-греч. δῐ (δίς) — «дважды» + др.-греч. μοῖρα — «часть, доля»; др.-рус. дъвочастьници ) .
С 362 года аполлинаризм был отвергнут на многих соборах, в том числе и на Втором Вселенском соборе (381 год) . Согласно 7 правилу этого собора аполлинаристов постановили принимать вторым чином, через миропомазание
Эдиктом императора Феодосия I в 383 году аполлинаристы были приравнены к евномианам и македонианам, им было запрещено иметь иерархию и церковные собрания. В 388 и 397 годах указы византийских императоров ещё более стеснили богослужение аполлинаристов, которое, в общем, немногим отличалось от обыкновенного, а в 428 году усилиями Нестория оно было совершенно запрещено в городах, после чего аполлинаристы рассеялись отчасти между православными, отчасти между монофизитами . Анафема против аполлинаристов была повторена на V Вселенском соборе , и кроме них впервые был анафематствован и сам Аполлинарий, поскольку он не покинул церковь, в отличие от своих учеников, и, как считали до V Вселенского собора, умер в мире и согласии с православной церковью , в особенности, за формулу «одна природа Бога Слова воплощённая» ( др.-греч. μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη ), чтобы обосновать отказ от этой формулы в условиях прославления Кирилла Алесандрийского , использовавшего эту формулу Аполлинария.
В эпоху Реформации католики и протестанты поочерёдно навлекали на себя обвинения в аполлинаризме: католики вследствие их учения о причастии , протестанты же вследствие учения о соединении той и другой природы во Христе.
Аполлинарий Младший — одно из действующих лиц второй части дилогии Генрика Ибсена « Кесарь и Галилеянин »