Interested Article - Дьявол

Дья́вол (устар. диавол , церк.-слав. дїа́волъ др.-греч. «клеветник» ) — религиозно-мифологический персонаж: верховный демон зла ; властелин ада ; подстрекатель людей к совершению греха , персонифицированное абсолютное зло. Типичной формой конкретного представления является змей или дракон , ящерица и другие гады . Другие формы воплощения — летучая мышь , пёс , свинья , козёл , обезьяна ; причём им придаются некоторые человеческие черты .

В иудаизме и христианстве также известен как Сатана , Люцифер , Вельзевул , Мефистофель , Воланд ; в исламе Иблис . В славянской традиции младше дьявола — чёрт и ему подчиняются бесы ; в английском и немецком языке бес — синоним дьявола , в исламе младшие дьяволы называются шайтаны .

Этимология

Современное русское слово дьявол происходит от церковнославянского дїаволъ и, в свою очередь, представляет собою заимствование латинского diabolus . Латинский же термин произошёл от греческого διάβολος ( diábolos , «клеветник») , от διαβάλλειν ( diabállein , «клеветать»), от διά diá , («поперёк, сквозь») и βάλλειν ( bállein , «швырять»), что, вероятно, сродни санскритскому gurate («он поднимает») .

В религии

В иудаизме

В современном иудаизме понятие дьявола, то есть персонифицированного зла, отсутствует. Религиозные тексты не показывают связи между змеем, искусившим Еву в райском саду согласно Книге Бытия , и «сатаной», упоминаемым в Летописи и Книге Иова . Библейское слово ha-satan (השָׂטָן) означает «противник», — это имя нарицательное , означающее противных людей или обстоятельства , но также и служащего Богу ангела -обвинителя .

В хасидизме ha-satan соответствует Baal Davar .

В Книге Премудрости Соломона , относящейся ко второканоническим , дьявол называется одним из тех, кто принёс в мир смерть . Во Второй книге Еноха [ уточнить ] упоминается ангел Сатанаэль [ привести цитату? 1644 дня ] , князь ангелов-наблюдателей григори , которого изгнали с небес и который различает добро и зло . Сходный текст имеется в Первой книге Еноха , но князь ангелов в ней носит имя Семиаза [ страница не указана 1643 дня ] . Мастема из Книги Юбилеев также часто отождествляется [ кем? ] с дьяволом [ источник не указан 1643 дня ] .

Ари Шеффер . « Искушение Христа » (1854)

В христианстве

В христианстве дьявол наиболее известен под именем Сатаны .

Современные формы христианства рассматривают дьявола как ангела, восставшего против Бога . Ему приписывается ненависть к человечеству и вообще созданиям Божьим, противостояние Богу, распространение лжи и хаоса в людских душах. Другие христианские течения считают дьявола воплощением людских пороков и страстей .

В библейских текстах дьявола называют «драконом», «древним змием» , Сатаной, «князем этого мира» .

В Евангелии дьявол предлагает Иисусу : «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» . Но Иисус отвергает все искушения.

В позднем Средневековье «Сатана» и « Люцифер » становятся равнозначными понятиями . Это произошло вследствие аллегорического объяснения стиха 14:12 у Исайи , которое под сравнением вавилонского царя с утренней звездой люцифером трактует сатану , хотя в новозаветных текстах Христос самого себя именует «утренней звездой», а Византийская церковная поэзия уподобляет деву Марию «звезде, являющей солнце» .

В исламе

Иблис. Миниатюра арабской « Книги чудес », конец XIV в.

В исламе с дьяволом отождествляется Иблис — джинн , созданный Аллахом из огня, в отличие от ангелов, созданных из света. Когда Аллах потребовал от Иблиса пасть ниц перед Адамом , джинн ослушался и был изгнан с небес .

Иблис поклялся мстить людям, вселяя в них неверие. В суфизме рассматривается иная интерпретация поступка Иблиса, когда он не стал поклоняться Адаму : так Иблис продемонстрировал свою приверженность Аллаху, не поклоняясь никому иному даже вопреки требованию Аллаха. По этой концепции Иблис является воплощением совершенной любви к Богу и будет прощён после Судного дня . Однако в обоих интерпретациях Иблис искушает грешников с соизволения Единого Бога, что радикально отличает его от христианского Дьявола и зороастрийского Ангра-Манью , действующих по своей собственной злой воле [ источник не указан 1643 дня ] .

В некоторых преданиях [ какие? ] говорится, что Иблиса звали Азазель , которого Книга Еноха (2:6,7) и Талмуд [ страница не указана 1643 дня ] называют предводителем падших ангелов, изгнанных с небес за любовные связи с земными женщинами [ источник не указан 1643 дня ] .

Младшие дьяволы и бесы в исламе называются шайтаны .

В индуизме

Индуизм не выделяет отдельной злой сущности. Все божества могут творить зло, будучи одержимы « гуной невежества ». Наиболее близким к понятию дьявола является демон Раху . Тем не менее, в одном из течений индуизма, айявари , существует олицетворение зла в виде бога ( англ. ), с которым борется Вишну [ источник не указан 1678 дней ] .

В буддизме

В буддизме дьяволу соответствует демон-искуситель Мара .

В зороастризме

В древнейших зороастрийских текстах понятие дьявола не встречается. Ахура Мазда , единственное верховное божество, создаёт «истину», законы бытия, а «ложь» появляется как их нарушение, а не действие некоего противника. Спента-Манью («Святой дух», «Благое мышление») и Ангра-Манью («Злой дух», «Злое мышление») одинаково являются созданиями Ахура-Мазды («Господа Премудрого»). Их различие заключается в том, что они, обладая свободой воли, по-разному относятся к Ахура Мазде и его творениям. «Дьявол» зороастризма Ангра-Манью использует эту свободу против Ахура Мазды (подобно дьяволу в христианстве), создавая в мире и сознании человека все разрушительные, лживые, вредные антиподы благих творений Ахура Мазды, например, ядовитых змей и экстремально холодные температуры.

В то же время Ахура Мазда не является равным противником Ангра Манью. Изначальный вселенский закон «Аша» не имеет противоположности, но может быть искажён по злой воле. «Друдж» — это антитеза «Аши», буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

В ходе дальнейшего развития в зороастризме эпохи Сасанидов и родственных ему религиозных и религиозно-философских учениях ( зерванизм , манихейство , маздакизм ) произошло наделение Ангра-Манью отдельным от Ахура-Мазды онтологическим статусом второго мирового начала наряду с Ахура-Маздой. В зерванизме и манихействе и Ахурамазда, и Анхра-Майнью произошли от одного безначально существовавшего верховного бога Зервана . Точнее говоря, в зерванизме добрый бог и злой дьявол оказались равно творениями безразличного и безначального Зервана, олицетворявшего бесконечное пространство-время. Как и в зороастризме, конечная победа всё равно должна быть на стороне доброго бога. Тем не менее, радикальный религиозный дуализм не смог утвердиться и отрицается в современном зороастризме.

В религии «нового века»

Течения Нью-Эйдж , отталкиваясь от христианства, сохранили восприятие дьявола как олицетворения зла или, по крайней мере, символа людских пороков , но в целом отказались от этой концепции и отрицают существование дьявола [ источник не указан 1643 дня ] .

В мифологии

В Древнем Риме

Среди большинства язычников Древнего Рима подобная концепция распространения не имела .

В неоязычестве встречаются визуальные образы, сходные с тем, как изображают дьявола в христианской традиции — в виде рогатого существа, однако отождествляют его с дьяволом сами христиане .

В славянской мифологии

В пантеоне славянских богов злые силы представлены несколькими духами, единого бога зла нет. После прихода христианства у славян синонимом слова дьявол становится слово бес , которым с XI века на Руси христиане начали собирательно обзывать все языческие божества. Выделяется младший дьявол — чёрт , которому подчиняются бесы . Словом бес переводилось в Библии греч. δαίμον ( демон ) , однако, в английской и немецкой Библии оно переводилось словом дьявол ( англ. devil , нем. teufel ) , и является иноязычным синонимом беса поныне .

В румыно-молдавской мифологии

В фольклоре Молдавии и Румынии , особенно сказках, песнях и дойнах , дьявол — «начальник чертячий» — нередко выступает под именем Скараоский ( молд. и рум. Scaraoțchi ) . В южнославянских языках слово scara означало решётку для жарения (ср. совр. болг. скара — гриль).

В сатанизме

Сатанизм и схожие религии рассматривают дьявола как верховного бога. При этом образ и мифология , как правило, заимствована из христианства. В Церкви Сатаны дьявол рассматривается как первичное состояние человечества, а существование сверхсуществ: и Бога, и дьявола — отрицается .

Персоналии, прозванные Дьяволом

  • Роберт Дьявол (ок. 1000 — ум. 1035) — герцог Нормандии (с 1027).
  • Роберт-Дьявол — с XIII века легендарная личность, весьма популярная в средневековых преданиях: нормандский рыцарь, отличающийся чрезвычайной жестокостью, но искупающий затем свои грехи раскаянием и подвигами благочестия. Герой многих рыцарских романов, из которых первый появился под заглавием: «La vie du terrible Robert le Diable, lequel fut après l’homme de Dieu» (Лион, 1496), и вызвал множество подражаний и переводов. На этот сюжет написаны драма «Robert der Teufel» (с нем. «Роберт Дьявол») Эрнста Раупаха и большая опера « Роберт-Дьявол » (1831) Джакомо Мейербера .
  • Оливье Дьявол (1428—1484) — любимец французского короля Людовика XI , его цирюльник, сын крестьянина; король сделал его графом Меланским (1477) , а впоследствии губернатором Сен-Кантена ; после смерти короля был повешен .
  • Фра-Дьяволо (Брат-Дьявол; 1771—1806) — итальянский монах, затем разбойник и участник освободительного движения на юге Италии , направленного против французской оккупации.

В науке

Богомол Idolomantis diabolica

Название «дьявол» дано двум видам животных: тасманийскому сумчатому дьяволу ( Sarcophilus harrisii ), виду млекопитающих из отряда сумчатых, и скату манте , которого ещё называют морской дьявол. Кроме того, латинское diabolus — «дьявол» и diabolicus — «дьявольский» используются в научных названиях некоторых родов и видов животных и растений, например:

См. также

Примечания

  1. У античных авторов , и διάβολος — имя прилагательное или причастие и переводится как «клеветнический; клевещущий, злословящий»; у — имя существительное и переводится как «клеветник»; в и в — имя существительное и переводится как «клеветник» ( Есф. , 1Тим. , Тит. ) или, в большинстве случаев, как «дьявол»( Зах. , Мф. , Лук. , Откр. ).
  2. . Дата обращения: 3 июля 2015. 5 марта 2016 года.
  3. // Атеистический словарь / Абдусамедов А. И., Алейник Р. М., Алиева Б. А. и др.; Под общ. ред. М. П. Новикова . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Политиздат , 1985. — С. 393. — 512 с. — 200 000 экз.
  4. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  5. Черт / Березович Е. Л., Виноградова Л. Н. // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 523. — ISBN 978-5-7133-1380-7 .
  6. греч. Δαίμον даймон, демон , переведённое в рус. Библии как бес , в англ. и нем. Библии переводилось как дьявол . Например, ср. рус. текст Марка. бесы , с англ. — devils ( дьяволы ) и нем. — teufel , teuffel .
  7. Мюллер В. К. devil ; бес // Полный англо-русский русско-английский словарь : 300 000 слов и выражений. — М. : Эксмо, 2013. — С. 250, 931. — 1328 с. — (Библиотека словарей Мюллера). — ISBN 978-5-699-56298-5 .
  8. от 11 февраля 2022 на Wayback Machine , Henry George Liddell, Robert Scott, A Greek-English Lexicon , on Perseus
  9. . www.merriam-webster.com . Дата обращения: 23 апреля 2016. 6 ноября 2021 года.
  10. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  11. Gustav Davidson. . — 1967.
  12. «But by the envy of the devil, death came into the world» — Book of Wisdom II. 24 «но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его.»
  13. Енох 2, 18:3
  14. «And I threw him out from the height with his angels, and he was flying in the air continuously above the bottomless» — Енох 2 29:4
  15. «The devil is the evil spirit of the lower places, as a fugitive he made Sotona from the heavens as his name was Satanail, thus he became different from the angels, but his nature did not change his intelligence as far as his understanding of righteous and sinful things» — Енох 2 31:4
  16. , абзац 2
  17. Лит.: Леманн А., Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней, пер. с нем., М., 1900
  18. Шульгин М. М., О дьяволе и чудесах
  19. Скворцов-Степанов И. И., О вере в бога и вере в дьявола, в его кн.: Избранные атеистические произведения, М., 1959
  20. Roskoff G., Geschichte des Teufels, Bd 1-2, Lpz., 1869
  21. Откр. , Откр.
  22. Ин. , Ин.
  23. Лк.

    и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её;

  24. Королькова Е. В. от 29 августа 2019 на Wayback Machine // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры — 2008 — С. 87
  25. В русском переводе с греческого — « денницей », в русскоязычных кальках европейских переводов с латыни — «люцифером»
  26. от 6 ноября 2021 на Wayback Machine // Михельсон А. Д. от 6 ноября 2021 на Wayback Machine . — М., 1866. — 771 с. — С. 373
  27. / Аверинцев С. С. // Мифы народов мира : Энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев . — 2-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1988. — Т. 2 : К—Я. — 719 с.
  28. аль-А‘раф
  29. Абдул-Карим аль-Джили . Совершенный человек.
  30. Абаева Л. Л., Андросов В. П., Бакаева Э. П. и др. / Под общ. ред. Н. Л. Жуковской , А. Н. Игнатовича , В. И. Корнева. — М. : Республика , 1992. — 288 с. — ISBN 5-250-01657-X .
  31. Lane Fox, Robin. Pagans and Christians in the Mediterranean World from the Second Century AD to the Conversion of Constantine (англ.) . — London, UK: Penguin Books , 1986. — P. 205. — ISBN 978-0-14-102295-6 .
  32. Ronald Hutton . Triumph of the Moon (неопр.) . — Oxford: Oxford UniverUniversity Press, 1999. — С. 46.
  33. Бес / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 164. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  34. « Слово о законе и благодати » XI века , « Слово о полку Игореве » XII века и в древнерусских летописях
  35. Ветхий завет: Втор. , Вар. .
    Новый завет: Лук. , , , , , , , , , , , , , , , , , ; Матфея. , , , , , , , , , , , , , , , ; Иоан. , , , , , ; Марка. ; Иак. ; 1Кор. , ; Отк. , ,
  36. Ион Крянгэ. Избранное / Сост. Л. Чобану. Под ред. В. П. Коробана. — Кишинев: Литература Артистикэ, 1977. — С. 69, 70, 114, 115.
  37. . Churchofsatan.com. Дата обращения: 5 апреля 2012. 1 июля 2012 года.
  38. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  39. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  40. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
Источник —

Same as Дьявол