Пародийная религиозность
- 1 year ago
- 0
- 0
Религиозность трудно однозначно определить, но различные учёные рассматривают это понятие в широком смысле как вовлечённость в религию и следование религиозным ориентирам. Сюда входят эмпирические, ритуальные, идеологические, интеллектуальные, логические, вероучительные, конфессиональные, доктринальные, нравственные, культурные аспекты .
Религиоведы В. И. Гараджа , Д. М. Угринович и И. Н. Яблоков определяют религиозность как социальное качество группы или индивида, включающее в себя религиозное сознание , и .
Религиоведы Е. Г. Балагушкин , П. С. Гуревич , М. П. Мчедлов , Л. Н. Митрохин рассматривают религиозность исходя из изменений социальной ситуации и возникновения новых религиозных движений .
Религиоведы В. И. Кураев , А. И. Кырлежев , Ю. Ю. Синелина рассматривают феномен религиозности, которая тесно связана с мировоззрением и религиозным сознанием, изменяющимися под влиянием свободы совести и трансформирующегося общества, применительно к современной религиозной ситуации в российском обществе .
90−100 % 80−89 % 70−79 % 60−69 % | 50−59 % 40−49 % 30−39 % 20−29 % | 10−19 % 0−9 % нет данных |
При измерении религиозности учёные сталкиваются с различными проблемами. Например, статистические данные о том, как часто люди посещают церкви, оказываются различными в зависимости от того, какие методы сбора данных используются, в частности, традиционные опросы в сравнении с изучением затрат времени .
Десятилетия антропологических , социологических и психологических исследований позволили сделать вывод, что религиозные идеи у разных людей фрагментированы, слабо связаны, контекстно-зависимы, как и идеи во всех других областях культуры и жизни. Индивидуальные убеждения, конфессиональная принадлежность и поведение — итог сложной совокупности факторов, почерпнутых из разных источников, в том числе из культуры. Социолог религии Марк Чавес ( англ. Mark Chaves ) утверждает: «Соблюдающие каноны евреи необязательно верят в то, что говорят в своих субботних молитвах. Христианские священники необязательно верят в Бога. А люди, которые регулярно призывают дождь путём танца, не делают это в сухой сезон» .
Независимый американский исследователь в 2009 году опубликовал в журнале итоги своего комплексного кросс-национального анализа того, влияет ли массовая религиозность на процветание общества. В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США , Ирландия , Италия , Австрия , Швейцария , Испания , Канада , Новая Зеландия , Австралия , Нидерланды , Норвегия , Англия , Германия , Франция , Дания , Япония , Швеция .
По данным Пола, уровень убийств почти не коррелирует с религиозностью. Уровень самоубийств практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов — в пользу религиозных). По его данным, чем религиознее страна, тем выше детская смертность; корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее .
Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных. Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции — ситуация чуть лучше в менее религиозных странах .
По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини , отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше .
Из этого автор делает вывод, что чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители « среднего класса ») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. Полученные результаты, по мнению автора, свидетельствуют о том, что религиозность — относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий .
Когда сложившая система церковных организаций оказывается неспособной удовлетворять изменившиеся духовные потребности части верующих, результатом может быть формирование религиозных новообразований. Их условно обозначают « новые религиозные движения » (также могут использоваться обозначения «нетрадиционные религии и культы», «возникающие религии», «внеконфессиональные, неканонические верования», «альтернативные религии»; и дискуссионные термины « деструктивный культ » и « тоталитарная секта » , обычно употребляемые представителями традиционных конфессий или критиками НРД ).
Теолог и социолог религии В. А. Мартинович , рассмотрев в монографии 2015 года «Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности» 3815 новых религиозных движений из 93 стран, определяет «нетрадиционную религиозность» как «всё многообразие форм сектантства , существующих на территории одной, конкретно взятой страны мира», а также как сложную, открытую, развивающуюся, целостную подсистему общества, включающую в себя всё многообразие разновидностей и типов сектантства. В его представлении нетрадиционная религиозность — целостная система, которая имеет неизменное «ядро» и подвижную «оболочку», изменяющуюся под влиянием целого ряда факторов. Он считает, что нетрадиционная религиозность черпает свой идейный потенциал в том числе и из несектантских идей, а поэтому будет существовать до тех пор, пока существует общество; воспроизводство нетрадиционной религиозности циклично и непрерывно. Он фактически опровергает популярную в религиоведении концепцию «бума» нетрадиционной религиозности на Западе в 1960-х гг. как уникального в истории общества явления .