Опросы/Регламент Статей года-2023
- 1 year ago
- 0
- 0
Духо́вный Регла́мент 1721 года (полное название: Регламент, или Устав духовной коллегии ) — закон, изданный в форме манифеста Петром I , определявший правовое положение Православной Церкви в Российской империи . Этим регламентом соборная и патриаршая власть в России была фактически упразднена; вместо патриарха был создан совещательный орган управления Церковью при полном его подчинении власти монарха .
«„Регламент“ был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашёл понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать» .
В октябре 1718 Пётр указал Феофану (Прокоповичу) написать проект для Духовной коллегии — «Духовный регламент».
К февралю 1720 проект «Духовного регламента» был подготовлен; 23 февраля Пётр послал Указ обер-секретарю Сената , чтобы Сенат и архиереи выслушали проект и высказали своё мнение: «чтоб ремарки поставили и на каждой ремарке экспликацию вины дела».
Сенат издал Указ от 9 марта 1720 года «О собирании подписей епископов и архимандритов Московской губернии под текстом Регламента Духовной Коллегии». Текст Регламента с посыльными рассылался архиереям и архимандритам монастырей.
Проект был принят 25 января 1721 года с несколькими дополнениями. В числе подписавших проект было 6 епископов и 3 архимандрита. Через семь месяцев были собраны подписи 19-ти епископов, 48-ми архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов . Возражений и поправок к регламенту не наблюдалось.
Важнейшей реформой, вводившейся в церковное управление Регламентом, было упразднение патриаршества и учреждение вместо него Святейшего Правительствующего Синода («Духовной коллегии»). Был определен состав Синода:
Представителем императора в Синоде был обер-прокурор . Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий . Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях, от которых и была взята его внешняя организация. При Синоде было и целое ведомство фискалов .
Духовный Регламент предписывал епархиальным архиереям создавать при архиерейских домах училища для детей (мужского пола) духовенства ; впервые в Московской Руси создавалась система школ . Данное нововведение имело целью удаление из среды духовенства лиц, поступающих туда не по призванию, а по расчёту. Перед поступлением в школу кандидату необходимо было выдержать экзамен , касающийся не только знаний, но и духовных качеств будущего пастыря. Священник , по мнению Феофана Прокоповича не должен быть ни мистиком , ни фанатиком . Следовало удостовериться, не имеет ли он «видений» или «смущающих снов». Особой проверке подлежали домашние духовники , «обычные орудия», — говорит Регламент, — «темных интриг, создатели незаконных браков» . Что касается священнослужителей церквей, «содержимых вдовами », то этот институт уничтожался.
Институализировалась духовная цензура .
Упразднялись места чудесных явлений, не признанных таковыми Синодом.
Мужчинам запрещалось поступать в монастырь до тридцатилетнего возраста; монахам вменялось в обязанность исповедоваться и причащаться по крайней мере четыре раза в год; во всех монастырях вводится обязательный труд, а монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома. Монахиням, с другой стороны, запрещается давать окончательные обеты до пятидесятилетнего возраста, и послушничество , продолжавшееся до тех пор, не может служить препятствием для вступления в брак .
По форме и по изложению «Регламент» всего менее регламент. Это «рассуждение», а не . И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к закону, нежели сам закон. Но для Петровской эпохи вообще характерно, что под образом законов публиковались идеологические программы. «Регламент» есть в сущности политический памфлет. В нём обличений и критики больше, чем прямых и положительных постановлений. Это больше, чем закон. Это манифест и декларация новой жизни. И с намерением под таким памфлетом и почти сатирой отбирались и требовались подписи у духовных властей и чинов, — и при том в порядке служебной покорности и политической благонадежности. Это было требование признать и принять новую программу жизни, — признать новый порядок вещей и принять новое мировоззрение. Это было требование внутреннего перелома и приспособления…