Греческая католическая церковь
- 1 year ago
- 0
- 0
Марони́тская католи́ческая це́рковь ( араб. الأنطاكية السريانية المارونية , сир. ܥܕܬܐ ܣܘܪܝܝܬܐ ܡܪܘܢܝܬܐ ܕܐܢܛܝܘܟܝܐ , лат. Ecclesia Maronitarum ) — древняя христианская церковь, одна из шести восточных католических церквей , имеющих статус патриархата .
Большинство исторических общин церкви находятся в Ливане , а также Сирии и на Кипре . В последние годы постоянная эмиграция маронитов из Ливана привела к появлению общин в диаспорах Аргентины , Бразилии , США , Мексики , Австралии и других государств и стран.
История ливанских маронитов восходит к концу IV века, когда вокруг святого Марона собралась группа учеников. Позднее они построили на полпути из Алеппо в Антиохию монастырь. В V—VI веках монастырь, где блаженный Феодорит Кирский основал богословскую школу, решительно выступал против монофизитов и миафизитов , поддерживая христологическое учение Халкидонского собора . В 517-м году братия монастыря направила специальное послание папе Гормизду , где отвергала монофизитское учение. Поэтому братия не признала V Вселенский собор . Но, по мнению В. В. Болотова , с древних времён монахи признавали учение о единой воле Христа, и поэтому марониты поддержали монофелитство .
В конце VII века в связи с арабским завоеванием марониты потеряли связь с Константинополем , где на VI Вселенском соборе было осуждено их учение, в связи с чем в 687-м году избрали собственного патриарха Иоанна Марона . Ему приписывается ряд важных для маронитской церкви сочинений, а также чин маронитской литургии. Избрание собственного патриарха вызвало конфликт маронитов с Византией и поддерживающими её мелькитами и яковитами . В 694 году войска Византии разорили монастырь св. Марона, убив при этом множество маронитских монахов.
В начале VIII века, ввиду непрекращавшихся преследований, маронитские монахи вместе с группой своих последователей перебрались в отдалённую область горного Ливана, где несколько веков просуществовали в относительной изоляции. Именно в этот период они осознали себя особой церковью и стали именовать своего епископа патриархом Антиохии и всего Востока.
В XII веке, когда крестоносцами было основано Антиохийское княжество , марониты вошли в контакт с Латинской церковью . Марониты оказали деятельную поддержку Раймунду VI Тулузскому во время осады Триполи. В 1182 году марониты формально подтвердили своё единство с Римом, однако большинство маронитов считает, что они никогда и не прерывали общения с Римской церковью. Существует мнение, что до контактов с крестоносцами марониты были монофелитами, однако оно опровергается самими маронитами, либо отрицающими это, либо настаивающими, что они были сторонниками не реабилитированного на VI Вселенском соборе Максима Исповедника , считавшего, что человеческая воля Христа добровольно желала того же, что и его божественная воля, а не подчинялась ей. В любом случае не вызывает сомнений, что с 1182 года марониты исповедуют ортодоксальную христологию.
Патриарх Иеремия I Аль-Амшитти (1199—1230) стал первым маронитским патриархом, посетившим Рим, где в 1215 году он участвовал в работе Четвёртого Латеранского собора . Этот визит положил начало тесным связям с Римом и тенденции к латинизации церкви. Маронитские эмигранты появились на Кипре (XII век), Родосе (XIV век) и Мальте .
В XVI веке родину маронитов завоевали турки , и начался длительный период владычества Османской империи . В конце XVI века маронитские патриархи созвали ряд синодов, на которых ввели в церковную жизнь постановления Тридентского собора и отчасти латинизировали литургию. В 1584 году в Риме была основана Маронитская коллегия, в которой получили образование многие выдающиеся представители Маронитской церкви и которая способствовала более глубокому пониманию наследия маронитов на Западе. В 1606 году в Маронитской церкви был введён Григорианский календарь .
В 1736 году на горе Ливан был созван главный собор этой церкви, проведший важные реформы. Легатом папы римского был известный востоковед Иосиф Ассемани . На соборе приняли свод канонов Маронитской церкви, согласно которым церковь впервые была разделена на диоцезы, были установлены правила церковной жизни, главные из которых сохранились по сей день. С начала XIX века западные государства, особенно Франция , стали поддерживать маронитов, входивших в состав Османской империи. , которую учинили в 1860 году друзы в союзе с турецкими властями, вызвала вооружённое вторжение французов. После Первой мировой войны Ливан и Сирия попали под контроль Франции.
В 1944 году Франция предоставила Ливану полную независимость. По устному соглашению, получившему название «Национальный пакт», пост президента страны, а также ряд ключевых постов в государстве закреплялся за представителями маронитской общины. Однако гражданская война , в которой маронитская церковь приняла активное участие , обнаружила, что будущее общины остаётся проблематичным. Около миллиона маронитов покинули Ливан и поселились на Западе.
Начиная с 1790 года, резиденция маронитского патриарха находится в , в 25-и милях от Бейрута .
В состав церкви входят 8 архиепархий: Антелиаса , Бейрута, Триполи и Тира (все в Ливане), Кипрская архиепархия , Алеппо , Дамаска (обе — Сирия), Хайфа ( Израиль ); 17 епархий и 2 патриарших экзархата . Церковь насчитывает 1033 приходов, 1359 священников и 41-го епископа. Маронитская церковь — самая многочисленная в Ливане, в неё входит 37% христиан и 17% населения Ливана. По данным Annuario Pontificio за 2016 год численность прихожан церкви — 3,54 миллиона человек . C 1986 года её возглавлял патриарх Насрула Бутрос Сфейр . 26 февраля 2011 года его отставка по возрасту и состоянию здоровья была принята папой Бенедиктом XVI . 15 марта 2011 года новым патриархом Маронитской католической церкви был избран Бешар эль-Раи , бывший до этого епископом Библоса .
У маронитского патриархата имеется духовная семинария в и епархиальная семинария в Карм-Садде, близ Триполи . Высшее богословское образование можно получить в Университете Св. Духа в Каслике. В 1584 году в Риме был основан Маронитский колледж.
В Маронитской церкви действуют несколько монашеских орденов, среди которых самыми известными являются мужские конгрегации мариамитов , баладитов , антониан-маронитов и ливанских миссионеров . Одним из самых известных монастырей Маронитской церкви является монастырь Кузхайя , находящийся в районе Згарта провинции Северный Ливан .
Общая численность маронитов в мире составляет более 1 млн человек. По иным данным, где в число маронитов, по-видимому, включены все лица маронитского происхождения, многие из которых уже давно утратили маронитское самосознание и придерживаются не антиохийского , а латинского обряда, численность их гораздо выше — 3—4 млн человек. Основная часть их сосредоточена в Ливане, где, в соответствии с не зафиксированным в письменной форме соглашением, президентом страны избирается маронит. Значительные группы маронитов имеются в Сирии, Египте , США, Бразилии, Аргентине, Канаде , Австралии , на Кипре и в других странах.
Вопрос о национальной принадлежности маронитов вызывает споры. Многие марониты, несмотря на то, что говорят на арабском языке , считают себя не арабами , а потомками древних финикийцев .
Маронитская литургия имеет западно-сирийское происхождение, но испытала влияние восточно-сирийской и латинской традиций.
Используют 6 анафор , одна из них — восточно-сирийского происхождения, 5 (в том числе и анафора Св. Иакова ) — западно-сирийского. В литургии после арабского нашествия используют арабский язык. Некоторые общины сохранили сирийский язык богослужения.
Священники маронитов, как и большинство восточных католиков, не соблюдают целибат .