Цистерна Филоксена
- 1 year ago
- 0
- 0
Фило́ксен Маббу́гский (Маббо́гский) ( сир. ܐܟܣܢܝܐ ܡܒܘܓܝܐ , Aksenāyâ Mabûḡāyâ ) или Фило́ксен Иерапо́льский ( греч. Φιλόξενος Ἱεραπόλεως ) (ум. 523 году) — один из крупнейших, наряду с Севиром Антиохийским и Иаковом Серугским , богословов-монофизитов начала VI века . Является одним из самых почитаемых святых яковитской церкви .
Дата рождения будущего епископа Маббугского не известна, как и местоположение его родного города, Тахала, который, по имеющимся сведениям, был центром епископальной провинции Киркука . Его имя при рождении было Иосиф, однако впоследствии он был известен по своему прозвищу, Аксено́йо ( греч. Ξεναΐας — Ксена́й ), что в переводе с сирийского означало «гостеприимный», или его греческой версии при рукоположении — « Φιλόξενος », кальки с сирийского. Своё образование Филоксен получил в Эдессы . Вскоре он стал приверженцем идей Кирилла Александрийского и противником Халкидонского собора . После того, как Калландион был изгнан со своего поста антиохийского патриарха монофизитом Петром Сукновалом , Филоксен стал в 485 году епископом Маббугским. Феофан Исповедник пишет об этом событии в своей «Хронографии» следующим образом:
Далее, Ксенай, сатанинский слуга, учил не покланяться образу Господа и других святых. Родом он был Перс, по определению же судьбы раб, бежавший от своего господина и при Петр Белильщик посвятил его в Иеропольские епископы, переименовав в Филоксена. Потом узнавши, что он не крещен, сказал: «Вместо крещения довольно с него и рукоположения».
отвращавший от веры окрестные Антиохийские селения; будучи сам не крещен, назывался, однако, церковником. Каландион прогнал его, но
Начиная с 498 года, он находился в споре с халкидонитским патриархом Флавианом II .
Филоксен дважды посещал Константинополь. В первый раз, весной или летом 484 года, он был тепло принят двумя ещё живыми к тому моменту авторами Энотикона — императором Зеноном и патриархом Акакием . В следующий раз он прибыл в столицу по приглашению императора Анастасия в 507 году с целью публичного осуждения учение о двух природах . В 512 году при его участии Флавиан был смещён и заменён Севиром. С восшествием на престол Юстина I в 518 году религиозная политика Византийской империи изменилась, и все епископские назначения после принятия Энотикона были аннулированы, а многие видные монофизитские деятели, и Филоксен в их числе, были отправлены в ссылку. В 519 году он был отправлен в Филиппополь Фракийский , а затем в Гангры , где и умер в 523 году.
Литературное наследие Филоксена достаточно обширно. К основным его произведениям относятся сборник из 13 гомилий и полемическое сочинение «Мемре (беседы) против Хабиба». По указанию Филоксена, с целью исправления значительного числа ошибок, хорепископ Поликарп осуществил сирийский перевод Библии , получивший название « ».
На пятом заседании Второго Никейского собора Димитрий диакон и скевофилакс прочитал перед участниками отрывок из «Церковной истории» Феодора Чтеца ; Стефан, диакон и нотарий зачитал отрывок из «Церковной истории» , из которых следовало, что Пётр Кнафей рукоположил некрещеного Филоксена в епископы, заявив, что для восполнения божественного крещения довлеет ему рукоположение епископа; Филоксен был иконоборцем: запрещал изображать Святого Духа в виде голубя, уничтожал изображения ангелов, иконы Спасителя скрывал в недоступные места. После чего Патриарх Константинопольский Тарасий сказал: «Послушаем, священные мужи, какие люди не принимали честных икон: непринимавшие крещения, манихействовавшие, утверждавшие, что домостроительство Христово призрачно. Из смрадного учения их получили толчок вводители этой нападающей на христианство ереси». игумен Студийского монастыря , сказал: «Благодарим Бога и доброе произволение благих владык наших за то, что лжестражи лжесобора потерпели поражение вместе с согласными с ними в мыслях еретиками». Святой собор сказал: «анафема им» .