Interested Article - Обрехт, Якоб

Я́коб О́брехт ( нидерл. Jacob Obrecht , Hobrecht; 1457 или 1458, Гент — 1 августа 1505, Феррара ) — фламандский композитор, представитель нидерландской полифонической школы . В отличие от большинства других франко-фламандских полифонистов работал преимущественно на родине.

Биография

Ничего не известно о музыкальном образовании Обрехта. Возможно, в начале музыкальной карьеры был близок бургундскому двору (где работал его отец, трубач Виллем Хобрехт) и знаком с Антуаном Бюнуа . Во всяком случае, влияние стиля Бенуа прослеживается в ранних сочинениях Обрехта. Генрих Глареан называет Обрехта учителем музыки Эразма , что подразумевает пребывание Обрехта в 1470-е годы в Утрехте или Маастрихте . В 1480-84 годах — регент церкви св. Гертруды в брабантском городке Берген-оп-Зом . В 1484-85 руководил певческой школой в кафедральном соборе Камбре , в 1485-91 — старший певчий (succentor) в Брюгге . Во время служения в Брюгге в 1487 году совершил первую поездку в Италию, ко двору герцога д’Эсте в Ферраре . В 1492 — регент собора Антверпенской Богоматери , в 1497 — в Бергене, в 1498—1500 — succentor в Брюгге, в 1501-03 — регент в Антверпене. В 1504 занял пост капельмейстера при дворе Эсте в Ферраре, где через год скончался от чумы.

Творчество

Из написанного им сохранились двадцать восемь месс (в том числе, на популярные песни «L’homme armé» , «Fors seulement» , «Malheur me bat», «Maria zart»), около тридцати мотетов и двадцати шансонов . Используя достижения предшественников (прямое влияние на его творчество оказала музыка Антуана Бюнуа ; исследователи наблюдают также стилистические параллели с Йоханнесом Окегемом и Жоскеном Депре ), Обрехт развил полифоническую технику до пределов возможного. При этом (в отличие от Жоскена) в гармонии он оставался умеренным и держался правил Строгого стиля, стремясь к идеалу «ангельского» благозвучия.

Примечания

  1. Св. Донатиан Реймский — епископ IV века, почитаемый католиками святой, духовный покровитель Брюгге. Собор св. Донатиана был разрушен французскими оккупантами в 1799. Ныне на его месте отель.

Издание сочинений

  • New Obrecht edition, ed. by Chris Maas et al. Utrecht: Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedeni, 1983—1999
    • vol.1 (1983). Missa Adieu mes amours ; Missa Ave Regina Celorum
    • vol.2 (1984). Missa Beata viscera ; Missa Caput
    • vol.3 (1984). Missa de Sancto Donatiano; Missa de Sancto Martino
    • vol.4 (1986). Missa De tous biens playne ; Missa Fors seulement ; Missa Fortuna desperata
    • vol.5 (1985). Missa Grecorum; Missa Je ne demande
    • vol.6 (1986). Missa L’homme armé ; Missa Libenter gloriabor
    • vol.7 (1987). Missa Malheur me bat ; Missa Maria zart
    • vol.8 (1988). Missa O lumen ecclesie ; Missa Petrus Apostolus
    • vol.9 (1989). Missa Pfauenschwanz ; Missa Rose playsante
    • vol.10 (1991). Missae plurimorum carminum (две)
    • vol.11 (1990). Missa Salve diva parens ; Missa Scaramella ; Missa Sicut spina rosam
    • vol.12 (1992). Missa Si dedero ; Missa Sub tuum presidium ; Missa Veci la danse Barbari
    • vol.13 (1994). Missa Cela sans plus ; Missa Gracioulx et biaulx
    • vol.14 (1994). Missa Je ne seray plus ; Missa N’aray-je jamais
    • vol.15 (1995). Motets, Part I; Magnificat (мотеты, магнификат)
    • vol.16 (1996). Motets, Part II
    • vol.17 (1997). Secular works and textless compositions (светская музыка)
    • vol.18 (1999). Supplement (dubia: мотеты, мессы, светская музыка)

Литература

  • Gombosi O. Jacob Obrecht: eine stilkritische Studie. Leipzig, 1925
  • Hoorn L.G. van . Jacob Obrecht. The Hague, 1968
  • Kyriazis M. Die Cantus firmus-Technik in den Messen Obrechts. Bern, 1952
  • Meier B. Zyklische Gesamtstruktur und Tonalität in den Messen Jacob Obrechts // AfMw 10 (1953), SS.289-310
  • Евдокимова Ю. Музыка эпохи Возрождения: XV век. М., 1989 // История полифонии. Выпуск 2а.
  • Strohm R. Music in Late Medieval Bruges. Oxford, 1990
  • Wegman R.C. Born for the Muses: the Life and Masses of Jacob Obrecht. Oxford, 1994
Источник —

Same as Обрехт, Якоб