Interested Article - Нидерландская школа


- 2020-02-17
- 1

Нидерландская школа , предпочтительно франко-фламандская школа — группа композиторов французского ( валлонского ) и фламандского происхождения родом из южных областей Исторических Нидерландов : Эно , Брабанта и Фландрии , работавших со второй трети XV до конца XVI веков преимущественно за пределами своей родины — на территории (современных) Италии, Франции, Германии, Австрии.
Термин «нидерландская школа» ввёл в обиход науки австрийский музыковед Р. Г. Кизеветтер (1829).
Общая характеристика
Основное место в творчестве композиторов нидерландской школы занимала (католическая) церковная многоголосная музыка: мессы , магнификаты , обработки псалмов , антифонов, гимнов и прочих григорианских песнопений . Вместе с тем, композиторам нидерландской школы принадлежит много светской музыки, прежде всего, многоголосные песни в разных песенных жанрах — на французском ( шансон ), итальянском, фламандском, немецком ( Lied ) и других языках. Духовные и светские черты свободно сочетались в главном «учёном» жанре эпохи — мотете . В творчестве Жоскена Депре главенствующей стала новая разновидность этого жанра — мотет со сквозной имитацией .
Несмотря на крайнее разнообразие жанров и композиционных техник, нидерландскую школу принято ассоциировать с вокальным многоголосием, написанным по законам имитационной полифонии .
Периодизация
В нидерландской школе обычно выделяют несколько исторических периодов, причём каждый последующий период начинается ещё в рамках предыдущего.
- 1-й период, первая нидерландская школа, ныне её чаще именуют бургундской ; название указывает на деятельность композиторов этого периода при дворах бургундского герцога , середина XV в., представители Гийом Дюфаи , Жиль Беншуа и Антуан Бюнуа . Для мастеров «первой нидерландской школы» важным оказался творческий опыт английского композитора Джона Данстейбла .
- 2-й период, вторая нидерландская школа, 50-е годы XV в. — начало 16 в., представители Йоханнес Окегем , Александр Агрикола , Хайне ван Гизегем , Якоб Обрехт ;
- 3-й период, 80-е годы XV в. — 1521 г.; центральная фигура — Жоскен Депре ;
- 4-й период, 1520—1560 гг., творчество Николя Гомберта и Климента-не-Папы ;
- 5-й период, середина и конец XVI в., деятельность Орландо Лассо и Филиппа де Монте .
Впрочем, этого разделения на периоды музыковеды придерживаются нестрого. К нидерландской школе относят также Антуана Брюмеля , Луазе Компера , Пьера де ла Рю , Хенрика Изака , Генриха Финка , Адриана Вилларта , Чиприано де Роре и других композиторов.
Влияние нидерландской школы распространилось за пределы эпохи Возрождения. Технику нидерландских полифонистов глубоко изучали выдающиеся композиторы последующих эпох — И. С. Бах , М.И.Глинка , С.И.Танеев , А. фон Веберн и мн. др.
Литература
- Коннов В. Нидерландские композиторы XV—XVI веков. Ленинград: Музыка, 1984.
- Лебедев С.Н. Нидерландская школа // Большая российская энциклопедия. Т.22. М., 2013, с.611.

- 2020-02-17
- 1