Чайтанья
- 1 year ago
- 0
- 0
Нитьяна́нда ( бенг. শ্রী নিত্যানন্দ , IAST : Nityānanda 1474 — 1541 ) — один из основоположников гаудия-вайшнавской традиции индуизма , где он считается аватарой Баларамы — вечного брата и друга Кришны , и является одной из пяти ипостасей Панча-таттвы . В гаудия-вайшнавизме Нитьянанда рассматривается как самое милостивое воплощение Бога .
Несмотря на внешнюю ясность своего философского кредо и своей жизненной позиции, Нитьянанда был одновременно одной из самых загадочных фигур среди сподвижников Чайтаньи Махапрабху . Вместе их часто упоминают как Га́ура-Нита́й ( Гаура , «золотой» — другое имя Чайтаньи, Нитай — краткая форма от Нитьянанда) или как Нима́й-Нита́й ( Нимай — другое имя Чайтаньи). Последователи часто называют Нитьянанду Прабху́ Нитьянанда или Нитьянанда Ра́ма .
Деятельность и учение Чайтаньи и Нитьянанды оставили глубокие следы в культурной и религиозной жизни Бенгалии и Ориссы . Им приписывается заслуга возрождения индуизма в Восточной Индии , сильно пострадавшего от кастовых предрассудков, которые они осуждали и отвергали. Большая часть вайшнавской литературы XVI — XVII веков , которая рассматривается как великое культурное и духовное наследие Индии, была написана их учениками.
Чайтанья и Нитьянанда возродили древнюю традицию бхакти (путь служения Богу с любовью и преданностью) и положили начало всемирному духовному движению, известному ныне как « Харе Кришна ».
Нитьянанда родился в 1474 году в той части Индии, которую называют Радхадеша (земля Радхи ), в маленькой деревне , что в Бенгалии . По другой версии, Нитьянанда был старше Чайтаньи всего на год, то есть он родился в 1485 году . Нитай был старшим и впоследствии, после того как его младший брат исчез, единственным сыном в семье Хадай Пандита и Падмавати Деви. В агиографиях Нитьянанды описывается, что с момента его рождения в Радхадеше проявились все благоприятные знаки. Голод, бедность и несчастья тут же исчезли.
Описывается, что с младенческого возраста он был спокоен, очень разумен и наделён высочайшими качествами, он был в миллионы раз красивее Купидона . В «Чайтанья-бхагавате», книге авторства Вриндаваны Дасы , повествующей о жизни Нитьянанды говорится:
По приказу Гаура -Кришны (Чайтаньи), Нитьянанда явился как Луна из моря лона Падмавати, жены Хадая Оджи. И, словно восходящая луна, он рассеял тьму, покрывающую землю Радхи , своим благоприятным явлением.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
В той же книге описывается, что в детстве Нитай проявил большой талант в воспевании вайшнавских бхаджанов . Одним из его основных занятий было разыгрывание с дружками сцен из божественных лил Кришны, Рамы , Ваманы и других аватар Вишну . Однажды они играли в собрание девов , которые хотели просить Вишну об избавлении Земли от бремени зла. Нитьянанда, вместе с мальчиком, игравшим роль Земли, и с другими детьми пошёл на берег Ганги . Там он обратился к Кширодакашаи-Вишну , который возлежит в космическом Молочном Океане. В это время один из детей, игравший роль Вишну, невидимый для других детей, произнёс торжественно и громогласно: «Я обязательно низойду на Землю, явившись в Голоке Матхуре , и облегчу её бремя».
Однажды Нитай и его друзья собрались в деревне, чтобы отпраздновать «свадьбу» Васудевы и Деваки . В другой раз они, для своих игр, превратили какое-то помещение в тюрьму Камсы , и Нитай разыграл божественное явление Кришны в ночной тьме. Нитьянанда построил пастуший посёлок, принёс туда Кришну и обманул Камсу, заменив Кришну в тюрьме Йогамайей.
Его друзья никогда с ним не расставались, они, не возвращаясь по домам, день и ночь играли вместе с Нитьянандой. Видя его детские игры, все говорили: «Мы никогда не видели такой удивительной игры. Как это возможно, чтобы этот ребёнок выучил всё, что делал Кришна».
В другой раз Нитьянанда повёл детей в пальмовую рощу, где они играли, убивая демона Дхенукасуру и вкушая финики .
Нитьянанда часто уходил на пастбища и играл там с детьми. Домой Нитьянанда и дети возвращались к обеду, трубя в буйволиные рожки.
Построив копию Матхуры , он скитался по ней вместе с мальчиками. Одни мальчики стали делать гирлянды, а другие — эти гирлянды носить. Таким образом, игры маленького Нитая смешили и радовали жителей Экачакры.
Нитьянанда имитировал в своих играх духовные лилы всех аватар Бога. Однажды Нитьянанда играл Ваману , а другой ребёнок — . Нитьянанда обманул его, и тот дал ему три мира в качестве подаяния, а ещё один ребёнок, одетый стариком, играл роль Шукрачарьи и запретил давать такой подарок. Потом Нитьянанда в роли Ваманы, приняв дары Бали, поставил свою стопу на голову того ребёнка.
Однажды Нитай играл, что сооружает мост из деревьев и камней через океан, а все дети играли роль солдат-обезьян. Он рубил растения на веранде и бросал их в воду, как будто бы это были гигантские деревья, а дети кричали: «Джая Рама! Джая Рагхунатха! Победа Раме! Победа Господу династии Рагху!»
Нитьянанда лично играл роль Лакшмана , с луком в руке он прошёл свой путь к дворцу Сугривы , весь в гневе, и сказал: «Ты, мерзкая обезьяна! Мой Господь Рама терпит бедствие из-за того, что ты вытворяешь. Мой господин опечален и ждёт на горе Мальяван. А ты, противная обезьяна, забавляешься тут с женщинами! Если хочешь жить, дуй к Раме чем быстрей, тем лучше, и помоги ему».
Некоторые из детей бродили как пять обезьян и, играя роль Лакшмана, Нитьянанда спрашивал: «Кто вы, обезьяны, скитающиеся по лесу? Ответьте мне! Я слуга Рагхунатхи!»
Они отвечали: «Мы скитаемся здесь из-за страха перед Бали. Приведи нас к Раме! Мы посыплем пылью с твоих стоп свои головы». Сердечно их обняв, он вёл их к своему хозяину и склонялся перед стопами Рамы, падая, как палка. В роли Лакшмана Нитьянанда однажды был избит Индраджитом . На другой день он сыграл «убийство» Индраджита. Заставив одного мальчика играть роль , он привёл Вибихшану к Раме и утвердил его на посту царя Ланки .
Другой ребёнок кричал: «Посмотрите! Вот я иду как Равана . Остерегайтесь стрел из моего лука. Пусть Лакшман защитит вас, если сможет». С этими словами мальчик, игравший роль Раваны, швырял цветком лотоса в Нитьянанду, который падал без чувств на землю, словно побеждённый.
Упав в обморок, Нитьянанда не поднимался. Хотя мальчики по-всякому пытались его поднять, Нитьянанда не выказывал никаких признаков жизни. Дети хватались за голову, плача навзрыд. Слыша их плач, отец и мать Нитьянанды поспешили к месту происшествия. Увидев, что их дитя лежит без признаков жизни, оба без чувств упали на землю.
Все жители деревни собрались и изумлённо уставились на происходящее. Кто-то из толпы сказал: «Мальчик просто играет свою роль. Как только Хануман принесёт лекарство и даст его мальчику, он придёт в себя».
Так Нитьянанда разыгрывал различные развлечения Кришны, явленные им в Двапара-югу . В таких играх, Нитьянанда провёл двенадцать лет.
Описывается, что в тот день, когда Чайтанья родился в Навадвипе , Нитьянанда стал кричать от радости. Вся вселенная была пронизана его криком и весь мир изумился. Некоторые предположили, что беспокойство было следствием какой-то божественной силы.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Однажды, когда Нитьянанде было 12 лет, к ним в дом зашёл странствующий монах- санньяси по имени Лакшмипати Тиртха . Отец Нитьянанды, Хадай Пандит, предложил санньяси любую вещь, которую тот пожелает. На что Лакшмипати Тиртха ответил, что ему нужен помощник и спутник в паломничестве по святым местам, и что Нитьянанда был самым подходящим кандидатом. Так как Хадай Пандит уже дал своё слово, он не мог теперь отказать странствующему монаху в его просьбе. Согласно другому мнению, этим санньяси был Мадхавендра Пури . Когда Нитьянанда и Лакшмипати Тиртха покинули дом, Хадай Пандит и его супруга поняли, что их сын уже никогда не вернется к ним. В великой скорби они проливали реки слёз, а затем Хадай Пандит вспомнил историю Махараджи Дашаратхи, отца Господа Рамачандры, который в свою очередь дал такое же обещание Вишвамитре Муни. Дашаратха так сильно страдал в разлуке со своим сыном, Рамой, что оставил тело, когда Рама был сослан в ссылку. Так Хадай Пандит понял, что всё свершившееся было предопределено волей Господа.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
После этого Нитьянанда совершил паломничество по святым местам в Северной и Южной Индии , что заняло у него около восьми лет.
Сначала Нитьянанда посетил святое место, известное как Вакрешвара. Отсюда он продолжил в одиночку свой путь до рощи Вайдьянатхи. Посетив Гаю , он отправился в Варанаси , который считается обителью Шивы и где Ганга поворачивает на север. Нитьянанда преисполнился радости, когда увидел Гангу. В Варанаси он искупался в Ганге и с жаждой пил её воду. Он совершил утреннее омовение в Праяге в месяце Магха и оттуда отправился в Матхуру . Приняв омовение в водах Ямуны у Вишрама-гхата, Нитьянанда обошёл в вокруг холма Говардхана и прошёл через все .
Он посетил дом Нанды Махараджа в Гокуле и, усевшись в этом святом месте, плакал навзрыд, переполняемый чувствами. Выразив своё почтение , он отправился в Хастинапуру , дом Пандавов . Увидев место, где жили эти великие преданные Кришны, Нитьянанда не смог сдержать потока слёз. Он склонил свою голову, видя перед собой славу Баларамы в Хастинапуре , и закричал в сильном исступлении: «Пусть Баларама с плугом в руках освободит нас всех». Местные жители не могли ничего понять.
Потом Нитьянанда пошёл в Двараку , где принял омовение в океане. Он посетил Сиддхапуру, обитель Капилы , и в святом месте, известном, как Матсья -тиртха, раздал огромное количество варёного риса во время большого праздника. Нитьянанда посетил Шива-канчи и Вишну-канчи и смеялся при виде ссоры между последователями Вишну и последователями Шивы.
Он отправился на Курукшетру , Прити-дакшу, Биндху-саровару, Прабхасу и Сударшану-тиртху, а после посещения святой тиртхи Трита-купы пошёл в Нишалу и оттуда — к Брахма-тиртхе, а потом в Чакра-тиртху. Нитьянанда посетил Пратишроту, что находится рядом с рекой Сарасвати на Западе. Оттуда Нитьянанда путешествовал до Наймишараньи . После этого Нитьянанда продолжил свой путь к городу Айодхье и при виде святого места, где родился Рама , заплакал навзрыд. Во всех лесах, где Рама останавливался на несколько дней, Нитьянанда катался по земле, страдая от разлуки.
Он отправился на берег реки и омылся в её водах, а оттуда продолжил свой путь к Каушаки, и затем — к убежищу риши .
Совершив омовения о всех святых тиртхах рек Гомати , Гандхаки и Сомы, он взобрался на вершину горы Махендры, и, выразив там своё почтение Парашураме , продолжил свой путь в Харидвар . Затем он посетил Пампу, Бхима-рати и Сапта-годавари, после омовения в тиртхах Бенвы и Бхипаши.
После этого Нитьянанда пошёл к горе Шри, где живут Шива и Парвати в обликах брахмана и его жены. Оба они узнали своё любимое Божество, Нитьянанду, который путешествовал таким образом по святым местам, выдавая себя за бродягу. Оба они обрадовались, увидев своего гостя, и сама богиня Парвати своими собственными руками с радостью подала прасад Нитьянанде. Когда Шива и Парвати сердечно подносили еду Нитьянанде, он улыбнулся и почтительно склонился перед ними.
Говорится, что сокровенные беседы, которые они вели между собой, мог понять только сам Кришна . Покинув их обитель, Нитьянанда направился к Дравиде. Посетив Вьенкаттанатху, Камакошти-пури и Канч, он оказался у священной реки Кавери и оттуда пошёл к святому месту Шрирангаму , где остановился на некоторое время. Оттуда он направился в Хари-кшетру и посетил затем гору Ришабху. Потом он продолжил своё путешествие к Южной Матуре, Критамале, Тамрапарни, а затем отправился на север к Ямуне, где посетил обитель риши Агастьи на горе Малае.
Люди там были исполнены великой радости при виде Нитьянанды, который принимал их гостеприимство, и оттуда отправился в . Нитьянанда остался на некоторое время в обители Нара-Нараяны риши и провёл время в одиночестве. Оттуда он продолжил свой путь в обитель Вьясы , который узнал в Нитьянанде могучего Балараму. Перестав быть невидимым, Вьяса пригласил гостя, и Нитьянанда в почтении склонился перед ним. Затем Нитьянанда продолжил своё путешествие и отправился в обитель буддистов , где обнаружил их сидящими вместе. Он задал им вопрос, на который они не ответили. Разгневавшись на буддистов, Нитьянанда начал пинать их ногами. Буддисты со смехом убежали, и Нитьянанда продолжил своё паломничество.
Затем Нитьянанда появился в городе Каньякумари , и, посетив храм Дурги , отправился в Кералу , в город Ананты Тируванантапурам и оттуда — к пруду пяти танцующих апсар . После этого Нитьянанда посетил храм Шивы в Гокарне . Он шёл от двери к двери через Кералу и Тригартху продолжая свой путь к Нирбиндхье, Пайошни и Тапти.
Он посетил Реву, город Махисмати, и Малатиртху, а затем направился на запад, идя по пути Супаракхи. Описывается, что его тело выглядело слабым, потому что он был постоянно погружен в мысли о Кришне. Временами Нитьянанда смеялся, временами плакал. Такой путь проделал Нитьянанда, посещая святые тиртхи.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Затем совершенно случайно он встретил Мадхавендру Пури . Чайтанья Махапрабху часто говорил, что Мадхавендра Пури — изначальный учитель чистой преданности. Описывается, что тело Мадхавендры Пури переполняла божественная любовь к Кришне. Мадхавендру Пури сопровождали все его ученики, также исполненные Кришна-премы . Как только Нитьянанда увидел Мадхавендру Пури, он потерял сознание и упал недвижимо, сражённый божественной любовью. Как только Мадхавендра Пури увидел Нитьянанду, он тоже потерял внешнее сознание и позабыл об окружающем мире. При виде этого, Ишвара Пури и все остальные ученики Мадхавендры Пури зарыдали. Придя в сознание, Нитьянанда и Мадхавендра Пури, проливая слезы экстаза обняли друг друга. Они начали кататься по земле в экстазе божественной любви, и в ликовании выкрикивали слова радости. Описывается, что, не было конца проявлению их духовного экстаза, слёзы любви текли, словно реки, из их глаз, и волосы у них стояли дыбом. Мокрая от их слёз, Земля почувствовала, что она благословлена. Нитьянанда сказал: «Сегодня я полностью завершил все паломничества, которые когда-либо совершал, потому что сегодня мои глаза узрели святые стопы Мадхавендры Пури. Моя жизнь прославилась тем, что я стал свидетелем такой божественной любви, как у него».
Держа Нитьянанду в своих объятьях, Мадхавендра Пури, задыхаясь от божественной любви, не мог сказать в ответ ни слова. И, преисполненный радости, не хотел выпускать Нитьянанду из своих объятий.
Ишвара Пури , и все другие ученики Мадхавендры Пури почувствовали, что их неумолимо влечёт к Нитьянанде. Хотя они и встречали множество отрёкшихся святых, они не видели в них такой любви к Кришне.
В течение многих дней Нитьянанда путешествовал в обществе Мадхавендры Пури, обсуждая с ним лилы Кришны. Говорится, что Мадхавендра Пури был настолько поглощён Кришной, что падал в обморок при виде тёмной тучи, которая напоминала ему цвет тела объекта его любви. День и ночь, опьяненный любовью к Кришне, он смеялся и плакал, проповедовал и бредил, или кричал от горя, как пьяница. Подобно Мадхавендре Пури, Нитьянанда, опьянённый нектаром сладости Кришны, шатался и спотыкался. Упав на землю, он громко хохотал. Видя удивительное расположение духа Мадхавендры Пури и Нитьянанды, ученики постоянно повторяли имя Хари . Опьянённые божественной любовью, ни один из них не знал, был ли сейчас день или ночь, время потеряло для них всякое значение. Мадхавендра Пури говорил:
Хотя я путешествовал по множеству святых тиртх, я нигде не смог найти такой божественной любви к Господу, как у тебя. Обретя общество такого друга, как Нитьянанда, я осознал милость Кришны. Кришна такой добрый! Где бы ни обрёл человек общество Нитьянанды, это место — больше, чем Вайкунтха и все святые тиртхи вместе взятые. Если человек просто слышит о преданности такой души, как Нитьянанда, он обязательно достигнет Кришны. И у кого хоть на йоту есть отвращение к Нитьянанде, того никогда не полюбит Кришна, даже если это преданный Кришны.
Таким образом Мадхавендра Пури постоянно прославлял Нитьянанду и служил ему с любовью и вниманием. Сам Нитьянанда считал Мадхавендру Пури своим гуру и вёл себя соответствующе. Таким образом, проведя некоторое время в обществе Мадхавендры Пури, Нитьянанда отправился в путешествие к мосту Рамы , известному как Сетубандха , на самом юге Индии, а Мадхавендра Пури направился к реке Сараю. Полностью погруженные в Кришну, оба они совершенно ничего не помнили о своих физических телах. Полностью забыв о себе, они проводили дни, мучаясь от разлуки друг с другом.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Таким образом скитался Нитьянанда, переживая экстаз божественной любви, и через некоторое время он прибыл в Сетубандху, к мосту Рамы. Совершив омовение в гхате возле Дана-тиртхи, он отправился к , а оттуда пошел в Виджаянагар . Посетив Маяпури, Аванти и Годавари , Нитьянанда появился возле сиденья Джиюр-Нрисимхадева. Он посетил Тирумалу и священный храм Курманатхи. Наконец он отправился на даршан к Джаганнатхе в Пури .
Как только Нитьянанда вошёл в Пури, он упал в обморок при виде чакры на храме Джаганнатхи. Получив даршан Джаганнатхи и увидев его форму, Нитьянанда потерял сознание в экстазе, и, придя в себя, снова тут же упал в обморок. Это повторилось несколько раз. Нитьянанда весь дрожал, потел, слёзы радости лились на землю и он выкрикивал громким голосом слова экстаза. Проведя некоторое время в Пури, Нитьянанда продолжил своё путешествие и посетил — место, где Ганга впадает в океан.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Посетив таким образом святые тиртхи , Нитьянанда вернулся в Матхуру . Он поселился во Вриндаване и жил там, день и ночь погружённый в мысли о Кришне. Он ничего не ел и лишь время от времени пил немного молока, если кто-то его приносил. Нитьянанда думал про себя: «Чайтанья живёт в Навадвипе , но его божественная слава остается скрытой. Как только он решит проявить свою божественность, я тут же отправлюсь в Навадвипу и исполню свою роль в служении ему».
Таким образом, приняв решение, Нитьянанда не шёл в Навадвипу и не покидал Матхуры. Он постоянно резвился в водах Ямуны и играл с детьми в пыли Вриндавана.
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
История с Джагаем и Мадхаем является одним из самых известных эпизодов из жизни Нитьянанды и Чайтаньи . Существует несколько версий этой истории, которые различаются в некоторых деталях, но в общем она заключается в следующем:
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Год ухода Нитьянанды точно не известен — согласно одной из версий — 1541 год .
|
Возможно, этот раздел содержит
оригинальное исследование
.
|
Из писаний Сарвабхаумы Бхаттачарьи:
{{
citation
}}
:
Неизвестный параметр
|publication-year=
игнорируется (
справка
)
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|