Серапион (архиепископ Новгородский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Схиархиепископ Иоа́нн (в монашестве Илия ; ум. 7 сентября 1186 ) — епископ Русской церкви , архиепископ Новгородский и Псковский (с 1165 ); святой Русской церкви , почитается в лике святителей .
Родился в Новгороде . Был сначала пресвитером при церкви святого Власия . Прославившись благочестивыми подвигами, Иоанн после смерти святого Аркадия был избран новгородцами на епископскую кафедру . В 1165 году был возведён в сан архиепископа , который сохранялся за последующими новгородскими владыками. Почитается как покровитель Новгорода, по молитвам которого город был спасён в феврале 1170 года при его осаде соединёнными силами русских князей . В 1172 году ездил во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Боголюбским о заключении мира. Вместе с братом Гавриилом (в иночестве Григорием ) построил несколько церквей (среди них церковь Благовещения в Аркажах , возведенная в 1179 году за 70 дней, вероятно, к 10-летнему юбилею победы новгородцев над суздальским войском) .
В 1185 году Илия принял схиму и нарёкся Иоанном; в следующем году он умер. Мощи его открыты в 1439 году в новгородском Софийском соборе , и архиепископом Новгородским Евфимием установлено местное празднование .
Прославлен на Соборе 1547 года при митрополите Московском Макарии как общероссийский святой. Память святого Иоанна празднуется 7 (20) сентября — с великим славословием . В Прологе и Четьих-Минеях под этим числом помещаются его житие . Краткое проложное житие святителя с вероятностью датируется 1440 — 1450-ми годами.
3 апреля 1919 года сотрудниками VIII отдела Народного комиссариата юстиции по ликвидации святых мощей было совершено вскрытие раки с мощами святителя Иоанна «с целью ликвидации культа мертвых тел» .
«Повесть...» дошла до нас в составе жития Иоанна, написанного, скорее всего, известным агиографом XV столетия Пахомием Логофетом, в котором она является вторым рассказом («Словом») о жизни святого. До повести следует рассказ ο битве новгородцев с суздальцами, заканчивает житие третий сюжет об обретении мощей Иоанна.
Бес оказался запертым в умывальнице, когда святой перекрестил этот сосуд с водой, и для избавления ему пришлось одной ночью возить Иоанна в Иерусалим и обратно на поклонение гробу Господню . Бес попросил святого не рассказывать никому о случившемся, но Иоанн использовал этот сюжет, правда, не называя имен, а говоря как бы о ком-то другом. Тогда бес в отместку оклеветал Иоанна, как блудника: бес претворялся женщиной, выходившей из кельи святого или делал так, что людям виделись в келье женские вещи. Горожане изгнали Иоанна из Новгорода, посадив на плот, но плот поплыл вверх по течению Волхова и увидев это чудо новгородцы стали просить святого вернуться. На месте, где плот пристал к берегу был поставлен каменный крест, который стоит до сих пор.
Широкой популярностью пользовался сказ об Иоанне, совершившем паломничество в Иерусалим верхом на бесе . Фольклорный мотив заклятого крестным знамением беса служащего человеку восходит κ древнерусскому сказочному фольклору и нашел отражение в « Ночи перед Рождеством » Н. В. Гоголя. Иногда «Ночь перед Рождеством» напрямую называют переложением повести о путешествии Иоанна на материале южнорусских легенд. Этот сказ послужил идеей для фильма « Монах и бес » 2016 года — мистической драме с элементами комедии. Фильм повествует о монахе, одержимом бесом и летавшем на нём в Иерусалим .