Текущая избранная статья
- 1 year ago
- 0
- 0
«Избранная рада» — неофициальное правительство Ивана Грозного в конце 1540 — 1550 годах , термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549 — 1560 годах .
Сам термин встречается лишь в сочинении Курбского, тогда как русские источники того времени не дают этому кругу лиц никакого официального названия .
Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года : пожара и последовавшего за ним Московского восстания . Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, <…> чтобы <…> пресечь его буйства и умерить неистовый нрав» .
Состав «Избранной рады» является предметом дискуссий. Однозначно в «Раде» участвовали священник Благовещенского собора Кремля , духовник царя Сильвестр и молодой деятель из не слишком знатного рода Алексей Адашев .
С другой стороны, некоторые историки отрицают существование Избранной рады как учреждения, руководимого исключительно вышеуказанными лицами.
Н. М. Карамзин включает в состав митрополита Макария , а также «мужей добродетельных, опытных, в маститой старости ещё усердных к отечеству» . Участие князей Курбского и Курлятева также несомненно . Кроме этих двух, Н. И. Костомаров перечисляет Воротынского, Серебряного, Горбатого, Шереметевых .
Историк Р. Г. Скрынников подчёркивает, что «Избранная рада» не является (формально существовавшим учреждением со строго определённым составом «ближних людей»), в которую входили бояре ( князья Иван Мстиславский , Владимир Воротынский и , Иван Шереметев , , Дмитрий Курлятев-Оболенский , и ), дети боярские в думе (Алексей Адашев и ), дьяк ( Иван Висковатый ) и печатник (Никита Фуников).
Избранная рада просуществовала до 1560 года . Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века .
Реформы Избранной рады:
Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства , способствовали формированию сословно-представительного государства .
Причину царской немилости некоторые историки [ кто? ] видят в том, что Иван IV был недоволен разногласиями некоторых членов Рады с покойной Анастасией Захарьиной-Юрьевой , первой женой царя. Это подтверждается также тем, что после смерти второй жены — Марии Темрюковны — Иван Грозный также устраивал казни неугодных царице и обвинял бояр в том, что они «извели» (отравили) Марию.
В 1553 году Иван Грозный заболел. Болезнь была настолько тяжела, что в Боярской думе встал вопрос о передаче власти. Иван заставил бояр присягнуть сыну-младенцу — царевичу Дмитрию . Но среди членов Рады возникла идея передать московский престол двоюродному брату царя — Владимиру, князю Старицкому . В частности, Сильвестр отметил как качество Владимира то, что он любит советников. Однако Иван оправился от недуга, и конфликт, на первый взгляд, был исчерпан. Но царь не забыл эту историю и использовал её впоследствии против Сильвестра и Адашева.
Основное противоречие состояло в радикальном отличии взглядов царя и Рады на вопрос централизации власти в государстве. Иван IV хотел форсировать этот процесс.
Среди историков нет однозначной оценки деятельности «Избранной рады».
Карамзин отмечает положительные черты правления «Избранной рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти :
«Везде народ благословил усердие правительства к добру общему, везде сменяли недостойных Властителей: наказывали презрением или темницею, но без излишней строгости; хотели ознаменовать счастливую государственную перемену не жестокою казнию худых старых чиновников , а лучшим избранием новых…»
У Костомарова влияние «кружка любимцев» таково, что «без совещания с людьми этой избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить» , в этом влиянии историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV.
Историк А. И. Филюшкин ставит под сомнение само существование Избранной рады как неформального правительства при Иване Грозном:
«История «Избранной рады» — это политическая и историографическая легенда, сформировавшаяся на страницах переписки Грозного с Курбским. Это легенда отражает процессы полемики и политической борьбы в 1560—70-е гг., чем реальную историю 1550-х гг.»