Interested Article - Свелинк, Ян Питерсзон

Ян Питерсзон Све́линк ( Jan Pieterszoon Sweelinck ; апрель или май 1562 , Девентер 16 октября 1621 , Амстердам ) — нидерландский композитор, органист , клавесинист и педагог.

Биография

Родился в семье органиста Питера Свиббертсона (Swybbertszoon). Вскоре семья переехала в Амстердам, где отец занял пост органиста центральной городской церкви Ауде керк . У отца Свелинк получил первые уроки музыки и игры на органе. Со второй половины 1570-х годов (первое точное свидетельство датировано 1580 годом) и до конца своих дней, ни разу не выезжая за границу, служил органистом в той же Ауде керк. Начиная с первой известной публикации своих сочинений (1594) пользовался только фамилией матери (Свелинк).

Славился как виртуоз клавирной импровизации , был прозван за это «амстердамским Орфеем ». Слава Свелинка-педагога простиралась по всей Северной Европе, особенно велика была в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы Михаэль Преториус , Самуэль Шейдт , Генрих Шейдеман , , и др.

Свелинк умер по неизвестной причине 16 октября 1621 года и был похоронен в Ауде керк. Жена и пятеро из шести детей пережили его; старший из них, Дирк Янсон , сменил отца на посту органиста Ауде керк.

Творчество

В истории музыки творчество Свелинка обычно рассматривают как переходное от эпохи Возрождения к эпохе барокко . В его вокальной музыке явно влияние старых нидерландских мастеров , французской полифонической шансон , итальянских мадригалистов . Новые барочные тенденции просматриваются в музыке, написанной для органа и клавесина.

В вокальном наследии Свелинка центральное место занимает многоголосная (на 4-8 голосов) музыка для всей Псалтири (во французском стихотворном переводе). Это грандиозное четырёхтомное собрание ( 1604 , 1613, 1614, 1621) с точки зрения стиля неоднородно: исследователи находят здесь черты мотета , мадригала и даже вилланеллы . В основе всех многоголосных пьес лежит cantus firmus — простая мелодия соответствующего псалма из ( ). «Духовные песни» (« Cantiones sacrae », 1619) — довольно традиционное собрание (37) пятиголосных мотетов на латинские тексты (преимущественно из Псалтири, но также новозаветный Магнификат и популярные гимнографические, например, Te Deum и Regina caeli ), при этом «по-барочному» — с партией basso continuo . Свелинк также писал в жанрах французской многоголосной песни (более 30 шансон в сборниках 1594 и 1612 годов) и итальянского мадригала (19 пьес на 3-6 голосов).

Ауде керк , где Свелинк работал на протяжении всей жизни и где был похоронен.

В инструментальной музыке (для органа и клавесина) Свелинк больше всего работал в жанрах фантазии (всего 20, из них 6 «в манере эхо») и токкаты (15). Наиболее популярны фантазия № 1 in d SwWV 258 (так называемая Хроматическая фантазия) и фантазия № 3 in g (др. названия — Дорийская фантазия и Fantasia contraria). В «Эхо-фантазиях» мастерски использовал регистровые и тембровые возможности органа. В инструментальном наследии также хоральные прелюдии (обработки преимущественно протестантских духовных песен, в том числе из Женевской Псалтири), вариации (11, включая три с особыми «тематическими» заголовками — «Ballo del granduca», «Engelsche fortuyn» и «More palatino»), ричеркары , паваны . Целый ряд сочинений для органа и клавесина, сохранившихся анонимно, современные исследователи (на основе стилистического анализа) атрибуируют как сочинения Свелинка.

Издания сочинений

Наиболее полно семитомное издание сочинений Свелинка под редакцией Густава Леонхардта и др.:

Opera omnia, ed. by Gustav Leonhardt, Alfons Annegarn, Frits Noske et al. Amsterdam: Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis, 1957-90.

  • v. 1 (1968; 2nd rev. ed., 1974) Instrumental works: fasc. 1 . Keyboard works. Fantasias and toccatas; fasc. 2 . Keyboard works. Settings of sacred melodies; fasc. 3 . Keyboard works. Settings of secular melodies and dances. Works for lute
  • v. 2 (1965) The first Book of Psalms
  • v. 3 (1966) The second Book of Psalms
  • v. 4 (1981) The third Book of Psalms
  • v. 5 (1988) The fourth and last Book of Psalms. Early versions of Psalms 3 and 10
  • v. 6 (1957) Cantiones sacrae
  • v. 7 (1990) The secular vocal works and miscellanea (fasc. 1-2)
  • v. 9 (не издан) Sweelinck-Compendium. Catalogue of works (= SwWV)

Новое издание всех клавирных сочинений осуществили Питер Дирксен и Харальд Фогель:

Complete keyboards works, ed. by Harald Vogel and Pieter Dirksen. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 2004-07.

  • v. 1 (2005) Toccatas
  • v. 2 (2007) Fantasias
  • v. 3 (2006) Variations on Chorales and Psalms
  • v. 4 (2004) Song and Dance Variations

Литература

  • Seiffert M. J. Р. Sweelinck und seine directen deutschen Schüler. Leipzig: Druck von Breitkopf & Härtel, 1891.
  • Tusler R.L. The organ music of Jan Pieterszoon Sweelinck. Bilthoven: A.B. Creyghton, 1958.
  • Noske F. Sweelinck. Oxford: Oxford University Press, 1990.
  • Dirksen P. The keyboard music of Jan Pieterszoon Sweelinck. Its style, significance and influence. Utrecht: Koninklijke Vereniging voor Nederlandse Muziekgeschiedenis, 1997. ISBN 90-6375-159-1 .
  • Sweelinck Studies, ed. by Pieter Dirksen // Proceedings of the Sweelinck Symposium, Utrecht 1999. Utrecht: STIMU, Foundation for Historical Performance Practice, 2002. X, 256 p. ISBN 90-72786-09-2 .

Дискография

  • Klavierwerk / Harlekijn, репринт — Philips (зап. 1981; собрание клавирной музыки на 4 CD в исполнении Тона Коопмана )
  • The choral works of Sweelinck / Radio Nederland — BFO (зап. 1986-1987 гг., собрание хоровой музыки на 3 CD; хормейстеры Уильям Кристи , Тон Коопман, Питер Филлипс , Филипп Херревеге и др.)
  • Het Sweelinck Monument / Glossa (зап. 2010-14 гг., 23 CD; 254 вокальные композиции Свелинка в записи ансамбля Gesualdo Consort Amsterdam под упр. Гарри ван дер Кампа на 17 CD; все клавирные сочинения на 6 CD, разные исполнители)

Примечания

  1. (англ.)
  2. Jan Pieterszoon Sweelinck // (нем.) / Hrsg.: Bibliographisches Institut & F. A. Brockhaus ,
  3. Noske, Frits. 1988. Oxford Studies of Composers , vol. 22: Sweelinck. Oxford England: Oxford University Press. P. 17.
  4. от 22 февраля 2021 на Wayback Machine , от 24 февраля 2021 на Wayback Machine , от 24 сентября 2018 на Wayback Machine , от 24 сентября 2018 на Wayback Machine
  5. . Дата обращения: 24 сентября 2018. 24 сентября 2018 года.
  6. . Дата обращения: 24 сентября 2018. 24 сентября 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Свелинк, Ян Питерсзон