Interested Article - Кастеллио, Себастьян

Себастьян Кастеллио (Sebastian Castellio, также встречаются варианты произношения фамилии Шатайон, Кастеллион и Кастелло, 1515 , Сен-Мартен-дю-Френ , Савойя 29 декабря 1563 , Базель ) — французский проповедник и теолог, один из первых протестантских идеологов свободы совести . Идеологический противник Кальвина .

Детство и юность

Кастеллио родился в 1515 году в деревне Сен-Мартен-дю-Френ в Савойе , около границы с Францией и Швейцарией . Получил образование в Лионском университете , где выучил латынь, древнегреческий и древнееврейский языки (он говорил по-французски и по-итальянски). Впоследствии он также выучил немецкий и писал на нём богословские сочинения. Кастеллио считался одним из самых образованных людей своего времени.

Сам Кастеллио позже писал, что на него сильное впечатление произвело сожжение еретиков в Лионе инквизицией, и в 24 года он решил примкнуть к идеям реформации. Весной 1540 года Кастеллио покинул Лион и стал протестантским проповедником.

Начало карьеры

Из Лиона Кастеллио отправился в Страсбург , где встретился с Жаном Кальвином , произведя на последнего сильное впечатление, так что Кальвин, вернувшись в Женеву , предложил Кастеллио в 1542 году должность ректора Женевского коллежа. Он также стал проповедником в , пригороде Женевы.

Не в последнюю очередь из-за близости к Кальвину, Себастьян Кастеллио пользовался уважением в среде протестантских богословов. В 1542 году он опубликовал своё первое сочинение, «Четыре книги церковных диалогов», по-латыни и по-французски. Совет города Женева за выдающуюся работу рекомендовал назначить Кастеллио постоянным проповедником в Вандёвре.

В 1544 году отношения Кальвина и Кастеллио существенно ухудшились. Кастеллио решил перевести Библию на французский и обратился к Кальвину за поддержкой. Тот, однако, уже поддержал французский перевод Библии, выполненный своим двоюродным братом Пьером Робером Оливетаном , и отказал Кастеллио. Конфликт ещё более обострился, когда Кастеллио публично заявил, что женевское духовенство должно перестать преследовать тех, кто не согласен с ними в интерпретации Библии. Вскоре после этого Кальвин обвинил его в подрыве престижа церкви. Кастеллио вынужден был оставить пост ректора и место проповедника в Вандёвре. Предполагая, что обвинения Кальвина на этом не закончатся, он потребовал письмо о том, что он добровольно ушёл со своих постов, и на этих постах не совершал злоупотреблений. Письмо было ему предоставлено.

В течение нескольких следующих лет Кастеллио должен был содержать семью, не имея постоянного заработка. Он рыл канавы, работал корректором в базельской типографии, работал частным учителем и переводчиком.

Базель и конфликт с Кальвином

В августе 1553 года Кастеллио был назначен магистром искусств в Базельском университете .

В октябре 1553 года в Женеве врач и теолог Мигель Сервет был сожжён на костре по обвинению в ереси и богохульстве. Большая часть протестантских богословов, включая Меланхтона , поддержала казнь, но многие также высказались, публично или в частном порядке, против неё. Так, синоды Цюриха и Шаффхаузена восприняли сообщение о казни Сервета без энтузиазма. Кастеллио занял крайнюю позицию, объявив, что он считает казнь убийством .

Защищаясь от критики, Кальвин в феврале 1554 года опубликовал трактат « Defensio orthodoxae fidei de sacra Trinitate » («Защита православной веры в Святую Троицу»), в которой обосновывал необходимость казни Сервета как антитринитария . Через три месяца в ответ Кастеллио написал большую часть памфлета « De haereticis, an sint persequendi » («Следует ли преследовать еретиков»). Трактат был подписан именем "Базиль Монфор" ( Basil Montfort ), а местом издания числился Магдебург . Весь памфлет был издан под псевдонимом "Мартин Беллий" ( Martinus Bellius ), издание оплачено итальянцем Бернардино Бонифацио, а тираж напечатала базельская типография Иоганна Опорина . Предполагается, что соавторами памфлета были Лелио Соццини и Селио Секондо Курионе. Основываясь на учении отцов церкви, а также на словах самого Кальвина, Кастеллио аргументировал, что бороться с ересью следует при помощи аргументов, а не при помощи преследований и казней. Он также выступил против единоличной интерпретации Кальвином Библии, заключив, что еретик — тот, кто не согласен с другими в интерпретации Священного Писания. Фактически памфлет был одним из первых сочинений в защиту свободы совести .

Кастеллио также защищал идеи минимального вмешательства государства в дела граждан, отделения церкви от государства, а также выступал против теократии .

Себастьян Кастеллио умер в Базеле 29 декабря 1563 года. Его оппоненты вынули его тело из могилы, сожгли и развеяли пепел по ветру. Его ученики воздвигли мемориальный памятник, от которого сохранилась лишь табличка .

Примечания

  1. 6 марта 2005 года.

Ссылки

  • Sebastian Castellio, 1515—1563: humanist and defender of religious toleration in a confessional age , Hans R. Guggisberg, translated and edited by Bruce Gordon (Ashgate Press, 2003)
  • — публицистическое сочинение Стефана Цвейга . Издательство Политической литературы Украины (1989), ISBN 5-319-00278-5
  • (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Кастеллио, Себастьян