Иоахим Бе́йкелар
(
нидерл.
Joachim Beuckelaer
, также
Bueckelaer
; ок.
1530
,
Антверпен
—
1573
/
1574
, Антверпен) — южно
нидерландский
(
фламандский
)
живописец
эпохи позднего
Северного Возрождения
и нидерландского
маньеризма
. Мастер картин
бытового жанра
и
натюрмортов
, в особенности «рыночных и кухонных сцен», которые сыграли важную роль в развитии искусства натюрморта в странах Северной Европы и Италии XVII векa
.
Жизнь и творчество
Подробности о жизни художника крайне скудны. Иоахим родился в Антверпене в семье потомственных художников. Вероятно, он был сыном художника Маттеуса Бейкелара и братом живописца
Гейбрехта Бейкелара
. Картины Гейбрехта иногда ошибочно приписывали Иоахиму, настолько темы и манеры их живописи были схожи.
Иоахим Бейкелар изучал живопись в мастерской своего дяди,
Питера Артсена
, который женился на его тёте Кателине Бейкелар. Писал преимущественно
бытовые сценки
на кухне и на рынке, горы снеди, имеющие, как правило, особый подтекст и аллегорическое значение. И. Бейкелар был также автором картин на религиозные сюжеты. Его тетраптих «Четыре элемента» (ныне в
Национальной галерее
в Лондоне), например, картина «Вода» — соединяет изображение присущих водной стихии элементов, водных существ и шествующего на дальнем плане картины по глади Гефсиманского озера Иисуса Христа. В 1560 году Иоахим Бейкелар был зарегистрирован вольным мастером антверпенской
Гильдии Святого Луки
. В том же году женился
.
Одним из натюрмортов без фигур на кухне является картина «Кухня с Христом на пути в Эммаус» (1660—1665, Маурицхёйс, Гаага), а также ряд подобных картин, например «Сцена на кухне со сценой Иисуса в доме Марфы и Марии на дальнем плане» (1569, Рейксмюсеум, Амстердам). В подобных композициях Бейкелар изображал кухню или рыночный прилавок с многочисленными продуктами для обильного обеда: овощи, фрукты, орехи, птица, большой кусок мяса. А собственно религиозная сцена с маленькими фигурками помещена, что необычно, на дальнем плане и имеет будто бы второстепенное значение, если бы не
символизм
«даров природы и жизни»
.
Натюрморт Бейкелара с изображением освежёванной туши под названием «Забитая свинья» (Музей Вальрафа-Рихарца), датированный 1563 годом, вероятно, является самым ранним датированным примером этой темы.
Творчество Иоахима Бейкелара оказало влияние на работы некоторых художников северной Италии, в частности,
Винченцо Кампи
и
Якопо Бассано
. Знаменитый фламандский живописец, мастер натюрмортов с обильной снедью и битой дичью
Франс Снейдерс
разработал множество «рыночных сцен» в стиле фламандского
барокко
, черпая вдохновение из работ Артсена и Бейкелара.
В санкт-петербургском
Эрмитаже
имеется картина Иоахима Бейкелара (Бекелара) «Сельский праздник»
.
Галерея
-
Сцена на рынке. 1564. Дерево, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
-
Забитая свинья. 1563. Дерево, масло. Музей Вальрафа-Рихарца Кёльн
-
Кухарка. 1574. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
-
Хозяйки рынка. 1561. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена
-
Кухня с Христом на пути в Эммаус. 1660—1665. Дерево, масло. Маурицхёйс, Гаага
-
Сцена на кухне со сценой Иисуса в доме Марфы и Марии на дальнем плане. 1569. Дерево, масло. Рейксмюсеум, Амстердам
-
Рыбный рынок. 1560-е. Холст, масло. Частное собрание
-
На кухне.1560-е. Дерево, масло. Частное собрание
Основные произведения
-
Бегство в Египет
. Холст, масло, 103 × 81 cm, Рококс-хаус, Антверпен
-
Базарная сценка
. Холст, масло, 113 × 81,5 cm, Музей изящных искусств,
Будапешт
-
Несение креста
. 1562. Дерево, масло, 96,5 × 79 cm, , Музей западного искусства,
Токио
-
Забитая свинья
. 1563. Дерево, масло, 114 × 83 cm, Музей Вальрафа-Рихарца,
Кёльн
-
На рынке
. 1564. Дерево, масло, 128 × 166 cm, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва
-
Овощной натюрморт с рыночной торговкой
. 1564. Дерево, масло, 114,8 × 170,5 cm, Галерея старых мастеров,
Кассель
-
Торговка яйцами
. 1565. Дерево, масло, 126 × 81 cm, Королевский музей изящных искусств, Антверпен
-
Сцена на кухне со сценой Иисуса в доме Марфы и Марии на дальнем плане.
1566. Дерево, масло, 171 × 250 cm, Рейксмюсеум,
Амстердам
-
Четыре элемента: земля
. 1569. Дерево, масло, 158,5 × 215 cm, Национальная галерея, Лондон
-
Четыре элемента: вода
. 1569. Дерево, масло, 158,5 × 215 cm, Национальная галерея, Лондон
-
Четыре элемента: воздух
. 1570. Дерево, масло, 157,3 × 215 cm, Национальная галерея, Лондон
-
Четыре элемента: огонь
. 1570. Дерево, масло, 157,5 × 215,5 cm, Национальная галерея, Лондон
-
Повариха с битой птицей
. 1574. Дерево, масло, 112 × 81 cm, Музей истории искусств,
Вена
-
Торговец дичью и битой птицей
. Дерево, масло, 114 × 159 cm, Музей герцога Антона-Ульриха,
Брауншвейг
Примечания
-
(словацк.)
-
—
Государственный музей искусств
.
-
Joachim Beuckelaer //
(дат.)
-
Joachim Bueckelaer //
(англ.)
-
/
М. Н. Соколов
// «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 177. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. 3). —
ISBN 5-85270-331-1
.
-
Согласно
нидерландско-русской практической транскрипции
, эту фамилию по-русски следует воспроизводить как
Бёккелар
.
-
Neues allgemeines Künstler-Lexicon; oder Nachrichten von dem Leben und den Werken der Maler, Bildhauer, Baumeister, Kupferstecher etc. Bearb. von Dr. G. K. Nagler. — München: E.A. Fleischmann, 1835—1852
-
Joachim Beuckelaer at the Netherlands Institute for Art History
-
Joachim Beuckelaer. Kitchen scene with Christ at Emmaus at the Mauritshuis
-
Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. — Каталог 2. — Л.: Искусство, 1981. — С. 13
Литература
-
Wilhelm Adolf Schmidt: Beuckelaer, Joachim. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 2, Duncker & Humblot, Leipzig 1875,
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|