Корнель де Лион
, также
Корнель из Гааги
(
фр.
Corneille de Lyon
,
Corneille de La Haye
; ок.
1500
,
Гаага
,
Габсбургские Нидерланды
—
8 ноября
1575
,
Лион
,
Королевство Франция
) —
фламандский
)
живописец
, большую часть жизни проработавший во Франции, в Лионе.
Портретист
, один из самых талантливых и плодовитых мастеров эпохи
Северного Возрождения
.
Биография
Биографические сведения о художнике крайне скудны. Первое упоминание о нём относится к 1534 году, и в это время он уже находился в Лионе. Известно лишь его имя Корнель: Корнель де Лион, или Корнель фламандский, — прозвания, данные художнику по месту жительства и впервые упомянутые в XIX веке историком
Анри Бушо
. Историки искусства XVIII века использовали только имя «Корнелиус», или «Корнель» (Corneille).
С 1536 года Корнель де Лион писал портреты членов королевской семьи и в 1541 году получил титул королевского живописца — придворным художником короля
Генриха II
и
Екатерины Медичи
. Во всех официальных документах во времена правления Генриха II, Франциска II и Карла IX он постоянно носит этот титул. В 1551 году он упоминается как мажордом короля. В 1564 году он ещё пользовался королевским расположением, и Екатерина Медичи оказала ему честь посетить его мастерскую. Тем не менее, он работал не в
Париже
, а на протяжении всей своей жизни находился в Лионе. Женившись на Маргерите Фраден, дочери известного в городе типографа, он присоединился к городской аристократии и приобрёл прочное социальное положение. У него была большая семья: четыре дочери: Клеманс, Маргерита, Жанна, Рень (или Рене) и два сына, Жак и Кристоф. Проживая в квартале печатников недалеко от собора Нотр-Дам-де-Конфор (Notre-Dame-de-Confort), он также владел несколькими домами в Лионе и загородным домом в Венисье.
Корнель сотрудничал с другими художниками, живописцами и гравёрами, проживавшими по соседству. В его мастерской хранилась целая галерея копий картин самых известных людей, чьи портреты он написал. В мастерской Корнеля работали его сын и дочь.
В эпоху религиозных войн он разделял идеи
Реформации
, но в 1569 году принудительно обратился в
католическую
веру.
Творчество
Искусство Корнеля является новаторским для своего времени. Портреты, сделанные художником, представляют собой практически
миниатюры
, обычно размером с небольшую открытку. В санкт-петербургском
Эрмитаже
имеется одна картина Корнеля де Лиона: небольшой поясной женский портрет. Размер картины: 20 х 15,5 см
. Корнель писал в основном маслом по дереву. Его
стиль
близок
графичной
манере живописи
Ганса Гольбейна Старшего
, особенно в использовании контуров и
тональных
моделировок. Своими произведениями Корнель приобрёл такую известность, что многие подобные картины малого формата стали называть «корнелями» (сorneilles). Корнель очень точен в изображении мельчайших черт лица, а также волос, бороды, которые он прорисовывает чуть ли не волосок за волоском. Его модели редко носят тяжёлую украшенную одежду. В произведениях зрелого периода всё внимание художника сосредоточено на лицах портретируемых. Фон его картин всегда однотонный, без излишних деталей и кажется, что он работает без предварительного рисунка. Исследователи подчёркивают, что «манера Корнеля де Лиона совершенно свободна от влияния
школы Фонтенбло
»
. Качества его живописи скорее связаны с традициями средневековой нидерландской
школы
.
После эпохи Северного Возрождения слава Корнеля постепенно угасла. Художник был забыт и вновь открыт в XVII веке Франсуа Роже де Геньером. Затем его имя всё более забывалось, а в XIX веке вновь всплыло из цитат в текстах того времени. Чрезвычайная трудность поиска справочных материалов приводит к серьёзным проблемам с атрибуцией и реконструкцией его произведений. Историки искусства и любители допускают ряд недоразумений. Первая картина, однозначно приписываемая автору, была обнаружена только в 1962 году, а первое обобщение информации о художнике было произведено Анной Дюбуа де Гроер в 1996 году
.
Произведения художника находятся в музеях
Версаля
,
Парижа
,
Вены
,
Лондона
,
Санкт-Петербурга
,
Нью-Йорка
,
Бостона
.
Галерея
-
Женский портрет. Ок. 1535. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
-
Клод Французская. Между 1535 и 1540. Дерево, масло. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва
-
Мужской портрет. Дерево, масло. Палаццо Бянко, Генуя
-
Портрет Луизы де Рё. Ок. 1550. Дерево, масло. Лувр, Париж
-
Портрет Якова V Шотландского. Между 1512 и 1542. Дерево, масло. Частное собрание
-
Жан де Бросс, герцог де Этамп. Ок. 1548. Дерево, масло. Частное собрание
-
Портрет неизвестной. Между 1535 и 1540. Дерево, масло. Национальный фонд, Великобритания
Примечания
-
, p. 171.
-
, с. 61.
-
Bentley-Cranch D. The Renaissance portrait in France and England: a comparative study // «La Renaissance française». — № 11, 2004. — Paris: H. Champion. —
ISBN 2-7453-0931-5
, BNF 39270666
-
Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог 1. — Л.: Аврора, 1976. — С. 201
-
Петрусевич Н. Б. Искусство Франции XV—XVI веков. — Л.: Искусство, 1973. — С. 172
-
Власов В. Г.
Корнелль де Лион // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. — Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 438. — ISBN-5-88737-005-X
-
Anne Dubois de Groër. Corneille de La Haye dit Corneille de Lyon. — Paris: Arthena, 1996. — 311 рp. —
ISBN 2-903239-21-5
, BNF 36163213
См. также
-
Paintings by Corneille de Lyon
Литература
-
Основные биографии
-
Bouchot H.
:
[
фр.
]
: d’après des documents inédits / par Henri Bouchot. — Paris : Librairie de l'Art, 1892. — 62 p. : ill., portr. —
OCLC
.
-
Dubois de Groër A.
Corneille de la Haye, dit Corneille de Lyon :
[
фр.
]
/ Anne Dubois de Groër; préface de Sylvie Béguin. — Paris : Arthena, 1997. — 311 p. : ill. en noir et en coul. —
ISBN 2-903239-21-5
. —
OCLC
.
-
Очерки аспектов творчества
-
Zemon Davis N.
:
[
фр.
]
/ Nathalie Zemon Davis // Revue de l'Art. — Paris : Éditions du C.N.R.S., 1980. — No. 47. — P. 21–28. — 112 p. —
ISBN 2-222-96217-X
. —
ISSN
.
-
Другие работы
-
Blunt A.
:
[
англ.
]
/ Anthony Blunt. — 1st pbk. ed., based on 2d hardback ed., with revisions. — Harmondsworth ; New York : Penguin Books, 1973. — xxii, 315 p., 193 p. of plates. : illus. (incl. 1 col.), plans. — (The Pelican History of Art / joint eds.: Nikolaus Pevsner and Judy Nairn ; no. PZ4). —
ISBN 0-14-056104-8
. —
LCCN
. —
OCLC
.
-
Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle : accompagnée d'un catalogue de tous les ouvrages subsistant en ce genre, de crayon, de peinture à l'huile, de miniature, d'émail, de tapisserie et de cire en médaillons :
[
фр.
]
/ Louis Dimier. — Paris, Bruxelles : Libr. nationale d'art et d'histoire, G. Van Oest, 1924. —
. — P. 32–40. — XIII, 217 p.
-
Dimier L.
Histoire de la peinture de portrait en France au XVIe siècle : accompagnée d'un catalogue de tous les ouvrages subsistant en ce genre, de crayon, de peinture à l'huile, de miniature, d'émail, de tapisserie et de cire en médaillons :
[
фр.
]
/ Louis Dimier. — Paris, Bruxelles : Libr. nationale d'art et d'histoire, G. Van Oest, 1925. —
. — P. 58–72. — XXXII, 409 p.
-
Zerner H.
: The Invention of Classicism :
[
англ.
]
= L'art de la Renaissance en France / Henri Zerner. — Paris : Flammarion. — 478 p. —
ISBN 2-0801-1144-2
. —
OCLC
.
-
Словари и энциклопедии
-
Власов В. Г.
Корнелль де Лион // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 438. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
-
/ М. Л. Ковальков // Конго — Крещение. —
М.
: Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 332. — (
Большая российская энциклопедия
:
[в 35 т.]
/ гл. ред.
Ю. С. Осипов
; 2004—2017, т. 15). —
ISBN 978-5-85270-346-0
.
-
Кудрикова С. Ф.
Франция. XV–XVIII века : биографический словарь / С. Ф. Кудрикова; автор статьи о Пуссене С. М. Даниэль. —
СПб.
: Азбука-Классика, 2010. — 588, [2 с. : ил., цв. ил., портр. — (Художники Западной Европы). —
ISBN 978-5-9985-0610-9
.
-
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 171–172. — 728 p. —
ISBN 2-7000-0151-6
. —
OCLC
.
-
Blumer M.-L.
Corneille, dit Corneille de Lyon ou Corneille de la Haye / M.-L. Blumer // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ sous la dir. de Roman d'Amat,... ; avec le concours de nombreux collab. ; ouvrage publ. avec le concours du Centre national de la recherche scientifique. — Paris : Letouzey et Ané, 1961. — T. 9 : Clesinger — Dalliere. — Col. 682–683. — 1528 col. —
OCLC
.
-
Dimier L.
/ L. Dimier //
Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler von der Antike bis zur Gegenwart, begründet von Ulrich Thieme und Felix Becker
:
[
нем.
]
: unter Mitwirkung von mehr als 300 Fachgelehrten des In- und Auslandes; :
in 37 Bd.
/ herausgegeben von Ulrich Thieme. — Leipzig : Verlag von E. A. Seeman, 1912. —
. — S. 422–423. — 604 S. —
OCLC
.
-
Dubois de Groër A.
/ A. Dubois de Groër // Allgemeines Künstlerlexikon : die Bildenden Künstler aller Zeiten und Völker :
[
нем.
]
/ hrsg. von Eberhard Casten [et al.]. — München, Leipzig : Saur, 1999. —
. — S. 229–230. — LII, 604 S. —
ISBN 3-598-22740-X
. —
ISBN 3-598-22761-2
(Bd. 21). —
OCLC
.
-
Roman d'Amat A.
La Haye (Corneille de) / A. Roman d'Amat // Dictionnaire de biographie française :
[
фр.
]
/ sous la dir. de M. Prevost,... Roman d'Amat,... [puis] H. Tribout de Morembert,... J.-P. Lobies,.... — Paris : Letouzey et Ané, 1997. — T. 19, fasc. 110 : Laglenne — Lambert. — Col. 318–319. — 1516 col. —
ISBN 2-7063-0201-1
. —
OCLC
.
-
Rouillard P.
/ Philippe Rouillard //
:
[
англ.
]
:
in 34 vol.
/ edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. —
. — P. 865–866. — XIV, 930 p. : ill. —
ISBN 1-884446-00-0
. —
LCCN
.
Ссылки
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|