Interested Article - Индженьери, Марко Антонио

Марко Антонио Индженье́ри ( итал. Marc'Antonio Ingegneri , также варианты Ingegnieri, Ingignieri, Ingignero, Inzegneri; 1535 или 1536, Верона — 1.07.1592, Кремона ) — итальянский композитор . Несмотря на то, что Индженьери жил и работал преимущественно на севере Италии, по стилистическому родству с Палестриной его причисляют к Римской школе . Известен также как учитель Клаудио Монтеверди .

Очерк жизни и творчества

О первой половине жизни Индженьери биографических данных не сохранилось. Учился у Винченцо Руффо в Вероне и, возможно, у Киприана де Роре в Парме. Около 1570 г. переехал в Кремону, где впервые приобрёл известность как композитор и органист. В 1581 стал капельмейстером в кафедральном соборе Кремоны; в этой должности, вероятно, оставался до конца жизни.

Писал в различных жанрах церковной музыки. В традициях итальянского Ренессанса латинские мотеты на библейские и паралитургические тексты у Индженьери называются «духовными песнями» ( Cantiones sacrae ). Индженьери опубликовал 3 книги таких «песен» на 4, 5, 6 голосов и одну — на различное количество голосов (от 7 до 16; годы выпуска — 1576, 1581, 1589, 1591). В том же стиле написан сборник, опубликованный посмертно (1606) под названием «Вторая книга гимнов » (Liber secundus hymnorum), на четыре голоса. Мотеты на большое количество голосов (например, «Laudate Dominum» из Второй книги Sacrae cantiones, на 12 голосов) косвенно свидетельствуют о пышной полихорной традиции кафедрального собора Кремоны во времена Индженьери. К числу наиболее часто исполняемых мотетов относятся «Ecce quomodo moritum» и «O bone Jesu».

Индженьери — автор двух сборников («книг») месс (1573, 1587), в числе которых несколько пародийных месс в стилистике Палестрины , а также сборник из 27 четырёхголосных респонсориев Страстной недели ( Tenebrae ) , в который — по литургической традиции — включил также обработки покаянного псалма « Miserere » и новозаветной песни « Benedictus » (1588).

Основной жанр светской музыки — мадригал . Сохранились восемь сборников («книг») мадригалов на 4-6 голосов, напечатанных в 1572—1606 гг. Самая первая (хронологически) книга мадригалов Индженьери утеряна. Среди известных авторов мадригальных стихов — Петрарка , Тассо и Ариосто . В мадригальных книгах опубликовал также несколько инструментальных пьес, обозначив их как «французские канцоны» (canzoni francese per sonare).

Большая часть многоголосной музыки Индженьери написана в простой моноритмической ( старогомофонной ) фактуре, в соответствии с известным требованием Тридентского собора о максимальной отчётливости распеваемого текста. Этого требования более или менее придерживались все композиторы Римской школы, но особенно последовательно — именно Индженьери. Редким примером изощрённой имитационной полифонии у Индженьери может служить четырёхголосный мотет «Noe noe», в котором композитор применяет технику двойного канона .

Примечания

  1. (англ.) OUP . — ISBN 978-1-56159-263-0
  2. Marco Antonio Ingegneri // (кат.) — , 1968.
  3. Например, мессы «Gustate et videte», «Susanne un jour», «Laudate pueri Dominum».
  4. Эти респонсории музыковеды долгое время приписывали Палестрине.

Издание сочинений

В 1994 году начато издание полного собрания сочинений Индженьери. Издание продолжается

  • Opera omnia. Vol. I/5: Sacrae cantiones senis vocibus decantandae. Lucca, 1994.
  • Opera omnia. Vol. II/3: Il terzo libro dei madrigali a cinque voci. Lucca, 1994.

Литература

  • Marc’Antonio Ingegneri e la musica a Cremona nel secondo Cinquecento: atti della giornata di studi (Cremona, 27 novembre 1992). Lucca: Libreria musicale italiana, 1995.
  • Paget L. The madrigals of Marc’Antonio Ingegneri // Musiek & Wetenschap, II/2 (1992), pp.1-28.
  • Paget L. The madrigals of Marc’Antonio Ingegneri. Diss. Univ. of London, 1995.
  • Paget L. Monteverdi as discepolo: harmony, rhetoric and psalm-tone hierarchies in the works of Ingegneri and Monteverdi // Journal of Musiclogical Research 15 (1995), pp.149-75.

Ссылки

Источник —

Same as Индженьери, Марко Антонио