Иранское интермеццо
- 1 year ago
- 0
- 0
Интерме́ццо ( итал. intermezzo от лат. intermedius — находящийся посреди, промежуточный) — небольшое комическое представление, разыгрываемое между актами или картинами оперы-сериа ; небольшая самостоятельная инструментальная пьеса или часть инструментального цикла .
В опере интермеццо является небольшой «вставной» оперой или контрастирующей сценой в середине оперного действия или между ними. Исполняется обычно для того, чтобы обозначить разрыв во времени действия предшествующей и последующей сцены либо заполнить паузу, необходимую для перемены декораций. В опере интермеццо может быть как чисто инструментальным, так и вокально-инструментальным, хоровым.
Оперы со вставными эпизодами восходят к ренессансным и раннебарочным интермедиям , которые также иногда именуются интермеццо. Во второй половине XVII века буффонные сцены с участием комических персонажей, которые часто помещались в конце актов, стали претендовать на ключевое место в структуре действия.
В ходе реформ на рубеже XVII— XVIII веков комические сцены были исключены из состава венецианских опер, а интермеццо стало формироваться как самостоятельный жанр с самостоятельным сюжетом. Из одной оперы-сериа в другую переходили интермеццо на одно и то же либретто, нередко с одной и той же музыкой. Такие интермеццо обычно состояли из одной или двух арий da capo , речитативов и дуэта .
Расцвет жанра на неаполитанской почве начался благодаря , Хассе и, особенно, Перголези . Интермеццо « Служанка-госпожа » (1733) Джованни Перголези к опере-сериа «Гордый пленник» — классический образец интермеццо, не имевший себе равных по популярности, который послужил моделью для последующих произведений. Успех «Служанки-госпожи» в Париже побудил Жан-Жака Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его весёлое интермеццо «Деревенский колдун» ( Le devin du village , 1752) стало одним из источников, лежащих в основе opéra-comique , французской комической оперы .
В середине XVIII века интермеццо в перерывах между актами опер-сериа были вытеснены балетами .
В XIX веке термином «интермеццо» стали также называть часть инструментального цикла или небольшую самостоятельную инструментальную пьесу.
В инструментальной музыке интермеццо может выполнять роль трио в трёхчастной форме или средней части в сонатном цикле. Одним из первых название «интермеццо» в этом смысле использовал Мендельсон , для III части 2-го фортепианного квартета f-Moll (1823). Фортепианные интермеццо есть у Шумана и Брамса , а также среди творчества русских композиторов: Римский-Корсаков , Глазунов , Гречанинов , Слонимский и др.
Основоположником интермеццо как самостоятельной характерной инструментальной пьесы является Роберт Шуман .
Обе разновидности отмечаются в творчестве Мусоргского , Лядова , Аренского , Калинникова и др.