Interested Article - Хандан-султан

Ханда́н-султа́н ( осман. خندان سلطان ‎, тур. Handan Sultan ; ок. 1574 12 ноября 1605 ) — наложница османского султана Мехмеда III , мать султана Ахмеда I , валиде-султан .

Биография

Происхождение и жизнь в гареме

Достоверно неизвестно, откуда родом была Хандан-султан, однако историки предполагают, что она была греческого или боснийского происхождения, носила имя Хелен (Елена) и родилась приблизительно в 1574 году . Хандан была подарена будущему султану Мехмеду III его тёткой Гевхерхан в 1582 году или во второй половине 1583 года . В 1589 году Хандан, при содействии матери наследника престола Сафие-султан , стала одной из фавориток Мехмеда; таким образом Сафие желала лишить влияния другую фаворитку сына — Халиме-султан . 18 апреля 1590 года в Манисе Хандан родила сына Ахмеда . Ряд историков также называет Хандан матерью шехзаде Селима , однако это маловероятно, поскольку Селим родился в 1585 году — за несколько лет до того, как Хандан стала наложницей султана . Как отмечает Лесли Пирс, ни одна из жён или наложниц Мехмеда III не носила титул хасеки .

В 1595 году умер султан Мурад III и Мехмед стал султаном. Хандан в числе прочих домочадцев нового султана оказалась в султанском дворце в Стамбуле . В 1597 году от скарлатины скончался старший сын Мехмеда III — шехзаде Селим, носивший титул наследника престола ; новым наследником был объявлен шехзаде Махмуд — старший сын Халиме-султан. Хандан осознавала, что как только султаном станет сын Халиме, её сын будет казнён по т. н. закону Фатиха , и потому Хандан вступила в союз с Сафие-султан. Историк Гюнхан Борекчи предполагает, что Хандан была причастна к смерти наследника: в середине 1603 года шпионами Сафие Султан было перехвачено письмо, отправленное Халиме религиозным провидцем, который предсказал, что Мехмед III умрёт в течение шести месяцев и ему будет наследовать его старший сын; кроме того, согласно записям английского посла, Махмуд открыто не одобрял влияние бабушки на отца и её нелюбовь к его матери . Как отмечает Борекчи, письмо, спровоцировавшее казнь шехзаде, могло быть фальсификацией Сафие и/или Хандан . Как бы то ни было, султан казнил старшего сына и наследником был провозглашён сын Хандан.

Валиде-султан

Султан Мехмед III умер 21 декабря 1603 года, через полгода после казни старшего сына; на османский трон взошёл тринадцатилетний сын Хандан — Ахмед I, а сама она получила титул валиде-султан . С этого момента и до своей смерти Хандан являлась вторым лицом империи после султана. Как отмечает Лесли Пирс, несмотря на юный возраст, Ахмед мало подчинялся матери, часто пренебрегал её советами и желал ограничить её власть, поскольку перед ним был пример тлетворного влияния на политику Сафие-султан , которую сразу по восшествии на престол Ахмед выслал в Старый дворец; вместе с Сафие по приказу Хандан в Старый дворец было выслано множество слуг и наложниц, которых новая валиде подозревала в связях со свекровью . По распоряжению сына, Хандан получала жалование в размере 1000 акче в день, в то время как Сафие Султан получала в три раза больше . Тем не менее, как отмечает Гюнхан Борекчи, Хандан не любила оставаться в стороне: вместе с шейх-уль-исламом она стала главным наставником, стражем и советником сына; именно Хандан и Мустафа-эфенди назначали, контролировали и снимали с должностей визирей; визири-сторонники валиде и шейх-уль-ислама чаще других занимали самые высокие должности в государстве .

Одно из главных противостояний между валиде и её царственным сыном случилось почти сразу по восшествии Ахмеда на престол и касалось положения шехзаде Мустафы — второго сына Халиме-султан. Смерть шехзаде Махмуда произвела сильное впечатление на молодого султана и отчасти поэтому Ахмед отказался казнить младшего брата . Другой причиной отказа от казни Мустафы было отсутствие у султана сыновей, что грозило прервать династию в случае смерти Ахмеда; вскоре, после восшествия сына на престол, Хандан стала подбирать Ахмеду красивых наложниц в надежде на то, что если у султана родится сын, он изменит решение по поводу брата. Однако надежды не оправдались: в ноябре 1604 года у Ахмеда родился сын Осман , в марте 1605 — сын Мехмед , а Мустафа всё ещё оставался в живых. Историки предполагают, что Ахмед I посчитал, что брат не может угрожать его правлению ввиду явной психической болезни . Хандан настаивала на казни Мустафы, но Ахмед убедил её просто изолировать брата, поскольку сыновья султана были слишком малы . По общей договорённости Мустафа был переселен в т. н. Кафес — небольшой павильон (кёшк) на территории султанского дворца, в котором шехзаде находился в изоляции от внешнего мира под постоянным наблюдением стражи.

Информационная табличка в тюрбе Мехмеда III, где похоронена Хандан-султан

Хандан неожиданно умерла 12 ноября 1605 года ( 1 раджаб 1014 года по хиджре ) в султанском дворце в Стамбуле , когда ей было чуть больше тридцати лет. Причины смерти неясны: так, существуют версии о том, что Хандан умерла от болезни желудка, была отравлена матерью Мустафы I Халиме, свекровью Сафие или невесткой Кёсем , совершила самоубийство или её свело в могилу беспокойство за сына во время восстания Джелали . Ахмед устроил матери пышные похороны и для упокоения души валиде раздал страждущим большое количество еды и подаяний . Хандан была похоронена в тюрбе мужа в мечети Ая-Софья . Горе Ахмеда было столь велико , что через семь дней после похорон Хандан, несмотря на непогоду, он покинул столицу и отправился в Бурсу .

Помимо политической деятельности, Хандан, как и другие матери султанов, занималась благотворительностью. Известны как минимум два фонда, созданных Хандан: в Менемене и Килисе . Валиде передавала большую часть своих доходов этим фондам, а после её смерти им была пожертвована большая часть имущества Хандан .

В культуре

  • Хандан является одним из персонажей турецкого фильма «Махпейкер» (2010); роль Хандан исполнила Айтен Сойкёк .
  • Хандан является персонажем турецкого историко-драматического сериала « Великолепный век. Империя Кёсем » (2015); роль Хандан исполнила Тюлин Озен .

См. также

Примечания

  1. , p. 119.
  2. , p. 162.
  3. Börekçi, Günhan. (англ.) : Dissertation for the Degree Doctor of Philosophy. — The Ohio State University, 2010. — P. 92 . 15 марта 2018 года.
  4. , p. 219.
  5. , p. 176.
  6. Börekçi, Günhan. (тур.) : докторская диссертация. — Ohio State Üniversitesi, 2009. — S. 80 . 9 декабря 2018 года.
  7. Öztuna, Yılmaz. . — Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2005. — P. 176. — ISBN 9751704693 , 9789751704696.
  8. , p. 104.
  9. , p. 22.
  10. , p. 231.
  11. Börekçi, Günhan. (тур.) : докторская диссертация. — Ohio State Üniversitesi, 2009. — S. 85 . 9 декабря 2018 года.
  12. , p. 243.
  13. Börekçi, Günhan. (тур.) : докторская диссертация. — Ohio State Üniversitesi, 2009. — S. 90 . 9 декабря 2018 года.
  14. , pp. 126—127.
  15. , p. 23.
  16. .
  17. , p. 409.
  18. , p. 226.
  19. , p. 198.
  20. , p. 452.
  21. , p. 222.
  22. , p. 453.
  23. , pp. 332—333.
  24. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  25. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

  • A ́goston, Ga ́bor; Masters, Bruce Alan. . — Infobase Publishing, 2010. — 689 p. — ISBN 1438110251 , 9781438110257.
  • Freely, John. . — Penguin, 2001. — 360 p.
  • İnal, Günseli; Semiramis Arşivi. . — YKY, 2005. — 140 p. — ISBN 9750809289 , 9789750809286.
  • Iyigun, Murat. . — University of Chicago Press, 2015. — 208 p. — ISBN 022623228X , 9780226232287.
  • Meram, Ali Kemal. . — Öz Yayınları, 1977. — 432 p.
  • Metin, İsmail. . — Parşömen Yayınları, 2010. — 266 p. — ISBN 6054452207 , 9786054452200.
  • Naima Mustafa Efendi. Tarih-i Naima: Ravzat el-Hüseyin fi hulasat ahbar el-hafikayn. — 1843.
  • Öztuna, Yılmaz. . — Kültür ve Turizm Bakanlığı, 2005. — ISBN 9751704693 , 9789751704696.
  • Peirce, Leslie P. . — Oxford: Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775 , 9780195086775.
  • Piterberg, Gabriel. // Encyclopaedia of Islam / Gudrun Krämer, Denis Matringe, John Nawas, Everett Rowson. — 3. — Leiden: Brill Pub., 2013. — ISBN 9004252673 , 9789004252677.
  • Sakaoğlu, Necdet. . — Oğlak Yayıncılık, 2008. — 574 p. — ISBN 9753296231 , 9789753296236.
  • Şapolyo, Enver Behnan. . — R. Zaimler Yayınevı, 1961. — 511 p.
Источник —

Same as Хандан-султан