Interested Article - Сефевидский Талыш

Владения Талышей

Сефевидский Талыш — область Сефевидского Ирана (1501—1736 гг.), располагавшейся в Большом Талыше , ныне разделенной между Ираном и Азербайджаном . Территория региона в основном состоит из двух подчиненных губерний — «Астаринской» и «Ленкоранской». Город Астара был его административным центром, опорой власти Сефевидов в регионе.

Историография

Об истории Талыша раннего и нового времени известно мало. В отличие от других регионов персидского мира, в эпоху Сефевидов не было написано талышских хроник. Две персидские летописи были написаны после того, как северный Талыш стал российской провинцией. Первым из них является « Ахбарнаме » (1882 г.) (то есть «Хроники»), написанный Мирзой Ахмадом ибн Мирзой Худаверди. Другая местная хроника — « Джавахер Наме-йе Ланкаран » (1869 г.) (то есть «Книга драгоценностей Ленкорани »), написанная Саид-Али ибн Казем-бегом Борадигахи (1800—1872 гг.). Другой первоисточник, который может быть добавлен к источникам летописного типа, — это российский обзор «История Талышского ханства» (1885 г.) (то есть «История Талышского ханства»), написанный Теймуром Байрамалибековым (1863—1937 гг.) . Две другие группы первичных источников — это документальные материалы и отчеты о поездках . Ирада Мамедова (1967 г.р.), историк, изучавшая российские архивы по этому поводу, особенно архив внешней политики Российской империи, прояснила некоторые неясности историографии Талыша. Талышское ханство (1736—1840) было поворотным моментом в истории Талыша, поэтому на нем сосредоточено большинство современных исследований.

Анализ

В 1966 году Фирудин Асадов (1936—2018), который первым изучал период до образования Талышского ханства, дал краткое описание корней основания ханства в период 1703—1747 годов и не охватывал многие события. Асадов также описывал приход к власти Сейеда Аббаса после провозглашения Шахом Надира Афшара (годы правления 1736—1747). Однако указ о Сейеде Аббасе был издан в 1654 году. Автор перепутал «Сейед Аббас» с «Мир Аббас». В книге Саид-Али говорится, что фундамент будущего Талышского ханства был заложен Миром Аббас-ханом, назначенным в феврале 1654 г. халифом (духовным наместником шаха) в регионе указом шаха Аббаса II.

Согласно «Ахбарнаме», Сейед Аббас правил Талышской областью в течение 20 лет, состоящей из районов Улуф, Даштванд и Уджаруд. Асадов написал в своей книге «Талышское ханство» (1999), что Сейед Мир Аббас-бек не только поддерживает царствование Надира, но даже просит принять его сына Сейеда Джамал ад-Дина на службу в персидской армии. Он написал эти материалы на основе Саид-Али, но у Саид-Али такого не было. Историк Мамедова не думала, что Сейед Аббас мог прожить так долго. В другом месте Асадов писал, что правление Сейеда Аббаса в Талышском ханстве длилось недолго, он умер в 1749 году. Если он умер в 1749 году (согласно Ахбарнаме, его правление длилось 20 лет), то он должен был прийти к власти в 1729 году. В то время Надир не был персидским шахом. С другой стороны, российские архивные документы показывают, что Мир Аббас-бек был схвачен и обезглавлен турками в 1726 году. Асадов писал, что Надир-шах приказал Сейеду Аббасу прийти к власти в Талыше. Однако он не говорит, откуда он это взял. Это было бы невозможно. Потому что, во-первых, в архивных документах написано, что его убили. Во-вторых, в книге Саид-Али, когда Надир провозгласил себя шахом, он написал, что Мир Аббаса уже нет в живых.

Противоречия между «Ахбарнаме» и «Книгой драгоценностей Ленкорани» очевидны и далеки от действительности. Мамедова считала правильным предпочесть Саид-Али, поскольку он подходил к событиям с исторической точки зрения Мирзы Ахмада, использовал исторические источники своего времени, а в некоторых случаях выражал критическое отношение. Автор указывает точную дату указа, поэтому можно предположить, что он видел указ. Хроника относила это событие к периоду правления Надира и описывала, что он из бедняка превратился в правителя Ленкорани. По словам Мамедовой, это неубедительно, потому что несовместимо с историческими событиями. Сейед Аббас не упоминается в трудах российских и зарубежных путешественников, побывавших в этих местах, много упоминается только Муса-хан.

Следует сделать вывод, что было два человека по имени «Аббас». Первым был Сейед Аббас, основавший династию Талышских ханов. Вторым был Мир Аббас или Аббас-Коли-хан, ставший ханом в начале 18 века и убитый османами в 1726 году. Это подтверждают и другие факты. В архивном документе Мир Азиз-хан упоминается как брат Мир Аббас-бека. В другом месте Мир Аббас-бек предлагает доверить России либо своего брата, либо сына, чтобы продемонстрировать свою преданность [6]. Мамедова назвала Мир Аббаса сыном Сейеда Аббаса [6], но Хансуваров считает, что Мир Аббас был внуком Сейеда Аббаса. Его отца звали Сейед Юсеф, который сменил своего деда в религиозных делах. Сейед Юсеф был похоронен в деревне Юхари Нувади ( тал. Жина Нувади) под Ленкоранью .

Администрация

Карта Кавказа 1532 года

Известно, что в административном делении Сефевидов ульками (то есть страной) управлял вождь племени, который подчинялся беклербекам, либо назначался указом шаха, либо передавался какой-либо конгрегации, чья власть всё ещё подтверждалась шахом. В обоих случаях правителя «ульки» называли хаким (т. н. губернатор) .

Во время путешествия Адама Олеария (1599—1671), посла Фридриха III, герцога Гольштейн-Готторпского, в Персию, губернатором Астары был Сару Хан, а центром был город Астара. Он также указал на правление Курчи-баши в Ленкорани и правление Гусейн Султана в Кызылагадже (персидский: قزل‌آغاج).

В исторической литературе и источниках существуют противоречивые мнения об управлении и административном делении региона в конце 17 — начале 18 вв. Некоторые из них показывают, что регион состоял из двух административно-территориальных единиц, а другие показывают, что он состоял из трех единиц. Видади Мурадов (1956 г.р.) считает, что появление этой противоречивой информации связано со сложной политической ситуацией в регионе. Борьба за власть здесь приводила к частой смене границ территориальных единиц и их правителей и, как следствие, к появлению противоречивой информации .

Указ, изданный во время правления шаха-султана Хусейна (годы правления 1694—1722), гласит, что в Раджабе 1115 г. хиджры (ноябрь 1703 г.) всем Муганом, вместе с городом Ленкорань, правил правитель по имени Аббас-Коли Хан. В Астаре правителем был Муса-хан .В одной части документа, переведенном Владимиром Путуридзе (1893—1966), Аббас-Коли-хан показан как правитель Мугана, а в другой — как правитель Ленкорани и других территорий .

Шотландский путешественник Джон Белл (1691—1780) посетил Астару, Кызылагадж и Ленкорань с 12 декабря 1717 года по июнь 1718 года и упомянул названия этих мест в своей книге. Посланник русских в Персии Артемий Волынский (1689—1740) посетил регион в 1717—1718 годах. Он упомянул Астару, Ленкорань и Кызылагадж, и сказал, что в Астаре правит хан, а в Кызылагхадже правит султан. Русский лейтенант Федор Иванович Соймонов (1692—1780) и голландский картограф Карл Ван Верден (умер в 1731 году), отправившиеся в мае 1720 года исследовать Каспийское море, написали в устье реки Астара, что их встретил с большой добротой и дружелюбием правитель Астары, однако они не упомянули его имя . Историк Илья Павлович Петрушевский (1889—1977), опираясь на Тазкират ал-Мулук (ок. 1725), упомянул только два района — Астаринский и Караагадж . Астара, Уджаруд (персидский: اُجارود), Муган и Караагадж (персидский: قره‌آغاج) упоминаются в списке местных правителей в Тазкират аль-Мулук .

Русский историк Петр Григорьевич Бутков (1775—1857) указал, что в 1720-х годах Талышом управляли два правителя. Он заявил, что правитель по имени «Омир Агис » правил Ленкоранью, а Муса Хан — Кызылагаджем . Мамедова учла, что в российских исторических документах правителем Кызылагхая был Биджан Султан, а Муса-хан упоминался как правитель Астары, но Бутков показывает его как правителя Кызылагхая. Она считает, что информация Буткова неверна .

Согласно вышеприведенной информации, в 1720-х годах Ленкоранью и Муганом управлял Мир Аббас-хан, Астарой управлял Муса-хан, а Кызылагхаджем управлял Биджан-султан. В книге Мирзы Ахмада Муса Хан упоминается как правитель Астары, состоящей из районов Карганруд, Асалем, Вилкидж, Дерыг и Зуванд .

История

XVI век

Родство Сефевидов с правящей династией Талышей оказало серьёзное влияние на его общественно-политическую жизнь на несколько веков. Видимо, это родство стало причиной того, что молодой Исмаил Сафави (годы правления 1501—1524) провел зиму 1500 года в селе Арчиван Астаринской области. Это сыграло важную роль в увеличении числа сторонников Сефевидов. Можно было бы предположить, что родство с Сефевидами было более выгодным для талышских правителей. Они стали намного сильнее, полагаясь на это родство; даже несмотря на то, что они восстали против Сефевидов в 1540-х и 1590-х годах, они смогли сохранить свою власть .

Ведущие деятели Талыша были среди семи сподвижников Исмаила во время исхода 1500 года из Гиляна . Унаследованные правители Талыша стали активными участниками политических процессов во второй половине 15 — начале 16 века. Они помогали Сефевидам в борьбе против конфедерации Ак Коюнлу и государства Ширваншахов. Высоко оценив их помощь, правители Сефевидов включили талышей в ряды кызылбашских племен . Наличие талышских вождей на второстепенных постах подтверждает относительную важность этих фигур в кызылбашской системе. Например, при завоевании Багдада в 1508 году талыш стал губернатором города и всего арабского Ирака. Ещё один правиел из талышей был губернатором Астарабада .

Хайдар (1554—1576) был сыном шаха Тахмаспа I (годы правления 1514—1576). Преемственность Хайдара после смерти его отца поддерживалась сложной коалицией, в которую входили некоторые талышские элементы при королевском дворе. Этой коалиции противостояли не менее сложные группы. Вскоре эта последняя группа захватила и убила Хайдара и освободила его старшего сводного брата Исмаила II (годы правления 1576—1577) . Впоследствии возведение на престол Аббаса I (годы правления 1587—1629) в Казвине была поддержана талышами из Астары .

Согласно документу, относящемуся к могиле Бобогиль, Баяндур-хан был действующим правителем Астаринского района в 1551 году. Баяндур-хан долгое время был великим правителем Астаринского региона во время правления Тахмаспа I (годы правления 1524—1576), Исмаила II (годы правления 1576—1577) и Мохаммад Ходабанда (годы правления 1578—1587) и жили в Астаре . Во время османско-сефевидской войны Амир Хамзех-хан восстал против своего отца, Баяндур-хана, и взял под свой контроль регион Астара .

В 1590—1591 годах Зул-Фикар-хан Караманлу, назначенный правителем Ардебиля , назначил правителем Ленкорани своего брата Алванд Султана. Узнав о назначении Алванда губернатором Ленкорани, Хамзех-хан Талыш попытался помешать ему занять свой пост и выступил против правительственных войск. Однако он потерпел поражение и оказал сопротивление в замке Шиндан в Талышских горах , это событие произошло в 1000 г. хиджры (октябрь 1591 г. — октябрь 1592 г.). Замок находился в осаде в течение нескольких месяцев, сопротивление было сломлено, и Хамзех-хан был сослан в оккупированный Османской империей Ширван. Хамзех-хан остался в Ширване и был убит там секретными агентами шаха. Спустя два года после восстания Амира Хамзеха, из сострадания к своим сыновьям, Баяндуру II и Сару, шах Аббас предоставил правление Астарой Баяндуру II, а после него передал наследственную территорию Сару Хану . Наконец, был восстановлен Алванд Султан Караманлу с помощью сефевидских чиновников Ардебиля, Шейхавандов и Шахсеванов .

XVII век

В 1604 году кочевникам Талыша было приказано помочь грузинскому князю Константину I Кахетинскому вернуть себе провинцию Ширван .

Сыновья покойного Хамзех-хана, Баяндур II и Сару, последовательно правили Талышом и входили в список великих эмиров . Во время великого восстания крестьян против шаха в Гиляне и Талыше , Сару-хан был назначен сепахсаларом (главнокомандующим) шахской армии. Он подавил восстание с большой жестокостью и поэтому пользовался большим уважением у шаха Сафи (годы правления 1629—1642). В списке эмиров 1628 года Искандар бек Мунши (ок. 1560 — ок. 1632) упоминает двух талышских эмиров: Сару-хана как правителя Астары; Бадр Султана как правитель нескольких талышских уездов .

Сейед Аббас был отправлен в Ленкорань в Раби аль-Тани 1064 г. хиджры (февраль 1654 г.) указом шаха Аббаса II (годы правления 1642—1666). Причиной этого назначения была его храбрость против османов . Сейед Аббас был фигурой, основавшей будущую династию Талышских ханов. Говорят, что он был родственником династии Сефевидов.

Внешние границы Персии оказались под давлением в конце 17 века. Туркменские племена совершили набег на северные приграничные районы, проникнув на территорию Сефевидов вплоть до Астары и Фарахабада в Каспийском регионе .

XVIII век

Карта Афшаридской Персии

Когда русские захватили Решт в 1722 году, министры (везири) Астары и Гаскара выступили в поход на Решт. Они собрали 15-тысячное войско, чтобы прогнать русских. Во время вторжения в прикаспийские провинции в 1723 году Мир Аббас-бек правил в Ленкорани и Мугане, Муса-хан в Астаре и Биджан-султан в Кызылагадже. После оккупации Баку в августе 1723 г. Мир Аббас-бег написал письмо генерал-майору Михаилу Матюшкину (1676—1737) и заявил о своей верности ему .

Согласно Константинопольскому договору 1724 г., прикаспийские провинции от Дербента до Астрабада должны были находиться под защитой России. Однако во время российской оккупации прикаспийских провинций в 1722—1735 годах талышские правители сохранили свою власть. В 1725 году османы захватили Ардебиль. 23 декабря русский генерал-майор Василий Яковлевич Левашов (1667—1751) потребовал, чтобы османы выполнили условия соглашения между двумя империями и ушли из Ардебиля. Однако османская сторона не только отвергла это требование, но даже захватила Астару и Карганруд в 1726 году . Это вызвало протест русских .

Али-паша из Ардебиля объясняет оккупацию Астары и Карганруда следующим образом :

Эти районы не подчинялись ни одной из трех сторон, и здесь собиралось много людей с территорий, оккупированных османами. Они собрались вместе и напали на османские войска. Османы заняли вышеупомянутые места, чтобы положить этому конец.

Однако строгая налоговая политика османов вскоре привела к народному восстанию. С жителей Астары потребовали 140 тысяч манатов. Главная причина этого восстания, хан Астары, вынужден был искать защиты у России из-за страха быть наказанным османами. Все это создало благоприятные условия для захвата русскими Астары и близлежащих провинций . Мир Аббас бек, правитель Ленкорани, попросил российское командование в Баку без промедления отправить часть войск на лодках на остров Сари и сказал, что Мир Аббас бек останется на острове Сари до тех пор, пока российские войска не захватят Ленкорань. Он хотел оружие и боеприпасы и сказал, что собрал группу из тысячи человек. Некоторое время назад против русских выступал брат Мир Аббасбека. Мир Азиз-хан начал разговаривать со своим братом, приводя в пример Муса-хана из Астары под защитой Османской империи. Вскоре между двумя братьями возник конфликт, вероятно, в результате некоего заговора Муса-хана из Астары. В то же время османы захватили и убили Мир Аббас-бека. После этого Мир Азиз-хан испугался и вынужден был искать защиты у России. По словам Левашова, в октябре 1726 года Муса-хан находился под защитой османов и имел с собой несколько османских воинов, которые защищали его .

После ухода османов из Астары осенью 1726 года Муса-хан прибыл в Решт, чтобы попросить главнокомандующего русскими войсками на Кавказе генерала Василия Владимировича Долгорукова (1667—1746) защитить их от мести, пообещав свою верность России и просит защиты у России. Вместо помощи русских он согласился внести определённую сумму в царскую казну . 8 декабря 1726 года Муса-хан и его придворные принесли присягу на верность России. В то время он был правителем областей Астара и Карганруд. 18 марта 1727 г. к Долгорукову явился султан Гызылагаджа Биджан и присягнул на верность России. По утверждению Долгорукова, Биджан оставался своим правлением. Биджан по происхождению был грузином.

Долгоруков решил захватить земли от Гаскара до Сальяна. В январе в Астару прибыл бригадный генерал Штерншанц, которого послал Долгоруков, с 500 войсками. Вслед за ним Долгоруков вместе с 300 драгунами двинулся в Астару. Муса-хан с радостью встретил его и пообещал построить в Астаре крепость на собственные средства. Долгоруков пообещал ему покровительство императора, которое подтвердит его как правителя Астаринской губернии . Вместо этого Муса-хан пообещал перечислить 50 тысяч из доходов провинций Астара и Карганруд в царскую казну. Долгоруков поручил Штерншанцу построить в Астаре крепость . Также он передал Штерншанцу в управление Астаринский, Карганрудский и Ленкоранский районы. 12 декабря 1727 г. в селе Мабур (близ Шемахи) был подписан договор между Российской и Османской империями. По решению представителей обоих государств, российские войска сохранили часть Мушкур, Ниязабад, Джавад, Сальян, Ленкорань, Астаринский, Кызылагаджский районы и Талышские горы, но без применения оружия.

После взятия Астары Штерншанц со своим войском направился в Ленкорань. Мир Азиз-хан изначально отрицательно относился к прибытию российских войск. Узнав о вражеской позиции правителя Ленкорани, Штерншанц направил туда свои войска, но Мир-Азиз-хан избежал военных столкновений, кроме небольших стычек. В конце концов, Мир Азиз-хан обнаружил, что они не могут противостоять российским войскам, поэтому принял покровительство Российской империи и обязался платить не менее 5000 манатов в год. Штерншанц приказал построить крепость в Астаре и в селе Джил Ленкоранского села. В связи с возвращением Долгорукова в Москву в 1728 году управление Гиляном и Астарой было возложено на Левашова .

По словам Левашова, Мустафа-паша из Ардебиля неоднократно уговаривал Мусу-хана встать на его сторону. Османы с помощью человека по имени Вейсел и других местных жителей, которых привлекла османская сторона, нанесли серьёзный ущерб российскому правительству на побережье Каспия. В 1728 году Вейсель совершил серию партизанских набегов на Астару и другие районы. Левашов сообщил об этих событиях Ивану Неплюеву (1693—1773), тайному посланнику царя в Константинополе, и написал, что он атаковал Астаринскую провинцию с 600—700 войсками. 28 августа 1730 года генерал Фамицы сообщил Долгорукову, что Муса-хан оставил одного из своих сыновей в Реште, а другого в Астаре и присоединился к Мохаммад-Коли-хану, османскому правителю Халхала. К ним присоединились Джафар Султан и правитель Карганруда Зарб-Али-бек .

Основной причиной его отъезда стали безграничные подозрения русского генерала Фамицы. Похоже, что российское правительство не только ограничивало власть местных феодалов, но и относилось к ним с подозрением и строгим контролем. Левашов сообщил императрице Анне (годы правления 1730—1740), что Муса-хан напал на казачьи дружины, убил 3 солдат и ранил 3 солдат. На этот раз Муса Хана видели с Мохаммад-Коли Ханом в Ардебиле . По словам Левашова, в сентябре 1730 года в Ленкоранском и Аркиванском уездах собралось много повстанцев. Когда весь Карганруд восстал, генерал Фамицы послал полковника Ступиша с отрядом в 500 человек. 13 декабря он прибыл из Астары в Карганруд и вернулся в Астару 13 января 1731 года, когда полковник Ступиш сжег несколько деревень и уничтожил большое количество повстанцев. Таким образом, восстание показало, что коренные жители не склонны к русским. Когда Муса-хан вернулся в Астару в сентябре 1730 г., русские чиновники вновь назначили его, учитывая его престиж среди населения.

Согласно Раштскому договору, подписанному 1 февраля 1732 года, Россия взяла на себя территории к югу от реки Кура, а согласно Гянджинскому договору 1735 года территории к северу от реки Куры были возвращены Персии, а русские войска были полностью выведены с этих территорий. В 1730-х годах большая часть региона находилась под властью Муса-хана, признавшего власть Надир-шаха. Также следует отметить, что в этот период ситуация в регионе была крайне проблемной. Непрерывные войны во главе с Надиром и жесткая налоговая политика серьёзно ухудшили положение людей и спровоцировали восстания в регионе. Надир безжалостно подавил одно из этих восстаний в Астаре в 1734 году .

Экономика

Астара и Ленкорань были одними из важных городов на торговых путях , особенно Астара проходила через шёлковые пути северного Ирана . Большая часть шёлка, перевозимого в то время для производства в Италии, действительно происходила из Ирана. «Сета Талани» было названием шёлка из Талыша .

Список правителей

Астара

Мохаммад Мирза Талыш (? −1538)

Кубад Хан (? −1539)

Баяндур-хан I (1539—1581)

Хамза Хан I (1581—1592)

В 1593 году шах Аббас I подарил этот регион Фархад-хану Караманлу.

Баяндор-хан II (1610—1628)

Сару Хан (1628—1648)

Калич-хан (1648—1659)

Хама Хан II (1684—1697)

Муса Хан

Ленкорань

Коке Тахан (1695—1697)

Аббас-Коли хан (1697—1726)

Азиз Хан (1726-)

Примечания

  1. Shahvar, Soli; Abramoff, Emil (2018). „The Khan, the Shah and the Tsar: The Khanate of Talesh between Iran and Russia“. In Matthee, Rudi; Andreeva, Elena (eds.). Russians in Iran: Diplomacy and Power in the Qajar Era and Beyond . I.B. Tauris. pp. 24-48. ISBN 978-1-78673-336-8 .
  2. Хансуваров Раззаг. . talish.org . Tolışon Sədo (Голос Талышей) (21 ноября 2011). Дата обращения: 4 сентября 2020. 16 июня 2021 года.
  3. Мамедова, Ирада (2007). «Lənkəran xanlığının yaranmasına dair» (О происхождении Ленкоранского ханства). Elmi Əsərlər (in Azerbaijani). Баку: Институт истории, NAS of Azerbaijan. стр. 49-63.
  4. Muradov, Vidadi (2019). «Political and socio-economic history of Lankaran-Astara region of Azerbaijan (18th and early 20th centuries)». Azərbaycan Xalçaları [Azerbaijani Carpets] . Baku: Azer-Ilme. 9 (28-29): 118—139. ISSN 2304-330X.
  5. вероятно, ошибочно из-за сходства в названии с областью Гызылагадж
  6. приблизительно состоял из современных округов Парсабад, Билех Савар и Герми и некоторых частей Билясуварского района
  7. в оригинале „Мир Азиз“
  8. Newman, Andrew J. (2006). Safavid Iran: Rebirth of a Persian Empire . London: I.B. Tauris. ISBN 978-1-84511-830-3 .
  9. Tapper, Richard (1997). Frontier Nomads of Iran: A Political and Social History of the Shahsevan . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-58336-5 .
  10. Matthee, Rudi (2012). от 25 мая 2023 на Wayback Machine . London: I.B. Tauris. ISBN 978-1-84511-745-0 .
  11. Matthee, Rudolph P. (1999). The Politics of Trade in Safavid Iran: Silk for Silver, 1600—1730 . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521641-31-4 .
  12. Nasiri, Mirza Naqi (2008). Floor, Willem (ed.). Titles & Emoluments in Safavid Iran: A Third Manual of Safavid Administration . Translated by Willem Floor. Washington, D.C.: Mage Publishers. ISBN 1-933823-23-2 .

Ссылки

  • Floor, Willem (2001). Safavid Government Institutions . Costa Mesa, California: Mazda Publishers. ISBN 1-568591-35-7 .
  • Хансуваров, Раззаг (18 November 2011). «Yusiku Ocağı», газета Tolışon Sədo [Голос талышей] (in Azerbaijani). No. 6. стр.. 3 — talish.org.
  • Мамедова, Ирада (2002). «Talış (Lenkeran) Hanlığı» [Талышское (Ленкоранское) ханство]. In Güzel, Hasan Celal; Çiçek, Kemal; Koca, Salim (eds.). Türkler (in Turkish). 7 . Translated by Sadik Sadikov. Istanbul: Yeni Türkiye. pp. 101–112. ISBN 975-6782-40-4 .
  • Мамедова, Ирада (2007). «Lənkəran xanlığının yaranmasına dair» (О происхождении Ленкоранского ханства). Elmi Əsərlər (in Azerbaijani). Баку: Институт истории, NAS of Azerbaijan. стр : 49-63.
  • Matthee, Rudolph P. (1999). The Politics of Trade in Safavid Iran: Silk for Silver, 1600—1730 . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521641-31-4 .
  • Matthee, Rudi (2012). Persia in Crisis: Safavid Decline and the Fall of Isfahan . London: I.B. Tauris. ISBN 978-1-84511-745-0 .
  • Muradov, Vidadi (2019). «Political and socio-economic history of Lankaran-Astara region of Azerbaijan (18th and early 20th centuries)». Azərbaycan Xalçaları [Azerbaijani Carpets] . Baku: Azer-Ilme. 9 (28-29): 118—139. ISSN 2304-330X.
  • Nasiri, Mirza Naqi (2008). Floor, Willem (ed.). Titles & Emoluments in Safavid Iran: A Third Manual of Safavid Administration . Translated by Willem Floor. Washington, D.C.: Mage Publishers. ISBN 1-933823-23-2 .
  • Newman, Andrew J. (2006). Safavid Iran: Rebirth of a Persian Empire . London: I.B. Tauris. ISBN 978-1-84511-830-3 .
  • Reid, James J. (1983). Tribalism and Society in Islamic Iran, 1500—1629 . Malibu, California: Undena Publications. ISBN 0-890031-25-8 .
  • Shahvar, Soli; Abramoff, Emil (2018). «The Khan, the Shah and the Tsar: The Khanate of Talesh between Iran and Russia». In Matthee, Rudi; Andreeva, Elena (eds.). Russians in Iran: Diplomacy and Power in the Qajar Era and Beyond . I.B. Tauris. pp. 24–48. ISBN 978-1-78673-336-8 .
  • Tapper, Richard (1997). Frontier Nomads of Iran: A Political and Social History of the Shahsevan . Cambridge: Cambridge University Press. ISBN 0-521-58336-5 .
Источник —

Same as Сефевидский Талыш