Interested Article - Изгнание евреев и мусульман из Португалии

Epistola de victoria contra infideles habita , 1507 год

Изгнание евреев и мусульман из Португалии ( порт. Perseguição de Judeus e Muçulmanos ) — изгнание евреев и мусульман, начавшееся 5 декабря 1496 года , когда король Португалии Мануэл I подписал указ об изгнании евреев и мусульман , вступавший в силу к концу октября следующего 1497 года .

Предыстория

До XV века некоторые евреи занимали видное место в политической и экономической жизни Португалии. Например, Ицхак Абрабанель был казначеем короля Португалии Афонсу V . Многие из них также играли активную роль в португальской культуре , и традиционно имели репутацию опытных дипломатов и торговцев. К этому времени в Лиссабоне и Эворе сформировались большие еврейские общины.

Изгнание евреев

Изгнание евреев в 1497 году, акварель 1917 года Альфредо Роке Гамейро

5 декабря 1496 года король Португалии Мануэл I издал декрет, согласно которому все евреи должны были либо принять католицизм , либо покинуть страну, чтобы удовлетворить просьбу католических королей Испании во время переговоров о брачном контракте между ним и их старшей дочерью Изабеллой ; изгнание евреев было негласным условием для заключения этого брака . Король продемонстрировал своё желание полностью и навсегда искоренить иудаизм в Португалии, издав два указа . За первым указом об изгнании 1496 года последовал эдикт о принудительном обращении от 1497 года, согласно которому португальским евреям было запрещено покидать страну, и они были насильно крещены и обращены в христианство . Те евреи, которые отказались платить налоги в знак протеста, были депортированы из Португалии и брошены на произвол судьбы на островах Сан-Томе и Принсипи у западного побережья Африки . Для португальских конверсо наступили тяжелые времена: в Лиссабоне в 1506 году были убиты 2000 человек , а в 1536 году была создана португальская инквизиция .

Когда король разрешил конверсо покинуть страну после резни в Лиссабоне в 1506 году, многие отправились в Османскую империю, особенно в Салоники и Константинополь , а также в султанат Ваттасидов в Марокко . Меньшая часть отправилась в Амстердам , Францию , Бразилию , Кюрасао и на Антильские острова , в Суринам и Новый Амстердам . Об этих событиях до сих пор напоминает использование языка ладино некоторыми еврейскими общинами в Греции и Турции , португальские диалекты Антильских островов и многочисленные синагоги , построенные . Среди самых известных потомков португальских евреев, которые жили за пределами Португалии, — философ Барух Спиноза и экономист Давид Рикардо .

Криптоиудеи

Сожжение криптоиудеев в Лиссабоне, Португалия

Евреи, принявшие христианство, были известны как новые христиане и всегда находились под постоянным наблюдением инквизиции. Гнетущее присутствие Святой Канцелярии в Португалии длилось почти триста лет, пока португальская инквизиция не была отменена в 1821 году «Общими чрезвычайными и учредительными ». Многие из этих новых христиан были криптоиудеями , которые продолжали тайно исповедовать свою религию; в конце концов в следующие века они покинули Португалию и снова открыто приняли свою еврейскую веру в других странах. Так было, например, с предками Баруха Спинозы в Нидерландах. Некоторые другие немногочисленные группы португальских евреев, такие, как , выбрали иное и радикальное решение, исповедуя свою веру строго секретным образом в сельской и изолированной общине. Известные как «Последние из марранов », некоторые из них сохранились до сегодняшнего дня (в частности, еврейская община из Белмонти в Каштелу-Бранко, а также несколько разрозненных семей) благодаря практике родственных браков и очень ограниченному культурному контакту с внешним миром. Только недавно, в конце XX века, они восстановили связь с международной еврейской общиной и открыто исповедуют свою религию в общественной синагоге с формальным раввином .

Изгнание мусульман

По словам современного историка Франсуа Сойера, насильственное обращение евреев в христианство затмило происходившее в то же время изгнание мусульман . Хотя терпимость к мусульманским меньшинствам в Португалии была выше, чем в любой другой части Европы , мусульмане по-прежнему воспринимались как «чужаки» . В соседней Валенсии в 1460-х годах регулярно происходили антимусульманские беспорядки; однако в Португалии подобных актов насилия не было .

В декабре 1496 года без каких-либо явных причин Мануэл I приказал всем подданным-мусульманам покинуть Португалию . По словам португальских историков XV века Дамиана де Гойша и , изначально португальское правительство планировало насильственно обращать или казнить мусульман, как они это делали с евреями, но страх возмездия со стороны мусульманских королевств в Северной Африке заставил короля вместо этого объявить о депортации . Мотивация Мануэла I, стоящая за этим указом, неясна, но некоторые современные историки считают, что это было частью более великой цели королевы Изабеллы и короля Фердинанда (известных как « католические короли ») — избавить полуостров от мусульман и создать «религиозное единообразие» и «монолитное католическое христианское единство» . Другие историки считают, что на это повлияли честолюбивые замыслы завоевания Марокко или предложение доминиканского духовника короля, монаха Хорхе Вогадо . Некоторые мусульмане нашли убежище в Кастилии , но большинство бежало в Северную Африку .

Возвращение некоторых евреев в Португалию

В XIX веке некоторые состоятельные семьи сефардов еврейского португальского происхождения, такие как Руах и Бенсауде, переселились в Португалию из Марокко. Первой синагогой, построенной в Португалии с XV века, была , открытая в 1904 году.

В 2014 году португальский парламент изменил , чтобы предоставить португальское гражданство потомкам сефардских евреев , изгнанных из Португалии. Этот закон является реакцией на исторические события, которые привели к их изгнанию из Португалии, а также на растущую обеспокоенность еврейских общин по всей Европе. Чтобы получить португальское гражданство, человек должен иметь фамилию, подтверждающую, что он является прямым потомком сефардов португальского происхождения или имеет семейные связи с бывшей португальской общиной сефардов. Использование во время еврейских обрядов выражений на португальском языке, еврейско-португальском или ладино также может считаться доказательством .

С 2015 года несколько сотен турецких евреев , которые смогли доказать свое происхождение от , изгнанных в 1497 году, и получили португальское гражданство .

Примечания

  1. , pp. 10—12.
  2. François Soyer. (англ.) . Cadernos de Estudos Sefarditas, n.º 8, 2008, pp. 33-62. (2008). Дата обращения: 4 ноября 2020. 5 января 2022 года.
  3. Reuven Faingold. (порт.) . Morashá: História Judaica Moderna (79) (2013). Дата обращения: 4 ноября 2020. 8 ноября 2020 года.
  4. (англ.) . Jewish Virtual Library . Дата обращения: 4 ноября 2020. 10 мая 2022 года.
  5. Frédéric Brenner and Stan Neumann, от 20 ноября 2020 на Wayback Machine (Motion Picture), La Sept-Les Film d’Ici, 1990.
  6. , p. 241.
  7. , p. 258.
  8. , p. 254, 259.
  9. , p. 242.
  10. , pp. 260—261.
  11. , p. 269.
  12. , p. 280.
  13. , p. 273.
  14. , p. 262.
  15. , p. 268.
  16. Lusa. (порт.) . PÚBLICO . Дата обращения: 4 ноября 2020. 14 ноября 2016 года.
  17. DEVOS, Olivier (англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 4 апреля 2019. 4 августа 2017 года.
  18. Liphshiz, Cnaan (англ.) . www.timesofisrael.com . Дата обращения: 4 апреля 2019. 15 июля 2017 года.
  19. (англ.) (3 марта 2015). Дата обращения: 4 апреля 2019. 11 ноября 2020 года.

Литература

  • François Soyer. (англ.) . — 2007. — ISBN 9789004162624 .
  • António José Saraiva. (англ.) . — BRILL, 2001. — ISBN 9789004120808 .
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Источник —

Same as Изгнание евреев и мусульман из Португалии