Interested Article - Витри, Жак де

Августинский (фр.) в Уаньи . Гравюра (фр.) (1740)

Жак (Яков) де Витри́ ( фр. Jacques de Vitry , лат. Jacobus Vitriacensis , или Iacobus de Vitriaco ; около 1160 или 1170 , Витри-сюр-Сен или Витри-ан-Пертуа — 1 мая 1240 , Рим ) — французский хронист , теолог и проповедник, монах- августинец , епископ Акры (1216—1228) , кардинал Тускула (1228—1240), участник и вдохновитель Пятого крестового похода , покровитель движения бегинок . Автор «Восточной истории», являющейся ценным источником о крестовых походах , а также житий святых , ставших примером для позднейших агиографов.

Биография

Осада Дамиетты. Миниатюра рукописи «Великой хроники» Матвея Парижского , XIII в.

Родился в Витри-сюр-Сен близ Парижа , или в (фр.) неподалёку от Реймса , в семье зажиточных горожан . Учился в Парижском университете у известного теолога Петра Кантора (ум. 1197). С 1208 года служил священником в Брабанте , где сблизился с известной подвижницей и мистиком (фр.) (1177—1213) , сделавшись её исповедником и занявшись по её рекомендации проповеднической деятельностью.

В 1210 году стал настоятелем церкви в Аржатёе , в 1211 году вступил в августинский орден в (англ.) в Уаньи недалеко от Камбре , после чего служил регулярным каноником в Льеже . В 1211 1216 годах ездил по Франции и Германии , проповедуя крестовый поход против альбигойцев , в котором с 1213 года участвовал лично. Благодаря его хлопотам, в 1216 году римским папой Иннокентием III были признаны бегинки , лидером которых была Мари из Уаньи . В 1216 году , с благословения папы Иннокентия, отправился с крестоносцами в Палестину , где находился до 1227 года . В первый же год, с одобрения нового папы Гонория III , стал епископом Акры , занимая эту должность до 1228 года. В 1218—1221 годах принял участие в осаде крестоносцами Дамиетты .

В 1228 году становится кардиналом Фраскати (античный Тускул ) и легатом во Франции и Германии , а двенадцатью годами позже избирается патриархом Иерусалима . Папа Григорий IX этот выбор, однако, так и не одобрил, объяснив отказ необходимостью присутствия де Витри в Риме . С 1237 года вплоть до смерти был деканом Коллегии кардиналов и провёл последние годы в Риме .

После своей смерти, согласно завещанию, был похоронен в (фр.) , подле гробницы вышеназванной бегинки Мари , как указывает в своём «Зерцале историческом» Винсент из Бове . В 1796 году монастырь был закрыт, а в 1836 снесена его церковь, но реликварии с мощами Мари д’Уаньи и Жака де Витри удалось сохранить монахиням конгрегации Пресвятой Девы Марии из Намюра , ещё в 1818 году перенёсших их в соборную церковь Нотр-дам-де-Намюр.

В 2015 году , в рамках проекта CROMIOSS, Археологическим обществом Намюра (SAN) вместе с несколькими бельгийскими университетами и исследовательскими институтами, проведено было комплексное историко-археологическое исследование захоронения де Витри. Антропологический , генетический и изотопный анализ найденных в нём останков показали высокую вероятность принадлежности их историческому кардиналу. Тщательно изучена была и его хорошо сохранившаяся уникальная митра из пергамента . Судебно-медицинская экспертиза черепа прелата позволила в 2018 году создать визуальную реконструкцию его внешнего облика, и в 2019 году его останки были повторно захоронены в Уаньи.

Сочинения

Лист рукописи «Sermones vulgares» XIII века. Библиотека Хоутона Гарвардского университета
  • «Краткая история Иерусалимская» ( лат. Historia Hierosolymitana abbreviata ), написанная в 1219—1221 годах и состоящая из двух частей:
    • «Восточной истории» ( лат. Histoire orientale ), описывающей крестовые походы и состояние дел в Палестине.
    • «Западной истории» ( лат. Histoire occidentale ), описывающей состояние церкви и общества в Европе .
  • «Письма из Святой земли», в которых он описывает положение дел в Святой земле и остро критикует местных христиан, ставящих свои личные интересы выше своей миссии.
  • Сборники проповедей, в том числе «Воскресные проповеди на каждый день» ( лат. Sermones dominicales de tempore ), «Проповеди по дням святых» ( лат. Sermones de sanctis ), «Проповеди публичные» ( лат. Sermones communes ) и «Проповеди для народа» ( лат. Sermones vulgares ) .
  • Жизнеописания святых, в том числе агиографический сборник «Книга о женщинах Льежа» ( лат. Liber de mulieribus Leodiensibus , 1213—1216), включающая биографию Мари из Уаньи .

«Восточная история»

Наибольшее значение для историков имеет «Восточная история» де Витри, состоящая из трёх книг, первая из которых которой содержит подробный странноведческий и этнографический обзор Палестины, а также излагает историю Аравии со времён Мухаммеда , с живописными деталями относительно повседневной жизни и обычаев потомков европейских поселенцев- пуленов , туркоманов , бедуинов , сельджуков , ассасинов и пр. Невзирая на 15 лет , проведённых на Востоке, автор опирается не столько на собственные наблюдения, сколько на книжные сведения , в первую очередь «Образ мира» ( лат. Imago mundi ) Гонория Августодунского (1123) и «Историю деяний в заморских землях» своего предшественника Гийома Тирского (1184) . Безо всякого намёка на религиозное воодушевление, он преподносит собранный им обширный материал скорее с точки зрения политика и географа, нежели историка и хрониста. Его не столько занимают деяния крестоносцев и их предводителей, сколько статистические данные, характеризующие природные условия и хозяйственную жизнь Иерусалимского королевства . Наряду с достоверными сведениями о животном, растительном мире и сельском хозяйстве региона, в том числе экзотических культурах вроде финиковой пальмы и сахарного тростника , у него встречаются фантастические подробности вроде рассказа об амазонках и пр. Описание Витри магнитного компаса является одним из первых в европейской литературе. Книга вторая, посвящённая истории Иерусалимского королевства , завершается описанием монашеских орденов и палестинской церковной иерархии. Книга третья, содержащая историю осады Дамиетты , возможно, написана не самим де Витри, а Оливером Схоластиком , епископом Падерборнским .

По своей жанровой принадлежности «Восточная история» де Витри не является в чистом виде хроникой, а соединяет в себе черты записок паломника, средневековой энциклопедии , популярного бестиария и «книги чудес» . В то же время, благочестивый автор не избегает в ней откровенных замечаний и личных оценок в адрес как потомков европейских крестоносцев Аккры, давно утративших воинский дух, «воспитанных в роскоши, изнеженных и женоподобных, привыкших больше к баням, чем к битвам» , так и «некоторых легкомысленных особ», которые, «побуждаемые суетным духом и непостоянством, отправляются в паломническое путешествие не из благочестия, а исключительно из любопытства и желания узнать что-то новое» .

Известно не менее шести рукописей «Истории Иерусалимской», датируемых XIII—XIV веками и хранящихся в Национальной библиотеке Франции и библиотеке Мазарини в Париже , а также Британской библиотеке в Лондоне , библиотеке Паркера колледжа Корпус-Кристи Кембриджского университета и Ватиканской апостольской библиотеке . Впервые она была напечатана в 1596 году в Дуэ Франциском Мосхом и в следующем году там же им переиздана, а в 1611 году её опубликовал в Ханау ( Гессен ) французский историк- гугенот (фр.) , в сборнике хроник «Деяния Бога, совершённые через французов» ( лат. Gesta Dei per Francos ) .

Комментированный французский перевод хроники подготовлен был в 1825 году Франсуа Гизо для 23 тома «Собрания записок, относящихся к истории Франции» ( фр. Collection des Mémoires relatifs à l'histoire de France ). В 1972 году она была опубликована издательством Фрибурского университета (Швейцария) под редакцией Джона Фредерика Хиннебуша; новейшее критическое издание её в оригинале и французском переводе выпущено в 2008 году в Тюрнхауте Жаном Доннадье.

Проповеди

Ценным источником по социальной истории Средневековья и средневековой ментальности являются сборники проповедей Жака де Витри, сохранившиеся, как минимум, в трёх манускриптах XIII столетия из собраний Национальной библиотеки Франции, библиотеки Хоутона Гарвардского университета и муниципальной библиотеки Камбре . Помимо массы цитат из церковных сочинений предшественников и красочных морально-дидактических примеров в жанре « Exempla », он излагает в них оригинальные взгляды на устройство современного ему общества, погрязшего, по его мнению, в грехах и достойного всяческого порицания. По его утверждению, дьявол породил от своей жены девять дочерей-распутниц, коварно выдав последних замуж за разные классы людей: за прелатов и клириков симонию , за монахов лицемерие , за рыцарей — грабёж, за буржуа ростовщичество , за торговцев — мошенничество , за мужиков — святотатство, за слуг — нерадивость, а за женщин — любовь к нарядам . Девятая же дочь нечистого, похоть, выходить ни за кого не пожелала вовсе, дав начало «древнейшей профессии» .

В соответствии с подобными представлениями, Витри в своих «Sermones vulgares» заявляет, что проповедник должен по-разному обращаться к различным категориям не только духовенства: иерархам, священникам, каноникам, монахам и монахиням разных орденов, но и мирян : беднякам, убогим, прокажённым , незамужним девицам, вдовам, зрелым мужам, юношам, паломникам, крестоносцам, рыцарству, знати, купцам, горожанам и даже морякам. И лишь истинная церковь способна объединить этот многоликий мир ( лат. multipharie ) в «единое тело» под властью Христа .

Развивая идею «крестовой индульгенции», заявленную ещё в 1181 году папой Александром III в булле Cor nostrum , Витри называет погибших в Святой земле крестоносцев «истинными мучениками, освобождёнными от простительных и смертных грехов и от наложенного покаяния, избавленными от кар за грех в этом мире, от наказаний чистилища в том мире, защищенными от мук геенны, увенчанными славой и честью в вечном блаженстве». «Никоим образом не сомневайтесь в том, — заявляет он, — что это паломничество не только даст вам отпущение грехов и награду вечной жизни, но оно для ваших жен, сыновей, родственников, живущих или мертвых, существеннее, чем все то хорошее, что бы вы ни сделали для них в этой жизни. Это полная индульгенция, которую высший понтифик, в соответствии с властью ключей, дарованных ему Господом, предоставляет им» .

Послания

Основными адресатами писем де Витри выступают высшие иерархи , прежде всего папа Григорий IX. Помимо вопросов церковной политики и религии, он касается в них и различных социально-бытовых аспектов, также представляющих немалый интерес для исследователей крестовых походов. В частности, им приводятся условия аренды кают на генуэзском судне, с указанием стоимости услуг, бытовые условия перевозившихся на нём паломников, а также подробности морского путешествия, включая описание сильной бури и столкновения в открытом море с другим кораблём, по счастью, не имевших катастрофических последствий для епископа и его изрядно напуганных спутников .

Агиография

Из написанных им агиографических произведений, включённых в «Книгу о женщинах Льежа» ( лат. Liber de mulieribus Leodiensibus ), выделяется «Жизнеописание блаженной Мари из Уаньи» ( лат. Vita Beatae Mariae Oigniacensis ), написанное спустя три года после смерти святой (1213) и представляющее собой не столько традиционное житие , сколько основанную на личных воспоминаниях «духовную историю». Трогательному рассказу о нелёгком жизненном пути близкой ему бегинки предшествует пролог, содержащий предысторию льежского мистицизма . В 1230 году фламандский церковный писатель и энциклопедист Томас ван Кантимпре написал «Дополнение к Житию Мари из Уаньи» ( лат. Supplementum ad vitam Mariae Oigniacensis ), в котором рассказал об истинной роли святой в жизни покойного кардинала, ставшего не только её духовником, но и учеником.

Примечания

  1. Deutsche Nationalbibliothek Record #118711563 // (нем.) — 2012—2016.
  2. от 29 октября 2021 на Wayback Machine — Консорциум европейских научных библиотек.
  3. Edgington S. B. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle. — Leiden; Boston, 2016.
  4. Афанасьев И. Ф. от 2 декабря 2021 на Wayback Machine // Православная энциклопедия . — Т. 19. — М., 2008. — С. 114.
  5. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // ARLIMA. Archives de littérature du Moyen Âge.
  6. Molinier A. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Les Sources de l’Histoire de France: des origines aux guerres d’Italie (1494). — Vol. 3. — Paris, 1903. — p. 49.
  7. Bréhier Louis René. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Catholic Encyclopedia . — Vol. 8. — New York: Robert Appleton Company, 1913.
  8. Zier M. Jacques de Vitry // Medieval France: An Encyclopedia. — New York; London, 1995. — p. 921.
  9. Molinier A. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Les Sources de l’Histoire de France: des origines aux guerres d’Italie (1494). — p. 50.
  10. Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. — СПб., 2019. — С. 273.
  11. Zier M. Jacques de Vitry // Medieval France: An Encyclopedia. — p. 922.
  12. Гене Бернар. История и историческая культура Средневекового Запада. — М.: Языки славянской культуры, 2002. — С. 201.
  13. Райт Дж. К. Географические представления в эпоху крестовых походов. — М.: Наука, 1989. — С. 103.
  14. Заборов М. А . от 22 ноября 2021 на Wayback Machine . — М.: Высшая школа, 1977. — С. 22.
  15. Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. — С. 274.
  16. Там же. — С. 121, 269.
  17. Лучицкая С. И. Рыцари, крестоносцы и сарацины. Запад и Восток в эпоху крестовых походов. — СПб., 2021. — С. 225.
  18. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. — М., 1989. — С. 194.
  19. Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. — С. 230.
  20. Лучицкая С. И. Рыцари, крестоносцы и сарацины. — С. 216, 218–219.

Издания

  • Jacobi de Vitriaco Libri duo quorum prior Orientalis sive Hierosolymitanes, alter Occidentalis historiae nominee inscribitur. Omnia nun primùm studio et opera D. Francisci Moschi Niuigellatis. — Douai: Ex Officina Typographica Balthazaris Belleri, 1597.
  • Cesta Deis per Francos sive orientalium expeditionum regni Francorum Hierosolymitani historia a variis sed illius aevi scriptoribus litteris commendata. Ed. Jacques Bongars. — T. I—II. — Hanoviae: Typis Wechelianis, apud heredes J. Aubrii, 1611.
  • Histoire des Croisades par Jacques de Vitri // Collection des Mémoires relatifs à l'histoire de France, publiés et traduite par François Guizot. — Tome 23. — Paris: Brière, 1825. — xii, 406 p.
  • The exempla or illustrative stories from the Sermones Vulgares of Jacques de Vitry. Edited by T. F. Crane. — London: D. Nutt, 1890. — cxvi, 303 p. — (Publications of the Folklore Society, 26).
  • Die Exempla aus den Sermones feriales et communes des Jakob von Vitry. Herausgegeben von Joseph Greven. — Heidelberg: C. Winter, 1914. — xviii, 68 p. — (Sammlung mittellateinischer Texte, 9).
  • Lettres de Jacques de Vitry, 1160/1170—1240, éd. critique par R. B. C. Huygens. — Leiden: Brill, 1960. — 166 p.
  • The Historia occidentalis of Jacques de Vitry. A Critical Edition by John Frederick Hinnebusch. — Fribourg: University Press, 1972. — xxii, 314 p. — (Spicilegium Friburgense, 17).
  • Jacques de Vitry. Histoire orientale (Historia orientalis). Introduction, édition critique et traduction par Jean Donnadieu. — Turnhout: Brepols, 2008. — 547 p. — (Sous la règle de Saint Augustin, 12).
  • Jacques de Vitry. Histoire de l'Orient et des croisades pour Jérusalem. — Clermont-Ferrand: Paléo, 2013. — 328 p. — (L'Encyclopedia Médiévale). — ISBN 978-2849091418 .

Литература

  • Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников (Exempla XIII века). — М.: Искусство , 1989. — 368 с.: ил. — ISBN 5-210-00018-4 .
  • Горелов Н. С. Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII—XIV веков. — СПб.: ИД «Азбука-классика», 2006. — 448 с. — (Азбука Средневековья). — ISBN 5-91181-017-4 .
  • Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. — СПб.: Наука, 2019. — 392 с. — (Библиотека всемирной истории). — ISBN 978-5-02-039685-2 .
  • Лучицкая С. И. Рыцари, крестоносцы и сарацины. Запад и Восток в эпоху крестовых походов. — СПб.: Евразия, 2021. — 480 с. — (Clio Magna). — ISBN 978-5-8071-0505-9 .
  • Molinier Auguste. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Les Sources de l’Histoire de France: des origines aux guerres d’Italie (1494). — Volume 3. Les Capétiens, 1180—1328. — Paris: Alphonse Picard & Fils, 1903. — pp. 49–50.
  • Zier Mark. Jacques de Vitry // Medieval France: An Encyclopedia, ed. by William Kibler. — New York; London: Garland Publishing, 1995. — pp. 921–922.
  • Edgington Susan B. от 27 октября 2021 на Wayback Machine // Encyclopedia of the Medieval Chronicle, ed. by Graeme Dunphy and Cristian Bratu. — Leiden; Boston: Brill, 2016.

Ссылки

Источник —

Same as Витри, Жак де