Interested Article - Трансавангард
- 2020-12-31
- 2
Трансаванга́рд ( итал. transavanguardia , от лат. trans и фр. avant-garde ) — течение в европейской живописи, итальянский вариант неоэкспрессионизма .
История
Термин «трансавангард» был введен в 1979 году итальянским критиком Акилле Бонито Олива в статье, посвященной творчеству пяти итальянских художников — Сандро Чиа , Франческо Клементе , Энцо Кукки , и . Буквальное значение — «после авангарда », «выходящее за пределы авангарда» .
В 1982 году в работе «Интернациональный трансавангард», написанной Бонито Олива в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, под этим понятием объединяют немецкий неоэкспрессионизм , аргентинскую новую образность и французскую свободную фигуративность.
На Берлинской выставке 1982 года, посвящённой трансавангардистам, выставлялся ряд художников, объединённых стремлением к «реактивации» художественных стилей и региональных, национальных художественных традиций прошлого. Центральное внимание было посвящено проблемам телесности (Ф. Клементе), народным верованиям (М. Паладино), современной интерпретации эстетического наследия кубизма и футуризма (С. Чиа), сюрреализма (У. Кучча), «неформальной» традиции в живописи 1950—1960-х годов (Н. Де Мариа) .
Трансавангард противопоставляет себя неоавангарду , в частности концептуализму , и склонен к новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженному личностному началу, установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого . Трансавангард характеризуется как переходное течение; он отличается культурным номадизмом и стремлением преодолеть абстрактно-концептуальный язык неоавангарда посредством возвращения к традиционным живописным техникам в сочетании с идеями экспрессионизма и отчасти с использованием мотивов и форм искусства прошлого . Итальянский теоретик и критик Паоло Партогези утверждал, что трансавангард радикально разошёлся с авангардизмом, утратившим «активность, утратил чувство юмора, характерные для его молодости, стал догматичен»: «Жизненность постмодернизма — в возможности сломать преграду, искусственно отделяющую прошлое от настоящего. Мы следуем за тем, что нам завещали наши отцы; и за тем, что есть настоящего, завоеванного человечеством за все века, даже за пределами западной цивилизации» .
В 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно сильно расширилось и стало синонимом «постмодернизма» . Он стал приемлем и объединяющим для представителей самых различных школ («неоэкспрессионизм», «постабстракционизм», «гиперманьеризм», «постсюрреализм» и т. д.) .
В предисловии к каталогу выставки «Американское искусство XX столетия» Бонито Олива противопоставляет «тёплый трансавангард» (warm transavantgarde)/«страстный трансавангард» (hot trans-avantgarde) Джулиана Шнабеля и «прохладный трансавангард» (cool transavtangarde) Джеффа Кунса .
Теоретики трансавангарда говорили о необходимости возврата к мануальным приёмам в живописи, а также использованию ярких и сочных красок ― всё это озвучивалось в контексте преобладания концептуального искусства в артистических кругах, имевшего место в 1970-х. Подробным исследованием художественного течения занимался критик искусства Акилле Бонито Олива, который характеризовал его как почти исключительно итальянское явление, не получившее большого признания за рубежом . Главными деятелями движения были пятеро художников : Сандро Киа , Энцо Кукки , Франческо Клементе , Никола де Мариа и Миммо Паладино; вместе с пятёркой также плотно сотрудничал Сирио Белуччи; к этому списку также можно добавить Миммо Германа, Эрнесто Татафиоре, Нино Лонгобарди (представил свои трансавангардистские работы на Венецианской биеннале 1980 года), а также Андреа Ваччаро, который, впрочем, последствии покинул движение .
В 1979 году на выставке Acireale , которую курировал Акилле Бонито Олива, впервые были публично представлены работы трансавангардистов; некоторые из них также попали и на Венецианскую биеннале в следующем году. В октябре 1979 года в журнале Segno вышла статья, посвящённая творчеству трансавангардистов. Критик отзывался о них следующем образом: «эти художники видят живописную практику как форму некоторого положительного утверждения, как жест ― не защиты, но нападения» . С ноября 2011 по март 2012 года в Палаццо Реале в Милане прошла выставка полотен трансавангардистов прошлых десятилетий, возродив общественный интерес к данному течению
Трансавангард в Украине
В Украине представителями направления трансавангарда являются Александр Гнилицкий , Олег Голосий , Арсен Савадов и Георгий Сенченко, Александр Ройтбурд , Василий Рябченко и др. В украинском варианте ощутима коннотация к отечественному барокко . Их произведениям присущи фигуративность, динамизм, мифологичность, цитатность классических произведений искусства, фантазийность, эксцесс формы (монументальноcть размера произведений) и т. д.
См. также
Примечания
- ↑ от 18 октября 2016 на Wayback Machine ТРАНСАВАНГАРД
- от 24 мая 2022 на Wayback Machine ТРАНСАВАНГАРД
- ↑ от 18 октября 2016 на Wayback Machine Трансавангард
- (итал.) . www.treccani.it. Дата обращения: 26 сентября 2019. Архивировано из 26 июля 2019 года.
- , с. 233.
- , с. 100.
- от 3 марта 2016 на Wayback Machine Achille Bonito Oliva
- . archivio.corriere.it. Дата обращения: 26 сентября 2019. 8 ноября 2015 года.
- . web.archive.org (23 августа 2007). Дата обращения: 26 сентября 2019. 23 августа 2007 года.
- 2019 Artmajeur Художественная онлайн-галерея / Andrea Vaccaro. . www.artmajeur.com. Дата обращения: 26 сентября 2019. 26 сентября 2019 года.
- Numero 13 (ottobre 1979) della rivista
- Леся Смирна . Століття українському візуальному мистецтві // К.: «Фенікс», 2017, ст.454.
Литература
- Бонито Олива, Акилле. Искусство на исходе второго тысячелетия / Пер. Г. Курьерова; К. Чекалов. — М. : Художественный журнал, 2003. — 217 с. — (Классика современности). — ISBN 5901116097 .
- Горностаева Л. Г. Основы культурологии. Курс лекций. — М. : Российская академия правосудия, 2011. — 232 с. — ISBN 978-5-93916-286-9 .
- Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. — М. : МГУ, 1993. — С. 247. — ISBN 5-211-02686-1 .
- Bonito Oliva, Achille , Transavantgarde International , Milan, Giancarlo Politi, 1982.
- Bonito Oliva, Achille , Italian Transavantgarde , Milan, Giancarlo Politi Editore, 1992.
- , Storia dell'arte: dall'impressionismo alla transavanguardia , EdUP, 2007; ISBN 978-88-8421-171-2 .
- Marco Meneguzzo, Da Balla alla transavanguardia , Cinisello Balsamo, Silvana editoriale, 2004; ISBN 88-8215-754-7 .
- , L'arte contemporanea: tendenze, poetiche, ideologie dall'espressionismo tedesco alla postmodernità , Napoli, Liguori editore, 2007; ISBN 978-88-207-3906-5 .
- Groupes, mouvements, tendances de 1’art contemporain depuis 1945. P., 1989.
Ссылки
- 2020-12-31
- 2