Interested Article - Шигирский идол

Прорисовка Шигирского идола В. Я. Толмачёвым; 1916 год
Голова одного из идолов в Шигирской коллекции

Большо́й Шиги́рский и́дол археологический памятник , древнейшая в мире сохранившаяся деревянная скульптура. Возраст, по последним оценкам учёных, достигает 12 100 лет , ранее называли 11 600 лет . Идол выполнен из лиственницы в XI тысячелетии до нашей эры , в эпоху мезолита . Данный артефакт по датировкам сопоставим с подобными находками из Юго-Восточной Анатолии , такими как колонны в Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори . Найденные памятники свидетельствуют о том, что в эпоху голоцена духовный мир и искусство охотников-собирателей были гораздо богаче и сложнее, чем представлялось ранее .

Идол обнаружен в 1890 году на Среднем Урале в районе современного города Кировграда . В настоящее время хранится в Свердловском областном краеведческом музее в городе Екатеринбурге , где ему посвящена отдельная экспозиция .

Обнаружение

Во второй половине XIX века на Среднем Урале в 70 километрах к северо-западу от Екатеринбурга в районе деревни Калата (сейчас город Кировград ) велись разработка и добыча ранее открытых месторождений рассыпного золота в . В разных приисках в процессе выработки рабочим попадались различные предметы из рога, кости, дерева, камня, глины . Первое сообщение о находках в 1879 году сделано вице-президентом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) екатеринбургским врачом Александром Андреевичем Миславским . На одном из заседаний он сообщил о находках и сделал предположения о датировках предметов. Уже в 1880 году на торфянике по заданию Императорского Русского географического общества была проведена археологическая разведка под руководством екатеринбургского археолога .

24 января ( 5 февраля ) 1890 года на Втором Курьинском прииске Шигирского торфяника на глубине четырёх метров было обнаружено десять крупных обломков деревянной скульптуры . У дерева была фрагментарная сохранность, поэтому было принято решение извлекать его из торфа по частям. На сегодняшний день территория торфяника затоплена, и место находки недоступно. Позднее распоряжением владельца территории графа Алексея Александровича Стенбок-Фермора находка была передана в ведение УОЛЕ. В музей скульптура попала в виде груды обломков. Первую реконструкцию выполнил хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ . Фигура со скрещёнными руками и ногами была собрана в произвольном порядке из части фрагментов и достигла в высоту 2,8 метра . При этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовался вовсе. Научная реконструкция проведена в 1914 году археологом Владимиром Яковлевичем Толмачёвым . В своей реконструкции он использовал все фрагменты скульптуры. По реконструкции В. Я. Толмачёва идол представлял собой фигуру высотой 5,3 метра с объёмной скульптурной головой, туловищем в виде доски и объёмным основанием, затёсанным на конус . Позднее фрагменты нижней половины тулова скульптуры по неизвестным причинам были утрачены. Сейчас высота идола составляет 3,4 метра . Об утраченных фрагментах от середины и до основания затёсанного на конус можно судить только по зарисовке Толмачёва. Общая длина утраченной части 195 см .

Описание

Внешние видеофайлы

Идол представляет собой антропоморфную фигуру, изготовленную из цельного расколотого бревна лиственницы сибирской . Обработка древесины велась по свежесрубленному стволу при помощи шлифованных каменных тёсел и стамесок . Всего было насчитано 159 годовых колец , 137 из них удалось измерить. Первые 18 колец значительно уже других, это указывает на тяжёлые условия на ранней стадии роста дерева, возможно, вызванные соседними деревьями. В возрасте около 20 лет дерево стабилизировалось, и фаза устойчивого роста продолжалась до 60 лет. В последующий период наблюдается нестабильная скорость роста. В пределах 30-летнего периода её значительное снижение говорит о повторяющихся трудных климатических условиях, которые были, вероятно, также тяжёлыми и для охотников-собирателей того времени. Среднегодовой прирост в 2,49 мм значительно ниже современного (так, среднегодовой прирост в субальпийской зоне Южного Урала составляет 9,89 мм ) , ширина колец также имеет меньшую изменчивость, чем у современных образцов . Узкие кольца в голове соответствуют узким годичным кольцам, прослеженным в нижней части скульптуры, из которой были отобраны образцы. Это наблюдение является убедительным аргументом в пользу целостности скульптуры и принадлежности всех её фрагментов к одному древесному стволу. Годичные кольца видны также на различных фрагментах тулова скульптуры, и они подтверждают, что все эти части происходят от одного ствола . Сохранившаяся до настоящего времени часть идола делится надвое — верхняя половина тулова с головой и нижний фрагмент, затёсанный на конус с выемкой в основании, из-за которой образуются выступы, возможно, изображающие ноги идола. Тулово имеет форму доски, прямоугольной в сечении. Голова и нижняя часть выполнены в объёме. Установлено, что идол не вкапывался нижней частью в землю, как считалось ранее, а стоял, прикреплённый к чему-либо, возможно, к дереву или столбу. Об этом свидетельствует одинаковая сохранность всех частей скульптуры, на границе земли и воздуха древесина имела бы следы гниения .

Орнамент и личины

Тулово идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом . В дополнение к орнаменту на широких плоскостях вырезаны лица — личины. На рисунке Толмачёва таких личин пять: три на лицевой стороне и две — на оборотной . С 2003 года выделяют ещё одну, шестую личину, не отмеченную на зарисовке Толмачёва. Личина выявлена во время монтажа экспозиции «Шигирская кладовая» на оборотной плоскости тулова хранителем Шигирской коллекции . В отличие от остальных личин, имеющих носы прямоугольной формы, для моделировки носа этой личины был использован сучок дерева, в результате чего нос оказался короче, чем у других личин, конической формы и более выступающим, что придаёт личине, по мнению С. Н. Савченко , определённое сходство с мордой зверя . С 2014 года выделяют седьмую личину, расположенную на оборотной плоскости тулова в верхней части скульптуры. Эта личина имела нос прямоугольной формы, но сегодня он сколот (от него сохранился только контур, видимый под микроскопом) .

Каждая личина венчает отдельную фигуру. Сейчас на Большом Шигирском идоле вместе с изображениями утраченной части выделяют восемь персонажей: верхнее изображение с объёмной головой, три фигуры на лицевой плоскости тулова и четыре — на оборотной. Все фигуры сугубо индивидуальны и следуют одна за другой. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются только отдельные элементы скелета . Исследователи предполагают, что персонажей могло быть больше. Остаётся непонятным, с чем связано изображение в виде двух параллельных зигзагов , пересекающихся в нижней части, на лицевой уплощённой стороне основания. В своих комментариях к зарисовкам Толмачёв отмечал, что это изображение зигзагов не имеет отношения к предшествующей им фигуре на утраченной части. Следовательно, на стыке этих частей имеется утрата, и есть вероятность, что здесь могла быть ещё одна личина .

Среди изображений выделяют персонажей, олицетворяющих водную и воздушную стихии , фигуры, воплощающие женское и мужское начала, миры растений и животных. Этнографические материалы показывают некоторые возможности подхода к объяснению смысла древних изображений, но не раскрывают его полностью. Фигуры не поддаются однозначной трактовке. Вертикальная постановка персонажей, если здесь запечатлены мифы о происхождении мира и людей, может отражать последовательность событий или может свидетельствовать об определённой иерархии представленных образов. Основываясь на мифологии угров , видит в изображениях на идоле отражение вертикальной модели мироздания , которое подразделяется на Верхний, Средний и Нижний миры, содержащие в себе семь сфер пространства . Археолог из Национального музея Дании предположил, что идол мог служить предупреждением на границе запретной территории . Ряд специалистов отмечают сходство оформления с писаницами монументальных каменных руин в Гёбекли-Тепе в Турции .

Изображения идола свидетельствуют о том, что уже в столь раннее время у жителей лесной полосы Урала существовала сложная система мифологических представлений .

Датировка

Дискуссия о датировке ведётся с момента обнаружения. Необычный характер скульптуры сделал затруднительной её типологическую датировку . Высказывались предположения о возможной датировке идола эпохой неолита (V—VI тысячелетия до нашей эры ), энеолита (IV—III тысячелетия до нашей эры), бронзовым веком (II тысячелетие до нашей эры) и ранним железным (I тысячелетие до нашей эры) .

В 1997 году было установлено, что поверхность идола начала осыпаться, и было принято решение о его консервации . До неё было решено провести радиоуглеродный анализ проб из внутренних слоёв древесины. Анализ проводился в двух лабораториях: в Институте истории материальной культуры Санкт-Петербурга под руководством и в Геологическом институте Российской академии наук в Москве под руководством . Обе экспертизы показали одинаковый результат: идол был выполнен в середине мезолита — среднего каменного века. Все три некалиброванные радиоуглеродные даты ложатся в диапазон между 8,8 и 8,5 тысячами лет до нашей эры, что соответствует калиброванным 7820—7590 годам до нашей эры . Полученные даты вызвали дискуссию. Многие учёные высказывали сомнения в столь раннем возрасте скульптуры и считали необходимым проведение дополнительных исследований, что неоднократно озвучивалось и в научных публикациях. Выдвигались предположения, что идол был изготовлен из ствола, пролежавшего в торфянике несколько тысяч лет, и, следовательно, возраст идола может быть значительно моложе .

В 2015 году были проведены новые работы по датировке скульптуры. Экспертизой занимались специалисты Центра археометрических исследований имени Гейдельбергского университета в Германии . Радиоуглеродный анализ с уточнённой калибровочной кривой, выполненный с использованием метода , показал датировку 11 600 лет до настоящего времени . Заниженный возраст, полученный в более раннем исследовании, объясняется смешиванием в нём образцов из внешнего и внутреннего слоёв объекта (вызванным необходимостью использования для обычной радиоуглеродной датировки сравнительно большого количества анализируемого материала) и попаданием во внешние слои современного углерода из воска и других материалов, использовавшихся при реставрации. Новая датировка проводилась на небольших количествах материала благодаря использованию метода ускорительной масс-спектрометрии, что позволило выделить образцы, не подвергшиеся загрязнению современным углеродом. Хотя разброс полученного возраста достаточно велик из-за существенных колебаний калибровочной кривой в рассматриваемое время, окончательное заключение относит дату изготовления идола примерно к 9,6 тыс. лет до нашей эры , что соответствует концу последнего оледенения и переходу от верхнего дриаса к пребореальному периоду голоцена .

Помимо радиоуглеродного анализа, комплексная программа исследований включала дендрологический и технико-трасологический анализ. Технико-трасологический анализ — изучение поверхности идола под микроскопом — позволил установить набор инструментов, которыми была изготовлена скульптура, выявить приёмы обработки и последовательность их применения. Дендрологический и технико-трасологический анализы доказали, что скульптура была изготовлена из свежесрубленного дерева; следовательно, даты, полученные по древесине, указывают на время изготовления идола .

В 2021 году в журнале «Quaternary International» были опубликованы исследования археологов из Гёттингенского университета в Германии , из Института археологии РАН и главного научного сотрудника из Свердловского областного музея . Учёные, проанализировав результаты предыдущих научных работ, пришли к выводу, что лиственнице со 159 годичными кольцами, из которой вырезан артефакт , примерно 12 250 лет, и это говорит о том, что идол был создан в конце последнего ледникового периода — начале голоцена и имеет возраст около 12 100 лет .

История и хранение

Впервые Шигирские древности представлены публике на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке (1887—1888). После её закрытия владелец находок граф Алексей Александрович Стенбок-Фермор передал в дар музею УОЛЕ первые 40 шигирских предметов, которые заложили основу коллекции. За это граф был избран почётным членом УОЛЕ. В дальнейшем граф неоднократно дарил музею шигирские находки, в том числе он передал Большого Шигирского идола .

Идол постоянно экспонировался в исторических экспозициях музея УОЛЕ, затем Свердловского областного краеведческого музея. В 1960-х был выставлен в здании Вознесенской церкви в предыдущей исторической экспозиции музея. С 2003 года скульптура постоянно экспонируется в экспозиции «Шигирская кладовая», где представлены уникальные шигирские находки из органических материалов, требующие особого температурно-влажностного режима. Режим поддерживается в помещении с помощью специального оборудования. Экспонировать идола сложно из-за того, что он состоит из отдельных фрагментов. Чтобы посетители могли рассмотреть скульптуру со всех сторон, фрагменты в витрине закреплены на специальной конструкции так, чтобы давление частей идола друг на друга было минимальным. За стеклом работает специальная подсветка, которая позволяет рассмотреть мельчайшие детали фигуры .

Отборы проб для датировки и расчётов проводились в 1999 и 2014 годах. В 1999 году выполнен распил нижнего фрагмента в ходе дендрохронологического анализа . Иллюстрация распила представлена фотографией фрагмента № 10 . В 2014 году группой археологов была разработана программа по более глубокому изучению скульптуры для разрешения оставшихся вопросов и сомнений по датировке. Ими же произведён отбор проб. Для этого распилили один из фрагментов идола и изъяли из его внутренней части семь небольших щепочек (каждая не более сантиметра в длину, общей массой менее 2 грамм ), чтобы выполнить радиоуглеродную датировку объекта высокочувствительным методом ускорительной масс-спектрометрии и привязать результаты к общеклиматической шкале .

Претензии Министерства культуры

В октябре 2014 года в полицию Свердловской области поступило заявление заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова , обвинившего музей и археологов в том, что на исследования, связанные с нарушением целостности объекта культурного наследия, не было получено разрешение. В июле 2015 года по представлению прокуратуры следственным комитетом на директора Свердловского областного краеведческого музея и ряд учёных — археологов и дендрологов — было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ («Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия или культурных ценностей») .

29 марта 2016 года уголовное дело было прекращено. По заключению экспертов, научные исследования 2014 года не повлекли повреждений, изменения внешнего облика либо иного ущерба для археологической ценности скульптуры .

Документалистика

  • . Автор: Виктор Голювинов. ООО «Голд Медиум» по заказу ВГТРК . 2020 г (2020-04-04). "Шигирский идол". 38 minutes in. Россия-Культура . {{ cite episode }} : |series= пропущен или пуст ( справка ) ; Внешняя ссылка в |credits= ( справка )

Примечания

  1. Zhilin M., Savchenko S., Hansen S., Heussner K.-U., Terberger T. (англ.) // Antiquity. — 2018. — Vol. 92 , iss. 362 . — P. 334—350 . — doi : . 14 сентября 2019 года.
  2. . Газета «Культура» (23 марта 2021). Дата обращения: 23 марта 2021. 23 марта 2021 года.
  3. Алина Имамова, Александр Кукарцев. TASS.RU . ТАСС (27 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2019. 7 августа 2018 года.
  4. . RIA.RU . РИА НОВОСТИ (28 апреля 2018). Дата обращения: 21 марта 2019. 11 июля 2018 года.
  5. , с. 8.
  6. Ирина Костерина. . KP.RU . КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА (27 августа 2015). Дата обращения: 21 марта 2019. 19 сентября 2017 года.
  7. . UOLE-MUSEUM.RU . Свердловский областной краеведческий музей. Дата обращения: 21 марта 2019. 29 января 2019 года.
  8. .
  9. .
  10. , с. 94—96.
  11. .
  12. , с. 11.
  13. .
  14. , с. 9.
  15. , с. 103.
  16. . Science . 2018-04-24. из оригинала 31 мая 2018 . Дата обращения: 25 мая 2018 .
  17. . NewsComAu . из оригинала 26 мая 2018 . Дата обращения: 25 мая 2018 .
  18. .
  19. .
  20. , с. 15.
  21. , с. 13.
  22. . Телеканал «Наука» (23 марта 2021). Дата обращения: 23 марта 2021. 16 апреля 2021 года.
  23. Корепанова С. А . Промышленные выставки России XIX века : к 120-летию Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки 1887 года / науч. ред. Б. Б. Овчинникова . — Екатеринбург : Издательство «Квадрат», 2007. — С. 212. — 320 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-91357-003-1 .
  24. Дарья Козинова. . ZNAK.COM . Информационное агентство «Znak» (24 июня 2014). Дата обращения: 21 марта 2019. 28 июня 2018 года.
  25. Игорь Пушкарев. . ZNAK.COM . Информационное агентство «Znak» (29 июля 2015). Дата обращения: 21 марта 2019. 28 июня 2018 года.
  26. Андрей Давыдов. . MK.RU . МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ (29 марта 2016). Дата обращения: 21 марта 2019. 28 июня 2018 года.

Литература

  • Горячев В. М. Древесно-кольцевой анализ отдельных частей «идола» из Шигирского торфяника // Третьи Берсовские чтения. — Екатеринбург, 1999. — С. 45—49.
  • Савченко С. Н., Жилин М. Г., Тербергер Т., Хойсснер К.-У. Предварительные результаты исследований деревянной культовой скульптуры — Большого Шигирского идола // Седьмые Берсовские чтения. — Екатеринбург : Квадрат, 2015.
  • Савченко С. Н., Жилин М. Г., Тербергер Т., Хойсснер К.-У. // Уральский исторический вестник. — 2018. — № 1 (58). — С. 8—19. — ББК 63.442.12(235.55) .
  • Савченко С. Н. История формирования коллекции шигирских древностей в Свердловском областном краеведческом музее // 120 лет археологии восточного склона Урала. Первые чтения памяти В. Ф. Генинга . — Екатеринбург : Уральский государственный университет, 1999. — С. 46—53.
  • Савченко С. Н. Тайны Шигирских древностей // Мир музея. — 2004. — № 8. — С. 2—6. — ISSN .
  • Савченко С. Н., Жилин М. Г. // Четвёртые Берсовские чтения. — Екатеринбург : АКВА-ПРЕСС, 2004. — С. 130—135.
  • Толмачёв В. Я. Древности Восточного Урала // Записки Уральского общества любителей естествознания. — Екатеринбург, 1914. — Т. XXXIV, вып. 8. — С. 148—160. — 179 с.
  • Толмачёв В. Я. // Известия Императорской Археологической Комиссии. — Санкт-Петербург, 1916. — Вып. 60. — С. 94—99. — 128 с.
  • Чаиркина Н. М. // Уральский исторический вестник. — 2013. — № 4 (41). — С. 100—110. — ББК 63.442.13(235.55) .
  • Chairkina N. M., Kuzmin Y. V., Burr G. S. // Antiquity. — 2013. — № 336. — С. 418—429.
Источник —

Same as Шигирский идол