Interested Article - Алкамен (скульптор)
- 2020-03-19
- 1
Алкамен ( греч. Αλκαμένης ) — ведущий скульптор Древней Греции второй половины V века до н. э.
Алкамен родился в первой половине V века до н. э.. Происхождение мастера в современной науке остаётся дискуссионным. Некоторые учёные, опираясь на сообщение Плиния и информацию из « Суды » , полагают, что скульптор являлся уроженцем острова Лемнос , другие, доверяя Цецу , — афинянином . В любом случае, в середине века Алкамен уже был принят в ученики к Фидию и фактически проживал в Афинах.
Долгое время Алкамену приписывалось создание фронтонной группы храма Зевса в Олимпии. Предположение это, основанное на сообщении Павсания , теперь широко оспорено учёными. Однако нашла подтверждение гипотеза, согласно которой, Алкамен — автор греческого оригинала, найденного на афинском Акрополе — скульптурной группы Прокны и Итиса , о которой также рассказывает Павсаний в «Описании Эллады».
Алкамен, подобно своему учителю, изготовлял свои произведения как из мрамора , так и из бронзы , золота и слоновой кости . Хотя он был особенно искусен в изображении красоты человеческого тела , но своей славой он обязан, как и Фидий, главным образом замечательным статуям богов . Из них следует упомянуть статую Диониса , которая, судя по аттическим монетам, должна, кажется, по своему плану составлять подражание Фидию. Из остальных статуй особенно славилась по совершенству своих форм « Афродита в садах » ; у своего стоящего, одетого Гефеста Алкамен сумел чрезвычайно искусно показать хромоту, а его статуи Геры , Гекаты , Ареса , Асклепия , Афины и Геракла являлись, по мнению античных авторов, замечательными произведениями. Существует гипотеза, согласно которой, дошедшие до нас статуи приготовляющегося метать дискобола, вероятно, представляют подражание знаменитой Алкаменовой статуе атлета . Алкамен в своем творчестве, с одной стороны, продолжил традиции искусства Фидия, но, с другой, проложил новые пути развития древнегреческой пластики. В частности, именно Алкамен стал первым, кто обратился к архаизации скульптурных форм. Об этом говорят такие его творения как Гермес Пропилей и Геката Эпипиргидия.
Примечания
- Plin. , N. H. XXXVI, 16-17. .
- Suida. , s.v. Ἀλκαμένης. .
- Tzetz. Chil. , VIII, 340. .
- Полежаева К.О. (Руский) // Артикульт. — 2020. — Июль-сентярь ( т. 039 , № 3—2020 ). — С. 47—55 . 23 апреля 2021 года.
- 2020-03-19
- 1