Interested Article - Апоксиомен

Апоксиомен в Музее Пио-Клементино в Ватикане

Апоксиомен ( др.-греч. Ἀποξυόμενος — скребущий себя) — тип древнегреческой статуи , изображающей фигуру атлета , очищающего себя стригилем (скребком) от смеси песка, пыли, грязи и пота после состязаний.

Апоксиомен Лисиппа

Наиболее известным произведением этого типа является «Апоксиомен» работы выдающегося древнегреческого скульптора второй половины IV в. до н. э. Лисиппа из Сикиона , созданный в бронзе в 330 году до н. э. Плиний Старший назвал бронзовую статую Апоксиомена главным произведением Лисиппа. В «Естественной истории» Плиния говорится, что римский полководец Марк Випсаний Агриппа установил статую Лисиппа в своих термах , которые он воздвиг в Риме около 20 года до н. э. Позднее император Тиберий так полюбил статую, что «перенёс её в свою спальню, заменив другой статуей, но римский народ настолько не мог примириться с этим, что криками в театре потребовал поставить Апоксиомена на прежнее место» . Бронзовый оригинал Лисиппа не сохранился. Лучшая из позднейших реплик из пентелийского мрамора находится в Музее Пио-Клементино в Ватикане . Её обнаружили в 1849 году при раскопках в римском районе Трастевере (по правому берегу Тибра).

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского . Его Стиль соответствовал духу эпохи великих македонских завоеваний IV в. до н. э. Он выражает динамику, культ силы и власти. Статуя Апоксиомена (даже с учётом возможных неточностей позднейшей реплики) характерна удлинёнными пропорциями, свойственными эстетике относительно позднего периода античного искусства: необычно маленькая голова, противоречащая «канону Поликлета», слишком короткий торс, длинные ноги и сравнительно тонкие руки. Удлинённые пропорции , беспокойные силуэты и натуралистические детали — свойства эллинистического искусства. В сравнении с произведениями Лисиппа фигуры, созданные Поликлетом в период высокой классики (середина V в. до н. э.), кажутся тяжеловатыми, как и его прославленный контрапост . Однако сам скульптор, по свидетельству Павсания, утверждал, что «у него не было иных учителей, кроме природы и статуи „ Дорифора “ скульптора Поликлета » .

Для историков искусства не осталась незамеченной особенность так называемой «постановки фигуры», свойственной творчеству Лисиппа. Б. Р. Виппер писал: «Вместо больших, резко очерченных плоскостей Дорифора… Лёгкостью отличается постановка Апоксиомена. Его ноги расставлены очень широко, он не опирается всей тяжестью тела на одну ногу, как Дорифор, а легко балансирует, как бы покачиваясь с одной ноги на другую и, кажется, вот-вот изменит свою позу. Именно эта мимолётность, переменчивость, которую мы чувствуем в статуе Апоксиомена, это подвижное равновесие и составляет главное завоевание Лисиппа». У статуи, добавляет Виппер, «почти нет главной точки зрения», одного из основных признаков скульптуры периода классики, она свободно «движется в пространстве», и в этом смысле «Лисипп может быть назван наиболее чистым „пластиком“ из всех мастеров греческой скульптуры» . Остаётся добавить, что в большинстве римских реплик, эта особенность творчества Лисиппа, была упущена, и опорная нога Апоксиомена кажется просто неправильно поставленной. Плиний отмечал, что Лисипп «обычно говорил», что в то время как другие художники «создавали людей такими, какие они есть на самом деле, он делал их такими, какими они казались» .

Другие произведения

Плиний также упоминает использование темы «Апоксиомена» другими скульпторами, в частности его учеником Дедалом Сикионским. В 1896 году в Эфесе были найдены фрагменты (234 отдельных обломка) бронзовой статуи, которые сейчас находятся в Музее истории искусств Вены . Она изображает атлета, который чистит руки от пыли и пота. Предположительно, это работа самого Поликлета .

Полностью сохранившаяся бронзовая статуя «Апоксиомена», со стригелем в левой руке, найдена Рене Вутеном в северной части Адриатического моря , между островами Веле Орюле и Козяк, вблизи острова Лошинь ( Хорватия ) в 1996 году . Скульптура лежала на морском дне, покрытая губками и морскими отложениями. Все части статуи сохранились, хотя голова откололась от тела. Скульптура имеет высоту 192 см и является копией древнегреческой (II—I в. до н. э.) статуи «Апоксиомена» Лисиппа. Скульптура была впервые выставлена в Музее Мимара в Загребе как « ». В настоящее время постоянно находится в Музее Апоксиомена в Мали-Лошине (Хорватия), в специально отреставрированном Старом дворце .

Реплика неизвестного мастера неоаттической школы из коллекции Медичи хранится в галерее Уффици во Флоренции. Наряду с целыми статуями, музеи мира хранят и фрагменты античных «Апоксиоменов». В петербургском Эрмитаже находится копия головы, найденная в XIX в. .

Другая бронзовая голова с начала XVIII века находилась в коллекции Бернардо Нани в Венеции (в наше время — в , штат Техас), предполагают, что её нашли на Пелопоннесе . Голова, как и у хорватского Апоксиомена, имеет губы, инкрустированные медью, а глаза — стеклом, цветным камнем и медью. Ещё полдюжины фрагментов скульптур типа Хорвата—Кимбелла находятся в различных собраниях и представляют собой варианты реплик оригинала Лисиппа, что свидетельствует о его необычайной популярности.

Гипсовые слепки статуи были востребованы в художественных академиях разных стран в качестве учебного пособия, поэтому их тиражировали в большом количестве, в том числе и для музеев. Один из таких слепков в конце 1890-х годов, наряду с прочими шедеврами античной и западноевропейской скульптуры, был заказан И. В. Цветаевым для будущего Музея изобразительных искусств в Москве.

Вариант «Апоксиомена» по гипсовому слепку, хранящемуся в Императорской Академии художеств , создан в технике гальванокопии в 1851 году в мастерских немецкого мастера И. А. Гамбургера в Санкт-Петербурге . Вместе с другими «гальваническими копиями» скульптура установлена в Екатерининском парке Царского Села на Гранитной террасе, построенной по проекту Л. Руска в 1808—1810 годах .


Примечания

  1. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. — М.: Ладомир, 1994. — С. 66 (XXXIV, 62). — С. 333 (примечания Г. А. Тароняна)
  2. Власов В. Г. Лисипп // Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имён, 1996. — С. 517
  3. Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. — С. 254—255
  4. . 26 октября 2015 года.
  5. Lattimore S. The Bronze Apoxyomenos from Ephesos // American Journal of Archaeology 76. 1 (January 1972:13-16). — Р. 13
  6. Valvanis P. Bronze statues from the depths of the seа // Tzalas, ed., Great Moments in Greek Archaeology. — Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2007: 359—360
  7. Вальдгауэр О. Ф. Античная скульптура в Эрмитаже. 1913 // Гос. Эрмитаж. — Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1923
  8. Лансере Н. Н. История одного ошибочного решения, или сложная судьба гальванической коллекции Екатерининского парка от 27 февраля 2020 на Wayback Machine

Литература

  • Апоксиомен // Словарь античности = Lexikon der Antike / сост. Й. Ирмшер, Р. Йоне ; пер. с нем. В. И. Горбушин, Л. И. Грацианская, И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская ; редкол.: В. И. Кузищин (отв. ред.), С. С. Аверинцев , Т. В. Васильева , М. Л. Гаспаров и др. — М. : Прогресс , 1989. — С. 40. — 704 с. — ISBN 5-01-001588-9 .
Источник —

Same as Апоксиомен